Реализация государственной молодежной политики в рф на примере Ставропольского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:53, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение опыта формирования и реализации ГМП в Ставропольском крае. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
исследовать методологические и теоретические аспекты развития молодежной политики в условиях демократического устройства общества, гражданского становления и социальной самореализации молодежи;
изучить координацию деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в России;
сформулировать рекомендации по повышению эффективности осуществления молодежной политики на современном этапе развития общества.

Работа состоит из  1 файл

Документ Word 2007.docx

— 81.05 Кб (Скачать документ)

Молодежь рассматривается  как социально-возрастная группа населения  от 14 до 30 лет, совокупность молодых  людей, которым общество предоставляет  возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая  в дееспособности по различным сферам участия в жизни социума. 
Комитет и государственные учреждения гарантируют обеспечение конституционных прав и свобод молодежи, способствуют развитию созидательной, творческой деятельности, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности при формировании ответственности за сегодняшний день общества и его будущее. 
Правовую основу деятельности комитета и государственных учреждений составляют: Конституция Российской Федерации; Закон Ставропольского края от 28 июля 2005 года № 40-кз "О молодежной политике в Ставропольском крае"; от 30 декабря 2005 г. № 81-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области молодежной политики"; распоряжение Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2005 г. № 658-рп "О мероприятиях по патриотическому воспитанию детей и молодежи в Ставропольском крае на 2006 — 2010 годы"; и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, Губернатора и Правительства Ставропольского края.

В соответствии с Законом  Ставропольского края от 28 июля 2005 года № 40-кз "О молодежной политике в  Ставропольском крае", стратегической целью деятельности комитета и государственных  учреждений является защита прав и  интересов молодежи в сфере образования, труда, отдыха, здоровья, предпринимательства  и в других областях общественной жизни, а также поддержка молодежных и детских объединений.

Для достижения данной цели предусматривается решение взаимосвязанных тактических задач:

На основе прогноза развития молодежной политики в Ставропольском крае в 2007-2009 годах предполагается позитивное воздействие на активность молодежи, расширение потенциальных возможностей в ее социальном становлении; реализацию потребностей и интересов каждой возрастной группы молодежи (17-19 лет, 20-24 года, 25-30 лет).

В планируемый период, наряду с решением традиционных задач, предусматривается  дальнейшая разработка и комплексное  осуществление мер по государственной  поддержке молодежных и детских  объединений, талантливой молодежи, осуществление международных связей по вопросам молодежной политики, создание и развитие инфраструктуры сети учреждений, занимающихся организацией досуга, трудоустройства, профессиональной подготовкой детей  и молодежи, содействие духовному, нравственному  и физическому развитию молодежи, воспитанию гражданственности и  патриотизма, пропаганде здорового  образа жизни, профилактики правонарушений и наркозависимости в молодежной среде.

 

1.2. Миссия, стратегические цели и приоритетные задачи

молодежной политики в Ставропольском крае.

 

Миссия молодежной политики - содействие формированию личности молодого человека с активной жизненной позицией посредством обеспечения его  прав, интересов и поддержки его  инициатив.

Стратегические цели молодежной политики:

1. Создание комфортных  условий для трудового, духовного,  физического и творческого развития  молодого человека.

2. Поддержка и развитие  деятельности детских и молодежных  общественных объединений.

3. Создание системы эффективного  взаимодействия органов исполнительной  власти и органов местного  самоуправления Ставропольского  края в области реализации  молодежной политики.

4. Развитие существующих  и поиск новых форм мероприятий,  направленных на социализацию, воспитание, обучение молодежи.

Основными приоритетными задачами реализации Стратегии являются:

1. Создание молодежного информационного  пространства.

2. Гражданско-патриотическое  воспитание детей и молодежи.

3. Развитие гражданского сектора  для молодежи.

4. Поддержка молодежи, попавшей  в трудную жизненную ситуацию.

5. Создание системы молодежного  и детского отдыха.

6. Поддержка талантливой молодежи.

7. Содействие занятости молодежи  и развитие молодежного предпринимательства.

Практическая реализация приоритетных задач предполагает системное решение  поставленных проблем посредством  осуществления ряда комплексных  мероприятий. К реализации данных задач  предлагается привлечение, так называемых, региональных операторов, а именно: государственных и муниципальных  учреждений, общественных объединений (прежде всего детских и молодежных), учреждений дополнительного образования  детей и молодежи, образовательных  учреждений профессионального образования  и т.д.3

 

 

    1. Механизмы реализации стратегии и ожидаемые результаты.

Важнейшими условиями эффективной  реализации молодежной политики в Ставропольском крае являются ее правовое, финансовое, материальное, кадровое, информационное, научное обеспечение.

Основные механизмы реализации Стратегии:

– развитие нормативной и правовой базы, регулирующей реализацию Стратегии;

– программный метод управления реализацией Стратегии;

– пропаганда позитивных и созидательных  жизненных ценностей, стандартов и  правил посредством социальной рекламы.

– поддержка системы военно-патриотических и военно-спортив-ных клубов;

– развитие межрегиональных и международных  молодежных связей, изучения зарубежного  опыта работы с молодежью;

– активное привлечение молодежи к участию в обсуждении и решении  любых насущных проблем общества, поддержки предлагаемых молодежью  креативных социальных инициатив;

– организация специальных мероприятий  для молодежи, имеющей социальные ограничения;

– проведение специальных мероприятий, содействующих общей профилактике девиантного поведения в молодежной среде;

– организация сезонных и общественных работ для молодежи, поддержка  и развитие деятельности студенческих отрядов, создание системы квотирования рабочих мест для молодежи и льгот  для предприятий, их обеспечивающих;

– обновление параметров сбора, учета  и анализа статистических материалов о положении молодежи на территории края и проведение специальных научных  исследований по молодежной проблематике;

– установление фиксированной доли финансирования молодежной политики в  бюджете Ставропольского края и  бюджетах муниципальных образований  Ставропольского края (не менее 1%);

– привлеченные на реализацию молодежной политики средства общероссийских общественных объединений, благотворительных фондов, бизнес-сообществ;

– мониторинг положения молодежи и экспертный аналитический аудит  реализуемых проектов, новых тенденций  в молодежной среде, своевременный  их анализ и прогнозирование возможных  вариантов развития;

– ежегодное подведение итогов реализации Стратегии, подготовка ежегодного доклада  о положении молодежи в Ставропольском крае;

– информирование населения и мониторинг общественного мнения о реализации Стратегии с привлечением электронных  и печатных средств массовой информации.

С целью привлечения региональных операторов приоритетных направлений  комитетом Ставропольского края по делам молодежи будут проведены  конкурсы, предметом отбора в которых  станут предложения и мероприятия, направленные на решение одной или  нескольких задач, определяемых Стратегией и соответствующими приоритетными  направлениями и проектами.

Ожидаемыми результатами являются общее улучшение положения молодежи и преодоление существующих негативных тенденций, увеличение уровня интеграции молодых людей в политико-экономическую и социально-культурную жизнь и их вклада в общественное развитие в целом.

Источником исходной информации станут данные системно и последовательно  организованных мониторингов положения  молодежи, качественных оценок роли и  места молодежной политики в улучшении  этого положения, предоставляемых  всеми ее адресатами и участниками.

Основным обобщающим показателем  реализации Стратегии является индекс развития молодежи – комплексный показатель, оценивающий уровень развития человеческого потенциала молодого поколения по трем основным направлениям: здоровье, образование, уровень жизни.

Индикаторами реализации молодежной политики выступают: динамика миграции молодежи; статистика создания и ведения  бизнеса молодыми людьми; количество учреждаемых молодежью и с  ее участием некоммерческих организаций; количество действующих детских  и молодежных общественных объединений; количество молодых семей, имеющих  собственное жилье; уровень безработных  среди молодежи; уровень образования  и доходов молодых людей; количество молодежных браков и разводов; доля молодых людей, участвующих в выборах; количество кредитов, получаемых молодыми людьми; уровень молодежной и детской преступности, наркозависимости, заболеваемости, смертности; данные специальных социологических исследований в молодежной среде; число молодых людей, участвующих в различных конкурсах, фестивалях, состязаниях, грантах, их удельный вес в общем количестве участников.

 

2. Реализация молодежной политики в Ставропольском крае.

2.1. Демография и здоровье молодежи.

По данным Краевого комитета государственной статистики, численность  всего населения в крае на 1 декабря 2012 года составила 2 633 900 человек. Соотношение молодого населения ко всему населению края в 2012 году составило 42,6 %. Тот же показатель в 2011 году составил 49,4 %. Следовательно, продолжается демографическое старение населения нашего края. В 2012 году соотношение мужчин и женщин в общей численности населения составило, соответственно, 46,7 % и 53,3 %. На 1000 лиц трудоспособного возраста на начало 2012 г. приходилось 712 нетрудоспособного, из которых 48% -дети до 16 лет и 52% - лица пенсионного возраста. Демографическое старение (высокая доля лиц в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения) продолжает характеризовать население многих регионов Российской Федерации и в том числе Ставропольского края. Согласно классификации ООН население государства считается старым, если доля людей старше 65 лет в общем числе жителей превышает 7%. В настоящее время 13,2 % ставропольцев находятся в вышеуказанных возрастах. Высокий уровень старения обусловлен постепенным сокращением числа детей вследствие снижения рождаемости, так называемое "старение снизу", а также ростом числа людей старших возрастов в результате уменьшающейся их смертности, или "старение сверху".

Немаловажную роль в этом играет уровень рождаемости в  крае. Это - одна из главных характеристик, определяющих тенденции демографических  процессов. От того, сколько детей  ежегодно появляется на свет, зависит  не только динамика естественного воспроизводства, но и будущее нашего общества.

Уровень рождаемости неуклонно  опускается ниже черты воспроизводства  населения.

За 2012 год в крае родилось 26 384 ребенка, что на 6% больше, чем в 2011 году. Самая высокая рождаемость в крае была зарегистрирована в Курском районе -13,6, самая низкая - в г. Кисловодске - 7,5.

Объектом особого внимания становится рождение детей несовершеннолетними  мамами. Как правило, материнство  в таком раннем возрасте является случайным, неосознанным и зачастую нежеланным. Последствия раннего деторождения нередко негативно сказывается на моральном и физическом состоянии, как матери, так и ребенка. В 2012 году в крае у женщин в возрасте 16 лет родилось - 202 ребенка, а 77 малышей появились на свет у девочек в возрасте 15 лет и моложе.

Смертность. В 2012 году в крае умерло более 40 тысяч человек, что на 8 % выше уровня 2011 года. Из них 9767 человек находилось в трудоспособном возрасте, а 646 человек не достигли возраста 18 лет. Самый высокий показатель смертности был зарегистрирован в Александровском районе - 17,9, самый низкий - в Туркменском районе - 11,2%. Естественный прирост по краю за 2012 год оставался отрицательным - (-5,1).

Молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет за 2012 год умерло 1122 человека. В структуре причин смертности молодежи первое место занимают травмы – 641, на втором – несчастные случаи, связанные с транспортными средствами – 219, и другие несчастные случаи – 117. Растет число заболеваний злокачественными новообразованиями – в 2012 году было зарегистрировано 79 смертей, связанных с данными заболеваниями. 128 молодых людей покончили жизнь самоубийством. От неблагоприятных реакций на вещества умерло 99 человек. 

В последнее время прогрессируют  алкоголизм, и что наиболее печально, эта болезнь молодеет. За год 462 человека погибли в состоянии алкогольного опьянения, из них 19 человек в возрасте 15 - 29 лет.

В 2012 году в крае было зарегистрировано 369 ВИЧ-инфицированных. Из них 5 – дети до 14 лет, 3 – подростки 15-17 лет. Количество больных с впервые установленным диагнозом активного туберкулеза среди молодых жителей края в возрасте до 14 лет составило 59 человек, 15-17 лет – 39 человек, 18-24 лет – 231 человек, 25-34 лет – 395 человек. С нарушениями центральной нервной системы зарегистрировано 25694 детей в возрасте до 14 лет, 7137 подростков в возрасте 15-17 лет.

Одной из причин высокой  смертности трудоспособного населения  является растущая заболеваемость и, как  следствие, врожденные и приобретенные  заболевания и ранняя инвалидность у молодежи нашего края. На сегодняшний день в крае насчитывается 7187 инвалидов в возрасте до 14 лет. 1143 случая инвалидности у детей в этом возрасте было зарегистрировано впервые. В возрасте от 14 до 30 лет было зарегистрировано 1326 инвалидов также впервые. В 2012 году число заболеваний психическими расстройствами у детей до 14 лет составило 13502, у подростков 15-17 лет – 6190, в возрасте 18-19 лет – 4697, а также 21784 случая в возрасте 20-39 лет.

Информация о работе Реализация государственной молодежной политики в рф на примере Ставропольского края