Развитие творческих способностей учащихся средних классов на основе применения проектного метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:50, дипломная работа

Описание

Цель: Изучение эффективности использования проектного метода посредством программы Adobe Flash PROв обучении информатики в 8 классе.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
Разработать комплекс рекомендаций по применению проектного метода.
Изучить программу Adobe Flash.
Разработать рекомендации для учителя по использованию проектного метода при изучении информатики в 8 классе

Содержание

Введение
ГЛАВА i ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1.Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности учащихся основной школы
1.2. Психолого-педагогические особенности проектной деятельности
1.3.Элементы flash анимации
выводы по I главе
глава ii Разработка уроков по информатике с применением проектного метода
2.1. Adobe Flash PRO
2.2. Разработка уроков по информатике с использованием проектного метода
Выводы по Iiглаве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
библиография
приложение

Работа состоит из  1 файл

my.docx

— 74.63 Кб (Скачать документ)

   ГОУ СПО Вилюйский  педагогический колледж 

   им. н.г.чернышевского

   отделение информатики и  математики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ средних классов НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА  
 
 
 
 
 

                                                                                 Выполнил: студент 3 курса

                                                                                 Сидоров Сергей Сергеевич

                                                                                 Научный руководитель:

                                     Васильев Станислав

                                              Андреевич 
 
 

   Вилюйск 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение

ГЛАВА i ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.1.Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности учащихся основной школы

1.2. Психолого-педагогические особенности проектной деятельности

1.3.Элементы flash анимации

выводы по I главе

глава ii Разработка уроков по информатике с применением проектного метода

2.1. Adobe Flash PRO

2.2. Разработка уроков по информатике с использованием проектного метода

Выводы по Iiглаве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

библиография

приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

     Современный этап развития средней общеобразовательной  школы связан с необходимостью решения  проблемы творческого потенциала учащихся. Поиск средств развития познавательных и творческих способностей, повышения  эффективности обучения школьников является проблемой общей для  многих стран. Есть потенциальная возможность  развития творческих способностей на внеклассных занятиях. Это связано  с тем, что на уроках время ограничено и нет целостного курса, направленного  на развитие творческих способностей. Разработать курс не представляется возможным в рамках дипломной  работы, но есть возможность подобрать  задания и их использование на дополнительных внеклассных занятиях по информатике, что внесет коррективы в процесс развития школьников. В  настоящее время создалась принципиально  новая ситуация, обусловленная стремительным  развитием средств вычислительной техники и постоянным обновлением  программного обеспечения (в том  числе учебного назначения), что  позволяет в достаточной степени  реализовать творческий потенциал  учащихся.

     Одним из важнейших источников и показателей  процветания любого общества является развитие творческого потенциала личности. Гуманизация современного образования  также выводит на передний план проблему творческой самореализации личности. Творчество предполагает способность  к саморазвитию, к поиску новых  подходов к работе, готовность к  созиданию. В связи с этим особое значение в педагогической науке  и практике приобретает проблема развития творческого потенциала человека в целом и школьника в частности.

     Однако  проведенный анализ выполненных  исследований показал, что выпускники школ недостаточно подготовлены к решению  нестандартных жизненных ситуаций, у них отсутствует готовность к самосовершенствованию, к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления.

     Анализу и систематизации различных аспектов формирования и развития творческих способностей посвящены работы Д.Б. Богоявленской, Л.С.Выготского, В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса, А.Н. Лука, И.Я. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др.

     Используя современные методики диагностики  творческих способностей необходимо выявить  уровень их развития у учеников, и подобрать приемы и формы  организаций занятий для дальнейшего  их развития.

     Так как речь идет о необходимости  организации процесса обучения, основанного  на творческой деятельности, то задача развития творческих способностей становится основной, из-за чего проявляется некоторая  цикличность процесса: процесс развития творческих способностей определяет процесс  образования на основе творчества, а сам этот процесс начинает определять характер эффективности развития творческих способностей.

     Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается  в определении необходимости  развития творческих способностей школьников через создание проектов по информатике; анализа проделанной работы и  создании ряда рекомендаций, направленных на развитие творческих способностей.

    Актуальностью темы дипломной работы является 

    Объект: Развитие творческих способностей детей на основе применения проектного метода

    Предмет исследования:Программа  AdobeFlashPRO

    Цель: Изучение эффективности использования проектного метода посредством программы  Adobe Flash PROв обучении информатики в 8 классе.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу  по теме исследования.
  2. Разработать комплекс рекомендаций по применению проектного метода.
  3. Изучить программу Adobe Flash.
  4. Разработать рекомендации для учителя по использованию проектного метода при изучении информатики в 8 классе

    Методы  исследования:

    Анализ  психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

    Гипотеза:

    Если на уроках информатики применять проектный методто возможно у учащихся будет развиваться творческие способности

     Практическая  значимость состоит в экспериментальном исследовании особенностей творческих способностей подростков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА i ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.1.Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности учащихся основной школы 

     Проблема  творчества стала в наши дни настолько  актуальной, что по праву считается "проблемой века". Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно  всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать "теорию творчества".

     Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. С позиции философии творчество – это деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности [22, с. 103].

     Творчество  понимается как деятельность, направленная на создание существенно нового; как процесс, включенный в постановку и решение проблем, нестандартных задач; как форма познания действительности и т.д. [5, с. 12].

     Виды  творчества весьма различны по своей  природе – это художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. Следуя Л. С. Выготскому, определявшему "творчество социальных отношений", т.е. "творческие способности к быстрой и умелой социальной ориентировке" [8, с. 100], можно выделить коммуникативное и адаптивное творчество [13, с. 45].

     Творчество  – мышление в его высшей форме, выходящей за пределы известного, а также деятельность, порождающая  нечто качественно новое. Последняя включает в себя постановку или выбор задачи, поиск условий и способа ее решения и в результате – создание нового.

     Творчество  может иметь место в любой  сфере деятельности человека: научной, производственно – технической, художественной, политической и других.

     Творчество  представляет собой явление, относящееся, прежде всего к конкретным субъектам  и связанное с особенностями  человеческой психики, закономерностями высшей нервной деятельности, умственного  труда [20, c. 64].

     В психологическом же плане творчество является совокупностью тех компонентов деятельности субъекта, которые для этого субъекта являются носителями качественно новых идей.

     Применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта [6, c.95].

     Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления,приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

     Это форма деятельности человека или  коллектива – создание качественно  нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую  невозможно разрешить традиционными  способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов  проблемной ситуации и так далее.

     Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность  к сближению понятий, цельность  восприятия и другие.

     Творческая  деятельность является инструментом развития творческих способностей, т.к. выполняя творческие задания в частности и осуществляя творческую деятельность вообще, субъект применяет свои способности для решения какой-либо проблемы и, следовательно, развивает их в ходе решения.

     Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить.

     Проявления  творческих способностей варьируют  от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова  для всех. Разница – в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

     Исследуя  природу творчества, ученые предложили называть способность соответствующую  творческой деятельности, креативностью [27, c. 32].

     Креативность(от лат. creatio – созидание) – общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

     Креативность - это интегративная способность, вбирающая в себя системы взаимосвязанных  способностей – элементов. Например, креативными способностями является воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность [27, c. 32].

     Толчком для выделения креативности послужили  данные об отсутствии связи между  традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций [7, с. 90].

     Было  признано, что последняя (креативность) зависит от способности по-разному  использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Эту способность  назвали креативностью и стали  изучать независимо от интеллекта –  как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия  и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности [7, с. 90].

     С деятельностной точки зрения креативность может проявляться по-разному: как на уровне целостной личности (научное, художественное, педагогическое творчество), так и отдельных составляющих познавательной деятельности – в ходе решения творческих задач, участия в проектах и т.д. Но всегда можно обнаружить проявление способности устанавливать неожиданные на первый взгляд связи и соотношения, когда творческая личность самостоятельно выстраивает систему отношений с предметным и социальным окружением. И именно это нужно считать самым важным в творческом процессе, не отрицая, тем не менее, значимости итогового результата. Таким образом, в педагогическом плане главным в творчестве является то, что обучаемый в ходе познавательной творческой деятельности осознает свою значимость в качестве "преобразователя мира", открывателя нового, реализуя себя как личность. И там, где педагогу удалось этого добиться, можно говорить о формировании отрефлексированной установки на творчество, которая также подразумевает наличие собственной точки зрения, известную смелость и независимость в принятии решений [13, с. 45-46].

     Творческие  способности представляют собой  сплав многих качеств. И вопрос о  компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

     Кандидаты психологических наук В. Т. Кудрявцев  и В. С. Синельников, основываясь  на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся средних классов на основе применения проектного метода