Развитие творческих способностей учащихся средних классов на основе применения проектного метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:50, дипломная работа

Описание

Цель: Изучение эффективности использования проектного метода посредством программы Adobe Flash PROв обучении информатики в 8 классе.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
Разработать комплекс рекомендаций по применению проектного метода.
Изучить программу Adobe Flash.
Разработать рекомендации для учителя по использованию проектного метода при изучении информатики в 8 классе

Содержание

Введение
ГЛАВА i ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1.Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности учащихся основной школы
1.2. Психолого-педагогические особенности проектной деятельности
1.3.Элементы flash анимации
выводы по I главе
глава ii Разработка уроков по информатике с применением проектного метода
2.1. Adobe Flash PRO
2.2. Разработка уроков по информатике с использованием проектного метода
Выводы по Iiглаве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
библиография
приложение

Работа состоит из  1 файл

my.docx

— 74.63 Кб (Скачать документ)

     В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков  учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться  в информационном пространстве, развитие критического мышления.

     Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную  деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

     Метод проектов всегда предполагает решение  какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование  разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных  областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание  какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла  или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется  в виду групповая работа), т.е. заданий  для каждого участника при  условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

     Рассмотрев  проектный метод для выбора наиболее эффективных форм работы необходимо рассмотреть классификацию проектов.

     Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

     Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Существует,по крайней мере, четыре различные классификации.

     Практика - ориентированный проектнацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

     Продукт заранее определен и может  быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики  России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

     Исследовательский проектпо структуре напоминает подлинно научное исследование.

     Он  включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач  исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При  этом используются методы современной  науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

     Информационный  проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

     Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом  такого проекта может быть и создание информационной среды класса или  школы.

     Творческий  проектпредполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Творческие проект не имеет четкой структуры.

     Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

     Как правило, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

     Классификация проектов по комплексности и характеру  контактов

     По  комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить три типа проектов.

  1. Моно проекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

     Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины.

     Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

     Интеграция  осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного  альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.

     Такие проекты могут проводиться (с  определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.

  1. Меж предметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

     Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

     Например, проект по теме "Проблема человеческого  достоинства в российском обществе XIX-XIX вв." требует присутствия одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

     3) Над предметным(например, "Мой новый компьютер" и т.д.) - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

     Проект  может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования [24]

     Классификация проектов по продолжительности

     1) Мини-проектымогут укладываться в один урок или менее.

     2) Краткосрочные проектытребуют выделения 4-6 уроков.

     Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда  как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной  деятельности и дома.

     3) Недельные проектывыполняются в группах в ходе проектной недели.

     Их  выполнение занимает примерно 30 – 40 часов  и целиком проходит при участии  руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким "погружением" в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

     4) Годичные проектымогут выполняться как в группах, так и индивидуально.

     В ряде школ эта работа традиционно  проводится в рамках ученических  научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются  во внеурочное время.

     Классификация проектов по характеру контактов  между участниками

     Проекты могут различаться и по характеру  контактов между участниками. Они могут быть:

  • Внутри классными;
  • внутри школьными;
  • региональными (разного масштаба).
  • межрегиональными (в рамках одного государства);
  • международными.

     Последние два типа проектов (межрегиональные  и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку  требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных  компьютерных технологий.

     Далее остановимся  на психологических аспектах проектной деятельности.

     На  результат работы учащихся при использовании  метода проектов большое влияние  оказывают психологические факторы, которые в свою очередь неразрывно связаны с педагогическими технологиями, используемыми при работе с этим методом. Те в свою очередь строятся на педагогических принципах, которыми руководствуются при конструировании  этих технологий. Это принцип воспитывающего обучения, принцип развивающего обучения, принцип создания успеха в обучении, развитии, воспитании, принцип оптимального психологического напряжения, принцип максимального участия учеников в учебном процессе, принцип ориентации на зону ближайшего развития, принцип объединения педагога и учащихся едиными целями и др.

     Стратегическими целями любой педагогической технологии должны быть личностные характеристик. Как сказано выше, весь учебный  процесс нацелен на обучение каждого  ребенка индивидуально. Закономерности индивидуального развития должны всегда сопрягаться с целью воспитания. Необходимо обеспечить гармоничное  развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер. Подавление эмоциональной сферы  интеллектуальной может привести к  холодности человека. С другой стороны, преобладание эмоциональной сферы  может привести к чрезмерному  снижению рациональной сферы, к импульсивности. Принцип создания успеха позволит эффективно реализовать оценку знаний.

     Необходимо  также отметить, что проектная  деятельность предполагает включение  ученика в различные виды деятельности. Этот принцип можно было бы назвать  также включение в деятельность. Обучение по принципумаксимального участия учеников в учебном процессе ("все, что могут делать ученики, не должен делать педагог") позволяет развивать в учащихся черты победителя, лидера. Этот принцип позволяет также разгрузить педагога и родителей от рутинной работы. Включение ребенка в реальную деятельность позволяет не только эффективно развивать, но и воспитывать ребенка. Через создание ситуации успеха в реальной деятельности в процессе создания проекта можно успешно достигать воспитывающих, развивающих целей с большой эффективностью.

     Также, если при получении задания ребенок  не может сейчас выполнить его, то необходимо снизить уровень до возможностей ребенка. Если ребенок не может сейчас исправить какие-то свои недостатки, то нет необходимости делать ему  замечание. Это никак не повлияет на его развитие, а если и повлияет, то в негативную сторону: может сформироваться месть в отношении окружающих.

     Желательно  больше проводить обсуждений, мозговых штурмов. Данный метод должен не навязываться, а должен быть плодом совместных разработок педагога и учащихся.

     Как уже известно, метод проектов предполагает индивидуальную, парную, групповую  работу. Большинство же проектов строится на групповой работе. Поэтому для  благотворной работы необходимо создавать  психологический климат, что является наиболее важной и сложной задачей  в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок  либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует  с членами группы, либо наоборот, становится пассивным. Климат в группе складывается из совокупности социально-психологических  отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с интересами других ее членов. Педагогу важно понимать, что климат в группе определяется совокупностью  отношений, преобладающих в ней. Наличие благоприятного климата  в группе обеспечивает не только защищенность ребенка и его психологический  комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому педагогу следует шире использовать разнообразные  средства, влияющие на создание творческой атмосферы и благоприятного климата. Благоприятный климат обеспечивается совокупностью следующих операций:

  • установление личных контактов;
  • подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;
  • этическое благородное поведение;
  • предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы;
  • привнесение элемента новизны.

     При работе с метод проектов необходимо также учитывать возрастные и  индивидуальные особенности учащихся. В подростковом возрасте главной особенностью является личная нестабильность, появляется чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому. В этом возрасте прослеживается процесс решения сложных познавательных задач. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Активно развиваются память, мышление, восприятие. Поэтому проектная деятельность может на данном этапе сформировать положительные мотивы для обучения. Далеко не все подростки используют возможности своего творческого воображения, они получают удовлетворение от самого процесса фантазировать.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся средних классов на основе применения проектного метода