Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:53, курсовая работа
Целью исследования является изучение опыта формирования и реализации ГМП в Ставропольском крае. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
исследовать методологические и теоретические аспекты развития молодежной политики в условиях демократического устройства общества, гражданского становления и социальной самореализации молодежи;
изучить координацию деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в России;
сформулировать рекомендации по повышению эффективности осуществления молодежной политики на современном этапе развития общества.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«МАТИ - РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО»
Кафедра «Культурология, история, молодежная политика и реклама»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственная молодежная политика в РФ»
на тему:
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ.
Выполнил студент: Суковатов В. Э.
Группа: 7ОРМ – 4ДС – 045
Научный руководитель: Осипова Н. В.
Москва 2012
Введение
Государственная молодежная политика представляет собой деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий для самореализации личности молодого человека. Государственная молодежная политика вбирает в себя такие жизненно важные отрасли, как экономика, образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, отдых. Государственная молодежная политика направлена на социализацию молодежи, на ее социальное становление. Без этой политики, без социальной подготовки молодежи невозможны ни правовое государство, ни гражданское общество.
Государственная молодежная политика (в дальнейшем ГМП) - система мероприятий, направленных на создание условий без конфликтного вхождения младших возрастных групп в социальную, экономическую, политическую структуры страны. Следовательно, деятельность и федеральных, и краевых ветвей исполнительной, законодательной, судебной власти в данной области оказывается, в конечном счете, направленной на сохранение существующего общественного устройства или на его плавное, ненасильственное, эволюционное изменение. Социальное положение молодежи складывается под воздействием всего многообразия жизни общества. Назначение ГМП внести в разнообразие факторов и условий, воздействующих на формирование нового поколения регулирующее начало.
Масштабные социальные процессы, отражающие кризис государства, предопределили распространение негативных тенденций в положении детей и молодежи. По ряду важнейших показателей положение основной части детей и молодежи следует оценить как критическое или близкое к критическому.
Так, вызывает озабоченность ряд тревожных тенденций, как-то: ухудшение здоровья молодежи, рост наркомании, алкоголизма среди детей и подростков. При этом рост подростковой наркомании в 1,5 раза, а токсикомании в 9 раз выше, чем у взрослых. Резко возрастает число безработных среди молодежи. Почти полмиллиона детей на начало 1993 года в стране остались без родителей. На повестку дня, как в годы войны, встал вопрос о существенном расширении сети детских домов. В 90-е годы появилось новое понятие - «децелерация», означающее замедление темпов роста и развития подрастающего поколения. Резко возрос уровень подростковой преступности. Каждое десятое преступление совершается ими. Появилась и другая тревожная тенденция - детская проституция.
Государству целесообразно в этих
условиях взять на себя решение острых
проблем молодежи посредством различных
своих институтов, в том числе
и путем укрепления государственной
службы по делам молодежи. Одним
из главных условий решения
Для укрепления позитивных тенденций
в молодежной среде государственная
молодежная политика должна быть сориентирована
на поддержку и содействие реализации
гражданских инициатив, участие
в общественно значимой и социально
полезной деятельности в сочетании
с необходимыми мерами социальной защиты,
содействия адаптации и современным
социально-экономическим
Актуальность темы. Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражалось в том, во-первых, насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; во-вторых, что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства, и, в связи с этим, какова реакция предшествующих поколений на молодежь; в-третьих, в какой степени молодежь становится фактором развития или фактором, затрудняющим развитие общества и государства.
Поскольку без молодежи невозможен поиск путей разрешения кризисных ситуаций и проблем, возникших на современном этапе коренного преобразования государственного и общественного устройства России, поставленные вопросы применительно к этой части общества особенно актуальны.
Общество заинтересовано в молодежи как в активной социальной силе, как в таком поколении, которое, включаясь в общественную жизнь, является участником общественного прогресса. Молодое поколение, воспринимая существующее, достигнутое, вместе с тем вырабатывает новое. Мы исходим из методологической значимости положения, основанного на анализе предшествующего развития о том, что наше будущее зависит, больше чем когда бы то ни было, от подрастающего поколения, ибо ему придется разрешать все более возрастающие противоречия
Актуальность темы обусловлена:
Во-первых, необходимостью более точного
определения цели ГМП, межотраслевого
характера и механизма ее осуществления,
а также недостаточной
Во-вторых, несмотря на накопленный опыт и серьезные решения, принятые на государственном уровне, молодежная политика еще не в полной мере сформирована и закреплена в качестве постоянной отрасли социальной сферы. Недостаточной является правовая база для ее осуществления, так как до настоящего времени Отсутствует соответствующий федеральный закон. Во многих субъектах Российской Федерации, в том числе и в Ставропольском крае не приняты соответствующие нормативные акты.
В-третьих, тем, что в последние годы произошло обострение социально-экономических проблем молодежи и возрастание в силу этого социальной напряженности в молодежной среде. Если не принять конкретных мер в плане защиты социальных интересов молодежи, то массовый молодежный протест может поставить под удар все благие намерения правительства, связанные с осуществлением экономических реформ.
В-четвертых, тем, что обозначился кризис патерналистского типа взаимоотношений общества и молодежи. Сутью его является неприятие молодым поколением декларативно-снисходительного характера отношения к нему. Молодежь активно отстаивает право нести свою часть ответственности за положение в стране, право быть субъектом социального действия.
Государство призвано создать оптимальные условия для вовлечения юношей и девушек во все сферы социальной жизни, развивать творчество и самодеятельность молодежи, формировать у нее уверенность в собственных перспективах, обеспечить защиту социальных интересов молодежи при переходе к рынку.
Все перечисленные факторы, вместе взятые, обуславливают необходимость проведения со стороны общества, адекватной времени молодежной политики.
Объектом исследования является процесс
развития молодежной политики государства,
общественных организаций и объединений
на региональном уровне (на примере
Ставропольского и
Предметом исследования служит формирование и реализация молодежной политики, опыт и проблемы организации работы с молодежью, формы участия молодого поколения в экономических, социально-политических процессах в обществе.
Целью исследования является изучение опыта формирования и реализации ГМП в Ставропольском крае. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
исследовать методологические и теоретические аспекты развития молодежной политики в условиях демократического устройства общества, гражданского становления и социальной самореализации молодежи;
изучить координацию деятельности
федеральных органов
сформулировать рекомендации по повышению
эффективности осуществления
Территориальные рамки исследования включают Северный Кавказ в границах Ставропольского края. Выбор территориальных границ исследования определен современной ролью региона в общественно-политической жизни страны.
Степень научной разработанности темы представляется недостаточной. Особенностью современного состояния изученности темы является отсутствие обобщающих трудов, комплексных исследований, монографических работ, рассматривающих целостные характеристики молодежной политики, участие молодежи в реформировании экономики, социально-политических отношений в обществе.
Историографию вопроса можно условно разделить по проблемному принципу, разбив ее на степень изученности мирового опыта, российской практики и регионального развития молодежной политики.
Для первого блока характерны работы,
в которых исследуется опыт зарубежных
государств (США, Германия, Швеция, Италия),
а так же материалы, в которых
проводятся международные исследования
в рамках программ ООН и Юнеско.
Здесь можно назвать работы Е.А.
Афиногеновой «Государственная молодежная
политика в Канаде (80-е - начало 90-х
годов), Е.Л. Головлевой «Государственная
молодежная политика во Франции в 80-е
годы: характерные черты и
Период после Международного года
молодежи (1985 год) ха
рактерен продолжением всесторонней деятельности
государств-
членов ООН по реализации программ, касающихся
молодежи. На
национальном уровне эта деятельность
характеризуется двумя
особенностями: активизацией усилий по
разработке и осуществле
нию комплексных стратегий и концепции,
направленных на все
стороннюю социализацию молодого поколения
и усилением роли
национальных координационных механизмов
в разработке и реализации политики в
отношении молодежи. В большинстве
развитых стран мира сложилась система
формирования и
реализации государственной молодежной
политики, включающей
административные, социальные, научные
учреждения.
Молодежная политика в этих странах
рассматривается как составная
часть стратегии социально-
Второй блок представлен работами, рассматривающими особенности российской молодежной политики. По отдельным аспектам исследуемой проблемы издано и продолжают издаваться большое количество работ, сборников научных трудов и докладов, материалов конференций, которые принадлежат А.С. Тройнину, Н.В. Трущенко, А.Н. Ацаркину, В.К. Криворученко, И.М. Ильинскому, В.А. Лукову, А.А. Королеву, В.П. Мошняге, А.А. Галагану, И.В. Бестужеву-Ладе и др.
Концептуальный подход к изучению
молодежных проблем, характерной для
отечественной историографии
истории ВЛКСМ и молодежного
движения дана общая оценка вклада
комсомольцев и молодежи в развитие
народного хозяйства страны, в
повышении эффективности
Монография Трущенко Н.В. посвящена анализу партийного руководства комсомолом в первые годы его создания. Автор рассматривает основные направления деятельности партии большевиков в воспитании подрастающего поколения коммунистов. В работе Ацаркина А.Н. рассматривается революционное молодежное движение с октября 1917 года до образования Российского Коммунистического Союза Молодежи в октябре 1918 года. Автор раскрыл процессы возраставшей революционной самодеятельности юношей и девушек, строительства новой школы, внешкольного и профессионально-технического образования, культуры.
По проблеме деятельности государственной службы по делам молодежи подготовлен ряд интересных статей. В них, в частности, рассматривается необходимость создания государственной службы по делам молодежи, формированию органов по делам молодежи . Так, безусловно заслуживает внимания статья доктора исторических наук Б.А. Ручкина и доктора философских наук В.А. Лукова «Формирование структур и элементов государственно-общественной системы социальной службы для молодежи».
Авторы подробно исследуют организационно-