Реализация государственной молодежной политики в рф на примере Ставропольского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:53, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение опыта формирования и реализации ГМП в Ставропольском крае. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
исследовать методологические и теоретические аспекты развития молодежной политики в условиях демократического устройства общества, гражданского становления и социальной самореализации молодежи;
изучить координацию деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в России;
сформулировать рекомендации по повышению эффективности осуществления молодежной политики на современном этапе развития общества.

Работа состоит из  1 файл

Документ Word 2007.docx

— 81.05 Кб (Скачать документ)

Молодежь, как самостоятельная  социальная категория, а также молодежная политика государственных органов  и общественных организаций стала  объектом исследований в кандидатских и докторских диссертациях.

Однако немало проблем, актуальных для реализации ГМП, не нашли достаточного освещения. Даже диссертационные исследования 90-х годов не устраняют указанных  пробелов. В них анализ реализации молодежной политики в стране не строится на исследовании деятельности самих  органов по делам молодежи и социальных служб для молодежи. Хотя это вполне объяснимо: малочисленность источников, неразвитость государственной службы по делам молодежи как социального  института. Так, А.Н. Мацуев в диссертации сумел неплохо осветить воздействие общества, его политических институтов на молодежь, выявить противоречия в политике КПСС, но недостаточно уделил внимание роли комсомола и других общественных организаций в реализации молодежной политики. А В.И. Цыбух в своей работе рассмотрел проблему социальной политики как фактора социальной адаптации молодежи. Новые подходы предложены в исследовании О.А. Гайнут-динова. Он разработал определение ряда понятий, например, «молодежная политика», обосновал вариант периодизации молодежной политики в СССР, отметил роль государства в формировании молодежной политики. Однако некоторые тезисы остались лишь декларациями, а отдельные представляются явно необоснованными (молодежь как главный субъект государственной молодежной политики).

В работе А.К. Самаева, посвященной опыту формирования и реализации молодежной политики в Казахстане, содержатся новые подходы в изучении молодежной политики партии и комсомола республики, деятельности новых общественно-политических формирований. Значительное место отведено религиозному аспекту в молодежной политике, нормативному обеспечению молодежных программ. Тем не менее, при рассмотрении основных направлений государственной молодежной политики в республике недостаточное освещение получила проблема формирования государственной службы по делам молодежи, деятельность органов по делам молодежи.

Рассмотрению государственной  молодежной политики посвящена работа А.В. Шаронова. Автор указал объективные  критерии, характеризующие молодежь как самостоятельную социально-демографическую  группу, выявил тенденции ее социального  развития и основные направления  молодежной политики в условиях перехода к рыночным отношениям. В то же время, сводя молодежную политику только к социальной политике государства, он тем самым ограничивает, сужает сферу ее действия.

Большое внимание в изучении проблем  молодежи уделяет В.И. Бруль. В диссертации поднята проблема молодежи как особой, наиболее незащищенной группы населения. Рассмотрена политика партии и государства по решению проблем молодежи. Работа содержит и практические рекомендации, которые остаются актуальными. В работе В.В. Добровольского, наряду с участием комсомольских организаций в восстановлении народного хозяйства региона и проблемами внутрисоюзной жизни, также анализируются вопросы социальной защиты молодежи.

В современной научной литературе существует несколько точек зрения на определение термина, сущность и  содержание молодежной политики. На наш  взгляд, неправомерной выглядит точка  зрения о том, что в 90-е годы молодежная политика является новым направлением в социальной политике и в деятельности государственных органов по решению проблем молодежи. Молодежная политика государства, направленная на становление и использование потенциала молодежи, формирование условий для вовлечения ее во все сферы жизни общества, объективно существовала всегда, присуща всем обществам и государствам, независимо от существующих в них политических режимов.

А.В. Шаронов определил молодежную политику как специальную политику в сфере жизнедеятельности общества, систематическую деятельность, включающую в себя определение стратегического  направления развития молодежи вместе с общесоциальным движением, организацию согласованной деятельности механизмов социализации .

И.Н. Родионов формулирует суть государственной  молодежной политики как поиск оптимальных  путей преодоления противоречий между интересами общества и молодежи. Цель такой политики автор видит  в социальном развитии молодежи, вовлечении ее в общественные взаимосвязи и взаимодействия. На наш взгляд, содержание молодежной политики не может ограничиваться лишь разрешением определенных противоречий, преодолением последствий социальных конфликтов.

Более точная формулировка, на наш  взгляд, у В.В. Нехаева: «Государственная молодежная политика - это одно из специфических направлений в деятельности органов власти, осуществляемое с целью создания оптимальных социально-экономических, политико-правовых, организационных условий и гарантий для жизненного самоопределения молодежи, реализации ее творческого потенциала, успешного вхождения в жизнь в интересах всего общества». Однако автору представляется уместным подчеркнуть отсутствие в определении приоритетности ГМП как направления в реализации политики по отношению к молодежи.

В целом автор разделяет утвердившуюся  в современной литературе точку  зрения о том, что политика общества и государства по отношению к  молодежи как особой социально-демографической  группе должна отличаться от других мероприятий  в области социальной политики, иметь  не распределительный, патерналистский характер, а инновационную направленность, учитывать прежде всего, большой потенциал подрастающего поколения, его преобразующую роль в развитии общества.

В третьем блоке историографии  рассматриваются вопросы, связанные  с региональной спецификой молодежной политики. В исследуемый период возрастает роль регионов в решении экономических, социальных и хозяйственных задач. Смещение акцентов на региональный уровень  в осуществлении молодежной политики заметно у Таранцова М.А. Автор ставит своей целью проанализировать опыт реализации региональной молодежной политики во второй половине 80-х - начале 90-х годов на материалах Нижнего Поволжья. Разработка ряда понятий - «молодежная политика», «региональный аспект молодежной политики», несомненно, заслуживает одобрения. Однако исследователь уделил мало внимания деятельности самих органов по делам молодежи по осуществлению государственной молодежной политики.

Зеленин А.А. рассматривает опыт и  проблемы реализации региональной молодежной политики в Кузбассе во второй половине 80-х - начале 90-х годов. Под молодежной политикой автор подразумевает  сложившееся в обществе отношение  к молодежи как специфической  социально-демографической поколенчатой когорте, направленное на развитие ее самодеятельности и творческого потенциала, способствующее социализации и социальной адаптации подрастающего поколения в условиях самостоятельной жизнедеятельности. В данном определении не подчеркивается необходимость активного участия государства в осуществлении политики по отношению к подрастающему поколению.

Среди последних работ, посвященных  изучению современного состояния молодежной политики в Северокавказском регионе,

можно особо выделить сборник научных  статей «Молодежь и общество», исследующих  положение молодежи в Ставропольском крае. В статьях Агулиной СВ., Постниковой О.А., Котло Т.Н. и других авторов рассматриваются проблемы молодежной политики, роль молодежи в политической системе российского общества, задачи образования и воспитания молодежи, современные социально-экономические проблемы, с которыми сталкивается молодежь.

Для третьего блока историографии  характерны лишь отдельные аспекты, связанные с жизнью молодежи в  регионе. Так, например, в работе Семенова В.Е. изучается проблема правого  воспитания молодежи в условиях становления  и развития правового государства  в России. Автор рассматривает  проблемы правосознания в переходный период, подчеркивает его позитивные и негативные аспекты.

Вопросы развития молодежной политики в России вызывают интерес не только отечественных специалистов, но и  зарубежных авторов. Американские специалисты  В.Девор, Б.Лэгей, В.Поллард и др. освещают проблемы социальной работы с учащейся молодежью и выделяют ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в XXI веке. Они призывают не копировать опыт США, а более глубоко разобраться в нем, чтобы общие тенденции развития социальной работы в мире нашли адекватное отражение в национальной практике и, тем самым, обогащалась мировая теория и практика социальной работы.

Таким образом, несмотря на повышенный интерес историков, философов, экономистов  к молодежной теме, ряд вопросов молодежной политики, особенно на региональном уровне, требует серьезного изучения, поскольку представляет не только научный,

но и большой практический интерес. Это - выяснение механизмов политики по отношению к молодежи на уровне субъектов федерации, местном уровне, разработка научно-методических основ  ее организационно-управленческого  и информационного обеспечения  в регионах, анализ адаптации молодежи как социальной общности к изменениям в социальных структурах современного российского общества.

Теоретико-методологической основой  исследования являются принципы и методы материалистической диалектики. Главным  методологическим принципом стал принцип  историзма и тесно связанный  с ним принцип системно-функционального  анализа.

Одним из новых методологических подходов к анализу событий и явлений  является приоритет общечеловеческих интересов и ценностей. Отказ  от идеологического и классового приоритета в анализе исследуемых  событий и фактов позволил критически оценить накопленный опыт государственной  политики в отношении молодежи, опиравшийся  на существовавшие идеологические стереотипы.

Методы исследования. Исследование проводилось с использованием разнообразных  приемов и методов анализа  информации. Автор рассматривает  все исследуемые процессы в хронологической  последовательности и концептуальном единстве, опираясь на совокупность общенаучных, исторических и междисциплинарных  методов: сравнительно-исторического, логического анализа, проблемно-хронологического, системного подхода и анализа. Аналитический  метод используется при характеристике исторических явлений и событий, а сравнительно-исторический метод  дает возможность объяснить исторические факты.

Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные документы и архивные материалы. К опубликованным источникам относятся законодательные и нормативные акты Российской Федерации, документы государственных органов официального характера, материалы политических партий, молодежных организаций и объединений, статистические сборники, периодическая печать и т.д.

В законах и подзаконных нормативных  актах Российской Федерации и  административно-территориальных образований  Северного Кавказа закреплены различные  нормы, определяющие положение и  права молодежи. В 90-е годы произошло  серьезное обновление законодательства РФ, затрагивающее интересы молодежи. Различные молодежные проблемы, прежде всего социального характера, также нашли отражение в Указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации. К ним относятся Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»; «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации от 3 июня 1993 г.»; Постановление Губернатора края «О мероприятиях по реализации федеральной целевой программы «Молодежь России (2011-2005годы) в Ставропольском крае в 2012 году; Постановление главы администрации Краснодарского края «О создании государственного учреждения «Краевая молодежная биржа труда» и т.д.

Особую группу составляют материалы  центральной и местной печати. Именно периодика содержит богатый  фактический материал по проблемам  молодежной политики, молодежного и  студенческого движения. Исследование периодических изданий способствовало более полному и объективному представлению о процессах и  явлениях, происходящих в молодежной среде в пореформенный период.

Материалы государственной и ведомственной  статистики имеют большое значение для изучения социального положения  молодого населения, анализа демографических  процессов, позволяют выявить тенденции  изменений в молодежной среде.

Материалы текущих архивов органов  государственного управления, ряда общественных организаций позволяют рассмотреть  развитие молодежной политики на современном  этапе, совершенствование структуры  органов по делам молодежи, приоритетные направления работы с молодежью.

В целом комплексное использование  указанного блока источников позволило  раскрыть основные вопросы, поставленные в исследовании.

Практическая значимость исследования заключена в обосновании приоритетного внимания, которое необходимо уделять осуществлению государственной молодежной политики со стороны государства и общества.

 

1. Государственная молодежная политика в Ставропольском крае.

         1.1.  Структура органов исполнительной власти по молодежной политике в Ставропольском крае.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Губернатора  Ставропольского края от 12 июля 2011 года № 410, комитет Ставропольского края по делам молодежи (далее — комитет) является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию в сфере молодежной политики.

Государственная молодёжная политика является составной частью государственной политики в области  социально-экономического, культурного  и национального развития Ставропольского  края и представляет собой целостную  систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий  для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участия в экономической и социальной жизни.1

Комитет осуществляет возложенные  на него задачи и функции непосредственно, а так же через подведомственные государственные учреждения: "Ставропольский краевой центр гражданского и  патриотического воспитания детей  и молодежи", "Ставропольский краевой  центр содействия занятости и  информационного обеспечения молодежи" (далее — государственные учреждения). 
Комитет и государственные учреждения в работе с молодежью осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти Ставропольского края, администрациями муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, организациями и общественными объединениями Ставропольского края.2

Информация о работе Реализация государственной молодежной политики в рф на примере Ставропольского края