Развитие творческих способностей учащихся средних классов на основе применения проектного метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:50, дипломная работа

Описание

Цель: Изучение эффективности использования проектного метода посредством программы Adobe Flash PROв обучении информатики в 8 классе.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
Разработать комплекс рекомендаций по применению проектного метода.
Изучить программу Adobe Flash.
Разработать рекомендации для учителя по использованию проектного метода при изучении информатики в 8 классе

Содержание

Введение
ГЛАВА i ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1.Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности учащихся основной школы
1.2. Психолого-педагогические особенности проектной деятельности
1.3.Элементы flash анимации
выводы по I главе
глава ii Разработка уроков по информатике с применением проектного метода
2.1. Adobe Flash PRO
2.2. Разработка уроков по информатике с использованием проектного метода
Выводы по Iiглаве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
библиография
приложение

Работа состоит из  1 файл

my.docx

— 74.63 Кб (Скачать документ)

 Класс 8.

2 Предмет, БУП

3. Исследование  на развитие творческих способностей  проектным методом (разделение  класса на 2 ве группы 1-я группа экспериментальная 2-я не экспериментальная ) найти метод выявление уровня творческих способностей…..только не тестирование.

4. делаю уроки используя метод проектов по средством программы адоб флеш.

5. провести анализ  выявления эжффективности метода проектов по средством программы адоб флэш 

     Структура проектной деятельности содержит:

  1. анализ проблемы;
  2. постановка цели;
  3. выбор средств ее достижения;
  4. поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
  5. оценка полученных результатов и выводов.

     Диагностика творческих способностей учащихся

     Перед тем, как диагностировать творческие способности, мы предполагаем наличие у школьника:

     • интереса и любознательности, к творческой деятельности, которые характеризуют  потребность личности в знаниях, в стремлении глубже познать вновь  наблюдаемое, в овладении новыми способами деятельности, а также в постановке вопросов, чувстве радости открытия и увлеченности;

     • стремление к творческим успехам  и достижениям;

     • стремление к признанию успеха в  учебно-творческой деятельности и получению  высокой оценки;

     Е.П. Торренс, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления. Но и в этих тестах содержание творческого процесса и время решения теста были ограничены.

     Вероятно, измерить креативность можно с помощью  не тестов, а отдельных актов творчества. Таким актом может служить  создание проекта.

     Оценка  творческих способностей детей в  основном проводится на основе методик  Торренса.

     Мы  тоже решили провести диагностику на основе методики Торренса.

     Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление созданы в 1966 г. Они диагностируют таких параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность, у детей в возрасте от 5 лет и старше.

     Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях:

  • исследование развития творческих способностей учащихся;
  • индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;
  • оценка эффективности программ и способов развития творческих способностей в обучении, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;
  • поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом.

     Наиболее  широкое распространение получили вербальные и фигурные тесты. Для  тестирования мы выбрали задание "Незавершенные фигуры" сконструировано автором из нескольких других тестов. Из психологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.

     Для большинства случаев диагностики  творческого мышления рекомендуется  основывать свое суждение на анализе  отдельных показателей вербальной и фигурной батарей тестов в их соотношении друг с другом. При  этом условии может быть получена достаточно разносторонняя характеристика индивидуальности. Но и суммарный балл по каждой шкале или по обеим шкалам вместе дает довольно стабильный индекс общего творческого потенциала, что может оказаться полезным. Надежность такого суммарного показателя выше, т. к. один и тот же человек может проявлять свой потенциал и в общем количестве ответов без их детализации, и в тщательной разработке небольшого числа идей, и в придумывании немногих, но высоко оригинальных решений.

     Рассмотрим  показатели креативности (гл. 1, п.1) для  диагностики по методу Торренса:

     Показатель  беглости (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных  формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих  требованиям задания. Продуктивность может отличаться в разных батареях и в разных заданиях одной батареи.

     Этот  показатель полезен прежде всего тем, что он позволяет понять другие показатели. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости, оригинальности и разработанности. Низкие значения беглости могут быть связаны с детальной разработанностью ответов в рисуночных заданиях, но могут также наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых.

     Показатель  гибкости оценивает способность  выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

     Низкие  показатели гибкости могут свидетельствовать  о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального  развития или низкой мотивации. Высокие  значения предполагают противоположные  характеристики, но чрезвычайно высокая  гибкость может отражать метание  испытуемого от одного аспекта к  другому и неспособность придерживаться единой лилии в мышлении.

     Оригинальность  характеризует способность к выдвижению идей, отличающих от очевидных, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие баллы по оригинальности обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные "скачки" или "срезать углы" при поиске решения, но это не означает импульсивности, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.

     Показатель  разработанности, детализации идей используется только для оценки фигурных тестов. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой  успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

     Описание экспериментальной  работы

     Педагогический  эксперимент проводился в государственном  образовательном учреждении города Москвы в средней общеобразовательной  школе №1205. Участники эксперимента – учащиеся из 7-8 классов, посещающие внеклассные занятия по информатике. Исследование проводилось на протяжении 2-3 четвертей 2009-2010 учебного года.

     Часть учащихся (10 человек), посещавших внеучебные занятия, составляют экспериментальную группу; из оставшихся учащихся случайным образом были отобраны 10 человек, которые составили контрольную группу.

     Сравниваемые  группы учащихся равны по начальным  данным и по условиям педагогического  процесса при проведении формирующего эксперимента.

     Нам необходимо выяснить, как применение проектной деятельности во внеклассной  работе влияет на развитие творческих способностей учащихся.

     Для этой цели проводится сравнительный  педагогический эксперимент, где одна группа (экспериментальная) посещает внеклассные  занятия, которые проводятся в соответствии с разработанным планированием  проведения (см. гл.2, п.2), а другая (контрольная) – по данной структуре не обучается.

     В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто  предположение о том, что на внеклассных  занятиях, где используются метод  проектов, будет способствовать росту  уровня развития творческих способностей учащихся (а именно таких компонентов  творческих способностей как оригинальность и гибкости). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиография

 
  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. [Текст]: учебник  для вузов / Г.С. Абрамова. – 6-е изд. – М.: Академ. проект, 2006. – 702 с.
  2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. – 238 с.
  3. Бабина, Н.Ф. Методическое обеспечение уроков технологии для развития творческих способностей учащихся (на материале обслуживающего труда) [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Ф. Бабина. – Воронеж, 2001.
  4. Бочкин, А.И. Методика преподавания информатики [Текст]: учеб.пособие / А.И. Бочкин. – Минск: Выш. шк., 1998. – 431 с.
  5. Булатова, О.С. Педагогический артистизм [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М.: Академия, 2001. – 240 с.
  6. Введение в научное исследование по педагогике [Текст] : учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
  7. Введение в психодиагностику [Текст]: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Академия, 1997. – 192 с.
  8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 396 с.
  9. Гафурова, П.О. Проектный метод в изучении PowerPoint [Текст] / П.О. Гафурова, Е.Ю. Чурилова // ИНФО. – 2002. – № 9. – С. 27-30.
  10. Гнатко, Н.М. Проблема креативности и явления подражания [Текст] / Н. М. Гнатко / Рос. Акад наук. Ин-т психологии. – М, 1994. – 43 с.
  11. Давыдова, Е.В. Искусство разработки проектов [Текст] / Е.В. Давыдова // ИНФО. – 2005. – № 8. – С. 6-26.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся средних классов на основе применения проектного метода