Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:53, курсовая работа
Целью исследования является изучение опыта формирования и реализации ГМП в Ставропольском крае. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
исследовать методологические и теоретические аспекты развития молодежной политики в условиях демократического устройства общества, гражданского становления и социальной самореализации молодежи;
изучить координацию деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в России;
сформулировать рекомендации по повышению эффективности осуществления молодежной политики на современном этапе развития общества.
Молодежь, как самостоятельная социальная категория, а также молодежная политика государственных органов и общественных организаций стала объектом исследований в кандидатских и докторских диссертациях.
Однако немало проблем, актуальных для реализации ГМП, не нашли достаточного освещения. Даже диссертационные исследования 90-х годов не устраняют указанных пробелов. В них анализ реализации молодежной политики в стране не строится на исследовании деятельности самих органов по делам молодежи и социальных служб для молодежи. Хотя это вполне объяснимо: малочисленность источников, неразвитость государственной службы по делам молодежи как социального института. Так, А.Н. Мацуев в диссертации сумел неплохо осветить воздействие общества, его политических институтов на молодежь, выявить противоречия в политике КПСС, но недостаточно уделил внимание роли комсомола и других общественных организаций в реализации молодежной политики. А В.И. Цыбух в своей работе рассмотрел проблему социальной политики как фактора социальной адаптации молодежи. Новые подходы предложены в исследовании О.А. Гайнут-динова. Он разработал определение ряда понятий, например, «молодежная политика», обосновал вариант периодизации молодежной политики в СССР, отметил роль государства в формировании молодежной политики. Однако некоторые тезисы остались лишь декларациями, а отдельные представляются явно необоснованными (молодежь как главный субъект государственной молодежной политики).
В работе А.К. Самаева, посвященной опыту формирования и реализации молодежной политики в Казахстане, содержатся новые подходы в изучении молодежной политики партии и комсомола республики, деятельности новых общественно-политических формирований. Значительное место отведено религиозному аспекту в молодежной политике, нормативному обеспечению молодежных программ. Тем не менее, при рассмотрении основных направлений государственной молодежной политики в республике недостаточное освещение получила проблема формирования государственной службы по делам молодежи, деятельность органов по делам молодежи.
Рассмотрению государственной
молодежной политики посвящена работа
А.В. Шаронова. Автор указал объективные
критерии, характеризующие молодежь
как самостоятельную социально-
Большое внимание в изучении проблем молодежи уделяет В.И. Бруль. В диссертации поднята проблема молодежи как особой, наиболее незащищенной группы населения. Рассмотрена политика партии и государства по решению проблем молодежи. Работа содержит и практические рекомендации, которые остаются актуальными. В работе В.В. Добровольского, наряду с участием комсомольских организаций в восстановлении народного хозяйства региона и проблемами внутрисоюзной жизни, также анализируются вопросы социальной защиты молодежи.
В современной научной литературе существует несколько точек зрения на определение термина, сущность и содержание молодежной политики. На наш взгляд, неправомерной выглядит точка зрения о том, что в 90-е годы молодежная политика является новым направлением в социальной политике и в деятельности государственных органов по решению проблем молодежи. Молодежная политика государства, направленная на становление и использование потенциала молодежи, формирование условий для вовлечения ее во все сферы жизни общества, объективно существовала всегда, присуща всем обществам и государствам, независимо от существующих в них политических режимов.
А.В. Шаронов определил молодежную
политику как специальную политику
в сфере жизнедеятельности
И.Н. Родионов формулирует суть государственной молодежной политики как поиск оптимальных путей преодоления противоречий между интересами общества и молодежи. Цель такой политики автор видит в социальном развитии молодежи, вовлечении ее в общественные взаимосвязи и взаимодействия. На наш взгляд, содержание молодежной политики не может ограничиваться лишь разрешением определенных противоречий, преодолением последствий социальных конфликтов.
Более точная формулировка, на наш взгляд, у В.В. Нехаева: «Государственная молодежная политика - это одно из специфических направлений в деятельности органов власти, осуществляемое с целью создания оптимальных социально-экономических, политико-правовых, организационных условий и гарантий для жизненного самоопределения молодежи, реализации ее творческого потенциала, успешного вхождения в жизнь в интересах всего общества». Однако автору представляется уместным подчеркнуть отсутствие в определении приоритетности ГМП как направления в реализации политики по отношению к молодежи.
В целом автор разделяет
В третьем блоке историографии рассматриваются вопросы, связанные с региональной спецификой молодежной политики. В исследуемый период возрастает роль регионов в решении экономических, социальных и хозяйственных задач. Смещение акцентов на региональный уровень в осуществлении молодежной политики заметно у Таранцова М.А. Автор ставит своей целью проанализировать опыт реализации региональной молодежной политики во второй половине 80-х - начале 90-х годов на материалах Нижнего Поволжья. Разработка ряда понятий - «молодежная политика», «региональный аспект молодежной политики», несомненно, заслуживает одобрения. Однако исследователь уделил мало внимания деятельности самих органов по делам молодежи по осуществлению государственной молодежной политики.
Зеленин А.А. рассматривает опыт и
проблемы реализации региональной молодежной
политики в Кузбассе во второй половине
80-х - начале 90-х годов. Под молодежной
политикой автор подразумевает
сложившееся в обществе отношение
к молодежи как специфической
социально-демографической
Среди последних работ, посвященных изучению современного состояния молодежной политики в Северокавказском регионе,
можно особо выделить сборник научных статей «Молодежь и общество», исследующих положение молодежи в Ставропольском крае. В статьях Агулиной СВ., Постниковой О.А., Котло Т.Н. и других авторов рассматриваются проблемы молодежной политики, роль молодежи в политической системе российского общества, задачи образования и воспитания молодежи, современные социально-экономические проблемы, с которыми сталкивается молодежь.
Для третьего блока историографии характерны лишь отдельные аспекты, связанные с жизнью молодежи в регионе. Так, например, в работе Семенова В.Е. изучается проблема правого воспитания молодежи в условиях становления и развития правового государства в России. Автор рассматривает проблемы правосознания в переходный период, подчеркивает его позитивные и негативные аспекты.
Вопросы развития молодежной политики в России вызывают интерес не только отечественных специалистов, но и зарубежных авторов. Американские специалисты В.Девор, Б.Лэгей, В.Поллард и др. освещают проблемы социальной работы с учащейся молодежью и выделяют ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в XXI веке. Они призывают не копировать опыт США, а более глубоко разобраться в нем, чтобы общие тенденции развития социальной работы в мире нашли адекватное отражение в национальной практике и, тем самым, обогащалась мировая теория и практика социальной работы.
Таким образом, несмотря на повышенный интерес историков, философов, экономистов к молодежной теме, ряд вопросов молодежной политики, особенно на региональном уровне, требует серьезного изучения, поскольку представляет не только научный,
но и большой практический интерес.
Это - выяснение механизмов политики
по отношению к молодежи на уровне
субъектов федерации, местном уровне,
разработка научно-методических основ
ее организационно-
Теоретико-методологической основой
исследования являются принципы и методы
материалистической диалектики. Главным
методологическим принципом стал принцип
историзма и тесно связанный
с ним принцип системно-
Одним из новых методологических подходов к анализу событий и явлений является приоритет общечеловеческих интересов и ценностей. Отказ от идеологического и классового приоритета в анализе исследуемых событий и фактов позволил критически оценить накопленный опыт государственной политики в отношении молодежи, опиравшийся на существовавшие идеологические стереотипы.
Методы исследования. Исследование
проводилось с использованием разнообразных
приемов и методов анализа
информации. Автор рассматривает
все исследуемые процессы в хронологической
последовательности и концептуальном
единстве, опираясь на совокупность общенаучных,
исторических и междисциплинарных
методов: сравнительно-исторического,
логического анализа, проблемно-хронологического,
системного подхода и анализа. Аналитический
метод используется при характеристике
исторических явлений и событий,
а сравнительно-исторический метод
дает возможность объяснить
Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные документы и архивные материалы. К опубликованным источникам относятся законодательные и нормативные акты Российской Федерации, документы государственных органов официального характера, материалы политических партий, молодежных организаций и объединений, статистические сборники, периодическая печать и т.д.
В законах и подзаконных
Особую группу составляют материалы
центральной и местной печати.
Именно периодика содержит богатый
фактический материал по проблемам
молодежной политики, молодежного и
студенческого движения. Исследование
периодических изданий
Материалы государственной и
Материалы текущих архивов органов
государственного управления, ряда общественных
организаций позволяют
В целом комплексное
Практическая значимость исслед
1. Государственная молодежная политика в Ставропольском крае.
1.1. Структура органов исполнительной власти по молодежной политике в Ставропольском крае.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 12 июля 2011 года № 410, комитет Ставропольского края по делам молодежи (далее — комитет) является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию в сфере молодежной политики.
Государственная молодёжная
политика является составной частью
государственной политики в области
социально-экономического, культурного
и национального развития Ставропольского
края и представляет собой целостную
систему мер правового, организационно-
Комитет осуществляет возложенные
на него задачи и функции непосредственно,
а так же через подведомственные
государственные учреждения: "Ставропольский
краевой центр гражданского и
патриотического воспитания детей
и молодежи", "Ставропольский краевой
центр содействия занятости и
информационного обеспечения
Комитет и государственные учреждения
в работе с молодежью осуществляют свою
деятельность во взаимодействии с другими
органами исполнительной власти Ставропольского
края, администрациями муниципальных
районов и городских округов Ставропольского
края, организациями и общественными объединениями
Ставропольского края.2