Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:53, курсовая работа
Целью исследования является изучение опыта формирования и реализации ГМП в Ставропольском крае. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
исследовать методологические и теоретические аспекты развития молодежной политики в условиях демократического устройства общества, гражданского становления и социальной самореализации молодежи;
изучить координацию деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в России;
сформулировать рекомендации по повышению эффективности осуществления молодежной политики на современном этапе развития общества.
Молодежь рассматривается
как социально-возрастная группа населения
от 14 до 30 лет, совокупность молодых
людей, которым общество предоставляет
возможность социального
Комитет и государственные учреждения
гарантируют обеспечение конституционных
прав и свобод молодежи, способствуют
развитию созидательной, творческой деятельности,
реализации ее инициатив во всех сферах
жизнедеятельности при формировании ответственности
за сегодняшний день общества и его будущее.
Правовую основу деятельности комитета
и государственных учреждений составляют:
Конституция Российской Федерации; Закон
Ставропольского края от 28 июля 2005 года
№ 40-кз "О молодежной политике в Ставропольском
крае"; от 30 декабря 2005 г. № 81-кз "О
наделении органов местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов
в Ставропольском крае отдельными государственными
полномочиями Ставропольского края в
области молодежной политики"; распоряжение
Правительства Ставропольского края от
16 декабря 2005 г. № 658-рп "О мероприятиях
по патриотическому воспитанию детей
и молодежи в Ставропольском крае на 2006
— 2010 годы"; и иные нормативно-правовые
акты Российской Федерации, Губернатора
и Правительства Ставропольского края.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 28 июля 2005 года № 40-кз "О молодежной политике в Ставропольском крае", стратегической целью деятельности комитета и государственных учреждений является защита прав и интересов молодежи в сфере образования, труда, отдыха, здоровья, предпринимательства и в других областях общественной жизни, а также поддержка молодежных и детских объединений.
Для достижения данной цели
предусматривается решение
На основе прогноза развития молодежной политики в Ставропольском крае в 2007-2009 годах предполагается позитивное воздействие на активность молодежи, расширение потенциальных возможностей в ее социальном становлении; реализацию потребностей и интересов каждой возрастной группы молодежи (17-19 лет, 20-24 года, 25-30 лет).
В планируемый период, наряду
с решением традиционных задач, предусматривается
дальнейшая разработка и комплексное
осуществление мер по государственной
поддержке молодежных и детских
объединений, талантливой молодежи,
осуществление международных
1.2. Миссия, стратегические цели и приоритетные задачи
молодежной политики в Ставропольском крае.
Миссия молодежной политики - содействие формированию личности молодого человека с активной жизненной позицией посредством обеспечения его прав, интересов и поддержки его инициатив.
Стратегические цели молодежной политики:
1. Создание комфортных
условий для трудового,
2. Поддержка и развитие
деятельности детских и
3. Создание системы эффективного
взаимодействия органов
4. Развитие существующих
и поиск новых форм
Основными приоритетными задачами реализации Стратегии являются:
1. Создание молодежного
2. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи.
3. Развитие гражданского сектора для молодежи.
4. Поддержка молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
5. Создание системы молодежного и детского отдыха.
6. Поддержка талантливой
7. Содействие занятости молодежи
и развитие молодежного
Практическая реализация приоритетных
задач предполагает системное решение
поставленных проблем посредством
осуществления ряда комплексных
мероприятий. К реализации данных задач
предлагается привлечение, так называемых,
региональных операторов, а именно:
государственных и
Важнейшими условиями
Основные механизмы реализации Стратегии:
– развитие нормативной и правовой базы, регулирующей реализацию Стратегии;
– программный метод управления реализацией Стратегии;
– пропаганда позитивных и созидательных жизненных ценностей, стандартов и правил посредством социальной рекламы.
– поддержка системы военно-
– развитие межрегиональных и
– активное привлечение молодежи к участию в обсуждении и решении любых насущных проблем общества, поддержки предлагаемых молодежью креативных социальных инициатив;
– организация специальных
– проведение специальных мероприятий,
содействующих общей
– организация сезонных и общественных работ для молодежи, поддержка и развитие деятельности студенческих отрядов, создание системы квотирования рабочих мест для молодежи и льгот для предприятий, их обеспечивающих;
– обновление параметров сбора, учета и анализа статистических материалов о положении молодежи на территории края и проведение специальных научных исследований по молодежной проблематике;
– установление фиксированной доли финансирования молодежной политики в бюджете Ставропольского края и бюджетах муниципальных образований Ставропольского края (не менее 1%);
– привлеченные на реализацию молодежной политики средства общероссийских общественных объединений, благотворительных фондов, бизнес-сообществ;
– мониторинг положения молодежи и экспертный аналитический аудит реализуемых проектов, новых тенденций в молодежной среде, своевременный их анализ и прогнозирование возможных вариантов развития;
– ежегодное подведение итогов реализации Стратегии, подготовка ежегодного доклада о положении молодежи в Ставропольском крае;
– информирование населения и мониторинг общественного мнения о реализации Стратегии с привлечением электронных и печатных средств массовой информации.
С целью привлечения региональных операторов приоритетных направлений комитетом Ставропольского края по делам молодежи будут проведены конкурсы, предметом отбора в которых станут предложения и мероприятия, направленные на решение одной или нескольких задач, определяемых Стратегией и соответствующими приоритетными направлениями и проектами.
Ожидаемыми результатами являются общее улучшение положения молодежи и преодоление существующих негативных тенденций, увеличение уровня интеграции молодых людей в политико-экономическую и социально-культурную жизнь и их вклада в общественное развитие в целом.
Источником исходной информации станут данные системно и последовательно организованных мониторингов положения молодежи, качественных оценок роли и места молодежной политики в улучшении этого положения, предоставляемых всеми ее адресатами и участниками.
Основным обобщающим показателем реализации Стратегии является индекс развития молодежи – комплексный показатель, оценивающий уровень развития человеческого потенциала молодого поколения по трем основным направлениям: здоровье, образование, уровень жизни.
Индикаторами реализации молодежной политики выступают: динамика миграции молодежи; статистика создания и ведения бизнеса молодыми людьми; количество учреждаемых молодежью и с ее участием некоммерческих организаций; количество действующих детских и молодежных общественных объединений; количество молодых семей, имеющих собственное жилье; уровень безработных среди молодежи; уровень образования и доходов молодых людей; количество молодежных браков и разводов; доля молодых людей, участвующих в выборах; количество кредитов, получаемых молодыми людьми; уровень молодежной и детской преступности, наркозависимости, заболеваемости, смертности; данные специальных социологических исследований в молодежной среде; число молодых людей, участвующих в различных конкурсах, фестивалях, состязаниях, грантах, их удельный вес в общем количестве участников.
2. Реализация молодежной политики в Ставропольском крае.
2.1. Демография и здоровье молодежи.
По данным Краевого комитета государственной статистики, численность всего населения в крае на 1 декабря 2012 года составила 2 633 900 человек. Соотношение молодого населения ко всему населению края в 2012 году составило 42,6 %. Тот же показатель в 2011 году составил 49,4 %. Следовательно, продолжается демографическое старение населения нашего края. В 2012 году соотношение мужчин и женщин в общей численности населения составило, соответственно, 46,7 % и 53,3 %. На 1000 лиц трудоспособного возраста на начало 2012 г. приходилось 712 нетрудоспособного, из которых 48% -дети до 16 лет и 52% - лица пенсионного возраста. Демографическое старение (высокая доля лиц в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения) продолжает характеризовать население многих регионов Российской Федерации и в том числе Ставропольского края. Согласно классификации ООН население государства считается старым, если доля людей старше 65 лет в общем числе жителей превышает 7%. В настоящее время 13,2 % ставропольцев находятся в вышеуказанных возрастах. Высокий уровень старения обусловлен постепенным сокращением числа детей вследствие снижения рождаемости, так называемое "старение снизу", а также ростом числа людей старших возрастов в результате уменьшающейся их смертности, или "старение сверху".
Немаловажную роль в этом играет уровень рождаемости в крае. Это - одна из главных характеристик, определяющих тенденции демографических процессов. От того, сколько детей ежегодно появляется на свет, зависит не только динамика естественного воспроизводства, но и будущее нашего общества.
Уровень рождаемости неуклонно опускается ниже черты воспроизводства населения.
За 2012 год в крае родилось 26 384 ребенка, что на 6% больше, чем в 2011 году. Самая высокая рождаемость в крае была зарегистрирована в Курском районе -13,6, самая низкая - в г. Кисловодске - 7,5.
Объектом особого внимания становится рождение детей несовершеннолетними мамами. Как правило, материнство в таком раннем возрасте является случайным, неосознанным и зачастую нежеланным. Последствия раннего деторождения нередко негативно сказывается на моральном и физическом состоянии, как матери, так и ребенка. В 2012 году в крае у женщин в возрасте 16 лет родилось - 202 ребенка, а 77 малышей появились на свет у девочек в возрасте 15 лет и моложе.
Смертность. В 2012 году в крае умерло более 40 тысяч человек, что на 8 % выше уровня 2011 года. Из них 9767 человек находилось в трудоспособном возрасте, а 646 человек не достигли возраста 18 лет. Самый высокий показатель смертности был зарегистрирован в Александровском районе - 17,9, самый низкий - в Туркменском районе - 11,2%. Естественный прирост по краю за 2012 год оставался отрицательным - (-5,1).
Молодых людей в возрасте
от 15 до 29 лет за 2012 год умерло 1122 человека.
В структуре причин смертности молодежи
первое место занимают травмы – 641, на
втором – несчастные случаи, связанные
с транспортными средствами – 219, и другие
несчастные случаи – 117. Растет число заболеваний
злокачественными новообразованиями
– в 2012 году было зарегистрировано 79 смертей,
связанных с данными заболеваниями. 128
молодых людей покончили жизнь самоубийством.
От неблагоприятных реакций на вещества
умерло 99 человек.
В последнее время прогрессируют
алкоголизм, и что наиболее печально,
эта болезнь молодеет. За год 462 человека
погибли в состоянии
В 2012 году в крае было зарегистрировано 369 ВИЧ-инфицированных. Из них 5 – дети до 14 лет, 3 – подростки 15-17 лет. Количество больных с впервые установленным диагнозом активного туберкулеза среди молодых жителей края в возрасте до 14 лет составило 59 человек, 15-17 лет – 39 человек, 18-24 лет – 231 человек, 25-34 лет – 395 человек. С нарушениями центральной нервной системы зарегистрировано 25694 детей в возрасте до 14 лет, 7137 подростков в возрасте 15-17 лет.
Одной из причин высокой смертности трудоспособного населения является растущая заболеваемость и, как следствие, врожденные и приобретенные заболевания и ранняя инвалидность у молодежи нашего края. На сегодняшний день в крае насчитывается 7187 инвалидов в возрасте до 14 лет. 1143 случая инвалидности у детей в этом возрасте было зарегистрировано впервые. В возрасте от 14 до 30 лет было зарегистрировано 1326 инвалидов также впервые. В 2012 году число заболеваний психическими расстройствами у детей до 14 лет составило 13502, у подростков 15-17 лет – 6190, в возрасте 18-19 лет – 4697, а также 21784 случая в возрасте 20-39 лет.