Развитие творческих способностей учащихся средних классов на основе применения проектного метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:50, дипломная работа

Описание

Цель: Изучение эффективности использования проектного метода посредством программы Adobe Flash PROв обучении информатики в 8 классе.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
Разработать комплекс рекомендаций по применению проектного метода.
Изучить программу Adobe Flash.
Разработать рекомендации для учителя по использованию проектного метода при изучении информатики в 8 классе

Содержание

Введение
ГЛАВА i ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1.Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности учащихся основной школы
1.2. Психолого-педагогические особенности проектной деятельности
1.3.Элементы flash анимации
выводы по I главе
глава ii Разработка уроков по информатике с применением проектного метода
2.1. Adobe Flash PRO
2.2. Разработка уроков по информатике с использованием проектного метода
Выводы по Iiглаве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
библиография
приложение

Работа состоит из  1 файл

my.docx

— 74.63 Кб (Скачать документ)
  1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
  2. Умение видеть целое раньше частей.
  3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
  4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

     Ученые  и педагоги, занимающиеся разработкой  программ и методик творческого  воспитания на базе ТРИЗ (теория решения  изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие компоненты:

  • способность рисковать;
  • дивергентность мышления;
  • гибкость в мышлении и действиях;
  • скорость мышления;
  • способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;
  • богатое воображение;
  • восприятие неоднозначности вещей и явлений;
  • высокие эстетические ценности;
  • развитая интуиция.

     Многие  психологи связывают способности  к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления.

     Дивергентное  мышление характеризуют:

  • быстрота – способность высказывать максимальное количество идей, способов решения той или иной проблемы, причем здесь важно их количество, а не качество;
  • гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, например, связанные с использованием объектов, методов и др. (в наиболее распространенном тесте на проверку гибкости мышления предлагается придумать разные способы применения какого-либо предмета повседневного обихода);
  • оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи, отдаленные ассоциации, находить необычные ответы, отличающиеся от общепринятых;
  • точность – способность совершенствовать продукт творчества, добавляя детали, стремиться к завершенности [13, с. 46].

     Однако  успешность творческих достижений обеспечивает особое сочетание двух видов мышления – дивергентного и конвергентного (основано на стратегии точного использования  предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда  дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи). Только при  высоком уровне способности "действовать  в уме", богатом воображении, основанном на личном опыте и знаниях, высокой  эмоциональности, возможно проявление высокого уровня креативности [3].

     Творческое  мышление – пластичное и оригинальное мышление, при котором субъект предполагает множество решений. В тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два, для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения. Механизму творческого мышления присущи как интуиция, так и логика.

     В процессе изучения способностей была выявлена важная роль воображения в  раскрытии и расширении созидательных  возможностей.

     Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [19, с. 284].

     Важнейшее значение воображения в том, что  оно позволяет представить результат  труда до его начала, тем самым  ориентируя человека в процессе деятельности [23, с. 64].

     Воображение и творчество теснейшим образом  связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения [25, с. 300].

     Возникшее в труде творческое воображение  предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности [20, с. 65].

     В любом виде деятельности творческое воображение определяется не столько  по тому, что может измыслить человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать  действительность, обремененную случайными, несущественными деталями [4, c. 95].

     Таким образом, проанализировав рассмотренные  выше подходы к раскрытию понятий "творчество", "творческие способности", "творческое мышление" и определению  составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие в их определении, исследователи  единодушно выделяют творческое мышление и творческое воображение как  обязательные компоненты творческих способностей, что говорит об их неразрывной  связи. При работе над развитием  творческих способностей нужно направлять деятельность учащихся и задействовать творческое воображение и мышление.

1.2. Психолого-педагогические особенности проектной деятельности 

     В процессе "преподавания – обучения" происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее  ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного  опыта, наоборот, показывает феноменальные  способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и  упорно "не хочет" учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или  не восприятие) учителя учеником и  наоборот, что также, несомненно, оказывает  влияние на прогресс в учении.

     Личностный  характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель  вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в  процессе передачи знаний участвуют  и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

     Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и  возникает проблема необходимости  развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

     Введение  в педагогические технологии элементов  исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его  познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

     Длялучшего понимания метода проектов обратимся к истории данного метода.

     Метод проектов не является принципиально  новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом  проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

     Метод проектов привлек внимание и русских  педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в  России практически параллельно  с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

     Позднее, уже при советской власти эти  идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был  осужден, и с тех пор до недавнего  времени в России больше не предпринималось  серьезных попыток возродить  этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе  он активно и весьма успешно развивался. Метод проектов активно используют в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

     Необходимо  уточнить понятие проекта, перед  тем как рассмотреть сам метод  проектов.

     По  мнению, Полат Е.С., проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

     В современной педагогической литературе существует немалое число определений  метода проектов в обучении (С. И. Горлицкая, В. В. Копылова, Н. В. Матяш, В. М. Назаренко, В. В. Николина, Е. С. Полат, 3.И. Равкин, И. Д. Чечель и др.).

     Среди них в качестве основного нами взято определение этого понятия, данное В. В. Копыловой: "Метод проектов — целенаправленная, в целом самостоятельная  деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или  социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного  результата в виде материального  и (или) идеального продукта".

     Образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем  ему пригодятся, а на том, что остро  необходимо ребенку сегодня, на проблемах  его реальной жизни. Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

     Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

     Задачи  проектной деятельности:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

     Программа в методе проектов строится как серия  взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, находить необходимую информацию для  выполнения того или иного проекта. Таким образом, разрешая свои жизненные  задачи, строя отношения друг с  другом, ребята получают необходимые  для этой жизни знания.

     Преимущества  этой технологии это: энтузиазм в  работе, заинтересованность детей, связь  с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся средних классов на основе применения проектного метода