Реализация государственной молодежной политики в рф на примере Ставропольского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:53, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение опыта формирования и реализации ГМП в Ставропольском крае. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
исследовать методологические и теоретические аспекты развития молодежной политики в условиях демократического устройства общества, гражданского становления и социальной самореализации молодежи;
изучить координацию деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в России;
сформулировать рекомендации по повышению эффективности осуществления молодежной политики на современном этапе развития общества.

Работа состоит из  1 файл

Документ Word 2007.docx

— 81.05 Кб (Скачать документ)

Молодежь в  системе общего образования.

Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего  фактора социально-экономического развития края.

По сравнению с 2011 годом ситуация в системе общего образования изменилась следующим образом:

По данным Министерства образования  Ставропольского края на 01.09.02. - произошло сокращение числа общеобразовательных учреждений с 791 в 2011 г. до 779 в 2012 году - на 12 учреждений стало меньше;

Уменьшилось общее количество школьников, на 19 тысяч меньше по сравнению с 2011 годом. В 779 общеобразовательных учреждениях Ставропольского края обучалось 370 тысяч детей. Если в городах края произошло уменьшение количества школ, а наполняемость наоборот увеличилась, то в сельской местности количество школ осталось прежним (504), но резко снизилась наполняемость школ на 23 тысячи учащихся стало меньше. В сравнении с прошлым годом увеличилось количество гимназий, лицеев, но уменьшилось число частных школ. Продолжает поддерживаться образование одаренных детей. Надлежащие условия созданы для обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями в краевой школе «Поиск» и лицее-интернате Северо-Кавказского государственного технического Университета для одаренных детей Ставропольского края.

В рамках Российской программы  «Шаг в будущее» при содействии комитета края по делам молодежи проводятся краевые открытые научно-практические конференции школьников, в которых участвуют более 250 человек из 14 территорий края, Республики Дагестан, Ростовской области, Краснодарского края, Карачаево-Черкессии.

Регулярно в ведущие ставропольские вузы проводиться Губернаторский набор, позволяющий получить высшее образование  талантливым выпускникам школ.

Положение молодежи в системе профессионального  образования.

По данным Министерства образования  СК всего в крае 77 ССУЗов, 69 из которых государственные и 8 негосударственных. Количество студентов, обучающихся в указанных учреждениях, достигает 61 тыс. чел.

В соответствии с поручением Губернатора Ставропольского края Советом ректоров проведен анализ деятельности высших учебных заведений края с целью их упорядочения, повышения качества подготовки специалистов.

Анализ показал, что на территории края образовательную деятельность в сфере высшего профессионального  образования ведут 125 вузов, в том  числе 9 государственных, 17 негосударственных, 48 государственных филиалов, 30 негосударственных филиалов, 21 представительство, 11 учебных консультационных пунктов. 20 вузов имеют аккредитацию. Из 99 филиалов, представительств и УКП края 64 имеют головные вузы за пределами Ставропольского края, в основном в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону. Только 32 высших учебных заведения имеют свою материальную базу, остальные арендуют помещения. При этом во многих филиалах и негосударственных вузах края социально-бытовые условия не соответствуют лицензионным требованиям.

В государственных вузах  и филиалах края в настоящее время  обучается 90 тыс. студентов, в 17 негосударственных  вузах- 25 тыс. студентов. За 10 лет на территории края практически открылись все негосударственные вузы и филиалы, головные учреждения которых находятся за пределами Ставропольского края, ряд из них открыты без согласования с Советом ректоров вузов. Эти тенденции сохраняются и по сегодняшний день.

Что говорит молодежь об основных проблемах нынешнего образования? Она считает, что эти проблемы состоят:

во взяточничестве - 33 %

в недостаточном материально-техническом  оснащении учебных заведений  – 16%

в несоответствии между количеством  выпускаемых специалистов и спросом  на них – 15%

в низком уровне заработной платы преподавателей – 15 %

в несоответствии уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям профессии – 8 %

в низком уровне профессиональной подготовки преподавателей – 7%

в неэффективности образовательных  программ – 5%

В вопросе о том, с чем  связана усиливающаяся коммерционализация образования мнение реципиентов распределилось таким образом:

33 % придерживаются мнения, что это связано с распространением  рыночных отношений на все  сферы жизни общества, в т.ч.  и на образование

25 % связывают коммерционализацию образования с низкой заработной платой преподавателей

22 % считают, что причиной  является изменение моральных  и духовно-нравственных ценностей  людей

12 % утверждают, что на  современном этапе развития общества - это нормальное явление

8 % полагают, что здесь  причина кроется в НТП и  увеличении затрат на организацию образовательного процесса.

В нынешнее время в молодежной среде очень печально наблюдать  множество социальных болезней, таких  как алкоголизм, наркомания, проституция, преступное и суицидальное поведение и т. д. На вопрос «Что является причиной «социальных болезней 16 % принявших участие в опросе, ответили, что причина в неорганизованности свободного времени молодежи. То есть, с одной стороны министерства, ведомства и учебные заведения края говорят о систематическом проведении различных мероприятий, о том, как много усилий прилагается для организации досуга молодежи, а с другой стороны мы видим основную массу молодежи, не привлеченных к этим мероприятиям, по той причине, что здесь принимают участие преимущественно активные молодые люди, которых намного меньше.

 

 

2.3. Создание системы информационного обеспечения молодежной политики.

Особое внимание в реализации государственной молодежной политики отводится информационному обеспечению  молодежной политики.

В ходе проведение в крае Года Молодежи в рамках региональной подпрограммы «Создание системы  информационного обеспечения молодежи»  Программы «Молодежь России»  комитетом Ставропольского края по делам молодежи было создано государственное  учреждение «Ставропольский региональный центр информационных, социальных и  экономических технологий для молодежи». Инициация в Ставропольском крае процесса построения инфраструктуры, специально ориентированной на информационное обслуживание молодежи и использование в информационном обслуживании молодежи современных высокотехнологических технологий, - те главные цели, которые ставил перед собой комитет, организуя новую структуру.

За три года деятельности в тесном взаимодействии с комитетом  центром было сделано следующее:

Разработаны и реализуются:

-программа «Организация деятельности регионального информационно-аналитического центра»;

-программа «Информационный ликбез для молодежи»

-программа «Сельский молодежный Internet - клуб»;

-программа "Волонтер сферы информационных технологий";

-целевая программа информатизации государственной молодежной политики Ставропольского края на 2012 год";

-районная целевая программа «Развитие информационных технологий в образовательной и экономико-управленческой сферах Левокумского района Ставропольского края.

Подготовлены, сверстаны  и опубликованы доклады «Положение молодежи Ставропольского края»  2009, 2010,2011 годы.

Организованы регулярные информационные обмены посредством  электронной почты с Российским Союзом Молодежи, Департаментом по молодежной политике РФ и региональными  информационно-аналитическими центрами субъектов РФ.

Лауреатами российских конкурсов  стали разработанные Центром  программы «Создание регионального  информационно-аналитического центра», «Сельский интернет-клуб», «Ставропольский  краевой молодежный бизнес-инкубатор», «Молодежные экономические инициативы». Из федерального бюджета на их реализацию выделено 455,0 тыс. рублей (общее содержание центра за это время составило 515,0 тыс. руб.).

В настоящее время готовится  к изданию сборник «Молодежное  предпринимательство в Ставропольском крае».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Огромный творческий и  физический потенциал, заложенный в  молодежи, является одним из основных источников нынешних и будущих преобразований. Именно молодым строить новую  Россию. Поэтому обязательно надо стремиться к тому, чтобы нашей  сегодняшней молодежи были близки и понятны такие нравственные категории, как патриотизм, почитание духовных и культурных традиций предков, национальная гордость, уважение к другим народам.

Любое цивилизованное общество, осознавая это, стремится – использовать концептуальный подход в формировании и осуществлении молодежной политики через государственные управленческие и общественные структуры, систему  научных учреждений и информационных центров.

Сохранение и передача из поколения в поколение сложившихся  молодежных традиций – не ностальгия по прошлому, а требование будущего, для того, чтобы в третьем тысячелетии Россия снова стала передовой державой.

Молодежь стратегический – ребус общества, нереализованный  потенциал молодежи, нерешенные молодежные проблемы отбрасывают назад не только молодежь, но и все общество, становятся проблемой всех, а не только молодых.

Как было показано, Правительство  Ставропольского края, Комитет по делам молодежи, министерства и другие комитеты Администрации, городские, районные общественные организации очень  многое делают в сфере реализации молодежной политики в нашем крае. Естественно, что роль координатора в этой работе играет комитет по делам молодежи. По самым разным направлениям молодежной политики, в  сфере конкретной работы с молодежью, достигнуты определенные результаты.

Для дальнейшего развития молодежной политики необходима общая  концепция и идеология работы с молодежью, ее системообразующий принцип. Представляется, что таким принципом должно, стать понимание молодежной политики как работы по духовно-нравственному воспитанию, социализации всей молодежи, буквально начиная от раннего детства до 30 лет. Системный подход подразумевает рассмотрение объекта своего применения в единстве структурного, функционального и историко-динамического аспектов.

При структурном анализе  ставропольской молодежи, сразу бросается  в глаза неполнота охвата. В  функциональном плане следует проанализировать деятельность разных объединений и  субкультур молодежи, чтобы понять функциональный и дисфункциональный аспекты этой деятельности, их соотношение и результаты. Структурно-функциональный анализ подсказывает, что средства социализации в своей деятельности могут придти к явному противоречию между ними. Так, программы телевидения зачастую вопиюще противоречат тому же патриотическому и гражданскому воспитанию.

Последние годы ясно показали, что большинство неискушенной российской молодежи весьма конформно и легко  поддается пропагандистско-рекламной  «промывке мозгов», если это делается с элементарным учетом психологических  особенностей молодежной аудитории.

Вместе с тем, продолжить работу по законодательному обеспечению  молодежной политики по развитию и  совершенствованию практики законоприменения с учетом изменения обстановки и  появления новых проблем, речь идет о долговременной работе, рассчитанной на значительную перспективу.

Безусловно, представляется необходимым для проведения более  эффективной молодежной политики иметь  специальную социологическую службу, проводящую постоянные мониторинговые зондажи общественного мнения (вроде  финского «молодежного барометра») и  поисковые оригинальные исследования по молодежной проблематике.

Исторический опыт показывает, что проведение реформ и строительство  новой жизни могут быть эффективными и успешными лишь при активном участии молодежи в этом процессе и в ее интересах. Для этого  необходимо на государственном уровне решить назревшие молодежные проблемы, создать стимулы для включенности молодых в общественные процессы и тем самым расширить социальную базу преобразований.

Анализ жизненных реалий, статистических и социологических  данных, относящихся к молодежи Ставропольского края, позволяет сделать следующие выводы:

1. Несмотря на повышение  рождаемости в Ставропольском  крае в последние годы, она  почти в два раза уступает  смертности. Увеличения рождаемости  не происходит по тем причинам, что в молодежной среде имеются объективные условия, препятствующие созданию семьи и рождению детей. К ним относятся сложное материальное положение, отсутствие у большей части молодежи своего жилья, слабая государственная забота о семье, постоянный пресс пропаганды эгоизма и гедонизма, реклама вредных привычек и безответственного поведения.

2. Здоровье большинства  молодых людей в Ставропольском  крае является неудовлетворительным, растет число негодных к военной службе юношей, а также молодых инвалидов. При этом подавляющее большинство среди молодежи не занимается физической культурой и спортом.

3. Требуется развитие  методической базы воспитательной  работы, соответствующей современным условиям в деятельности начальной, средней и высшей школ Ставропольского края; ощущается потребность в подготовке и переподготовке кадров, занятых воспитательной работой с молодежью.

4. Количество студентов,  обучающихся в ставропольских  вузах, растет, но уменьшаются  возможности учебы в них у  молодежи из малообеспеченных  семей. Проблемами являются низкая  оплата преподавателей, их перегруженность  и ухудшение материальной базы обучения.

Информация о работе Реализация государственной молодежной политики в рф на примере Ставропольского края