Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 12:23, контрольная работа
В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач.
В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел и быстрых устных вычислений с двузначными числами с целью подготовки их к обучению в начальной школе.
1. Роль арифметической задачи в понимании сущности арифметического действия
2. Особенности понимания старшими дошкольниками арифметической задачи
3. Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками
4. Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач
Итак, изучая действия сложения и вычитания при решении арифметических задач, можно ограничиться этими простейшими случаями прибавления (вычитания) чисел 2 и 3. Нет необходимости увеличивать второе слагаемое или вычитаемое число, т.к. это потребовало бы уже иных приемов вычисления. Задача детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к пониманию арифметической задачи и к пониманию отношений между компонентами арифметических действий сложения и вычитания.
На завершающем пятом этапе работы над задачами можно предложить дошкольникам составлять задачи без наглядного материала (устные задачи).
В них дети самостоятельно избирают тему, сюжет задачи и действие, с помощью которого она должна быть решена. Воспитатель регулирует лишь второе слагаемое или вычитаемое, напоминая детям, что числа свыше трех они еще прибавлять и отнимать не научились. (Здесь могут быть и исключения.)
При введении устных задач важно следить за тем, чтобы они не были шаблонными. В условии должны быть отражены жизненные связи, бытовые и игровые ситуации. Надо приучать детей рассуждать, обосновывать свой ответ, в отдельных случаях использовать для этого наглядный материал.
После усвоения детьми решения устных задач первого и второго вида можно перейти к решению задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Исследования и практика показывают, что дошкольникам доступно решение некоторых видов косвенных задач. Их можно предлагать детям, будучи уверенными, что обязательный программный материал усвоен ими хорошо. И лишь при необходимости усложнить работу можно ввести такие задачи. Поскольку в косвенных задачах логика арифметического действия противоречит действию по содержанию задачи, они дают большой простор для рассуждений, доказательств, приучают детей логически мыслить.
Приведем примеры таких задач:
«Из графина вылили пять стаканов воды, но в нем остался один стакан воды. Сколько воды было в графине?»
«Леша сделал елочные игрушки. Три из них он повесил на елку, а две оставил. Сколько игрушек сделал Леша?»
«У Лены было семь конфет. Она угостила ребят, и у нее осталось четыре конфеты. Сколько конфет она отдала ребятам?»
«На дереве сидели птички. Когда прилетели еще четыре, их стало восемь. Сколько птиц сидело на дереве сначала?»
Предлагать подобные задачи для решения лучше всего в виде сюрприза: «Кто сообразит, как решать задачу, которую я вам сейчас задам?» Надо отметить, что эти задачи вызывают большой интерес у детей.
Итак, работа над задачами не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает богатый материал для умственного развития.
Практическая часть:
Занятия по развитию элементарных математических представлений(подготовительная группа).
«Математическая сказка»
Программное содержание:
закреплять
знания детей о порядковом счете;
упражнять в увеличении и уменьшении
числа в пределах 10; в составлении
и решении простых
закреплять умение детей ориентироваться в пространстве;
упражнять в составлении числа из двух меньших;
упражнять в деление предметов на 2, 4 равных части и находить заданную часть;
развивать логическое мышление, память, внимание.
Оборудование:
числовой ряд;
простые карандаши;
карточки с таблицей «Буквы – числа», примеры;
Ход занятия
Ребята,
вы любите сказки? Давайте вспомним
русскую народную сказку «Колобок».
А так как страна Сказок и страна
Математика – это близкие подруги. Предлагаю
вам русскую народную сказку «Колобок»
превратить в сказку математическую. Посмотрим,
что из этого получится.
Вспомним начало сказки: «Жили-были старик
со старухой. Вот и просит старик: - Испеки
мне, старуха, колобок.Старуха наскребла
муки, замесила тесто на сметане, скатала
колобок, изжарила его в масле и положила
на окно простынуть (т.е. остудиться).(Показ
картинки Колобка).
- Что было дальше?
Дети: Колобок
соскочил с подоконника и покатился
по дорожке.
Воспитатель: катится Колобок, катится,
а навстречу ему …Ежик.
(Показ картинки ежа).
Ежик:
Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Ежик, лучше задай мне задачи.
Воспитатель: давайте поможем Колобку
решить задачи, иначе Ежик может съесть
его.
Задания Ежика
1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
2. Сколько орехов в пустом стакане?
3. Если съесть одну сливу, что останется?
4. У кого больше лап: у утки или утенка?
5. Сколько хвостов у трех котов?
6. Сколько ушей у двух мышей?
Ежик отпустил Колобка.
Катится Колобок дальше, а навстречу ему
Заяц.
(Показ картинки зайца)
Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Заяц, лучше вопросы трудные
и задания сложные задай.
Задания Зайца
Сколько дней в недели?
Заяц
отпустил Колобка.
Катится Колобок дальше, а навстречу ему
Мышка.
(Показ картинки мышки)
Мышка:
-Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, Мышка, лучше примеры или
задачи наитруднейшие задай.
Задания Мышки
Отпустила
Мышка Колобка, и покатился Колобок
дальше.
Катится Колобок, катится, а навстречу
ему Медведь.
(Показ картинки медведя)
-Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, Медведь, лучше мне вопросы
математические задай.
Задания Медведя
Спасибо
тебе, Медведь. И покатился Колобок
дальше.
Катится Колобок, катится, а навстречу
ему Белочка.
(Показ картинки белочки)
-Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, Белочка, лучше подари мне
игру.
-Хорошо. Вставайте в круг быстрее. Поиграем
в игру «3, 13, 30». С помощью считалочки выберем
ведущего:
1, 2, 3, 4 ,5
Нам друзей не сосчитать.
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Если ведущий говорит: «3» - все игроки
разводят руки в стороны, если 13 – поднимают
руки вверх, если 30 – руки на пояс.
Ведущий называет любое из этих 3 чисел.
Кто ошибается, тот становится ведущим.
Выигрывает тот, кто ни разу не был ведущим.
Колобок поблагодарил Белочку, и покатился
дальше.
Катится Колобок, катится, а навстречу
ему серый Волк.
(Показ картинки волка)
-Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня серый Волк, лучше в игру мою
поиграй
«Продолжай
– не зевай».
7 – это 6+..
7 - это 5+…
7 – это 4+…
7 – это 3+…
7 – это 2+…
7 – это 1+…
И покатился
Колобок дальше.
Катится Колобок, катится, а навстречу
ему Лиса.
(Показ картинки лисы)
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Лиса, а лучше задания какие-нибудь
хитрющие задай.
Задания
Лисы
Здесь зашифрованы слова. Расшифровать
сможет их только тот, кто правильно решит
примеры. Получив ответ, нужно вместо цифры
подставить соответствующую ей букву
и прочитать получившиеся слова.
|
5 – 3 = 3 + 2 = 9 – 1 = 4 + 4 = 10 – 1 =
3 + 3 = 5 – 1 = 1 + 0 = 7 – 1 = 5 + 1 =
6 – 1 = 5 + 2 = 8 – 6 = 10 – 1 = 6 – 1 =
дом мир сад сок ком
6 – 3 = 7 + 2 = 2 + 3 = 3 – 1 =
2 + 2 = 3 + 3 = 7 – 1 = 5 – 4 =
4 + 1 = 1 + 6 = 4 – 2 = 3 + 2 =
6 – 5 = 2 – 1 = 1 + 0 = 1 + 0 =
Зима кора мода дама
Слова
вы расшифровали верно. А теперь наитруднейшее
задание. Это графический диктант. (Дети
рисуют бабочку).
Колобок поблагодарил Лису и покатился
дальше и дальше по дорожке. По пути встречался
со многими лесными жителями, узнавал
много нового и свои знания передавал
другим.
И для вас, ребята, Колобок оставил задание,
которое он советует выполнить вместе
с родителями. Это игра-головоломка.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
Анализ занятия.
Ребята, получилась у нас сказка?
А что больше всего понравилось в сказке?
«Путешествие в страну Математику»
Программные
Продолжать учить решать и придумывать
задачи на нахождения целого
/со знаком +/
Формировать понятия - условие задачи,
вопрос, решение, ответ.
Учить детей давать полные, распространенные
ответы на вопросы воспитателя.
Закреплять знание состава числа 9.
Закреплять умение решать арифметические
действия на сложение в пределах 10.
Продолжать учить ориентироваться на
листе бумаги относительно себя/определять
левую и правую руку на изображении/.
Закреплять умение сравнивать группы
предметов с цифрой.
Закреплять знания о геометрических фигурах,
умение находить заданную и определять
их количество в смешении нескольких.
Развивать логическое мышление, зрительное
внимание
Информация о работе Развитие вычислительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста