Реализация компетентностного подхода в повышении качества образования, развития личности ребенка и формировании компетентность выпускн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:49, реферат

Описание

Наше общество изменяется, а значит изменяются и требования к современному выпускнику. Образование, ориентированное только на получение знаний – это прошлое. В современном мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, гибкость, динамизм и конструктивность. Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко в своей поздравительной речи к учителям обозначил, что выпускник должен быть социабельным и адаптивным. Существует множество примеров того, как люди, обладающие высоким интеллектом, достигшие высот в науке, искусстве, б

Работа состоит из  1 файл

Государственное учреждение образования.doc

— 57.00 Кб (Скачать документ)

Реализация компетентностного  подхода в повышении качества образования, развития личности ребенка  и формировании компетентностного  выпускника


Государственное учреждение образования

«Негорельская базовая школа № 2»


 

 

 

Реализация  компетентностного подхода в  повышении качества образования, развития личности ребенка и формировании компетентностного выпускника

 

 

 

 

Составитель: директор ГУО

«Негорельская БШ № 2»

Каспорская  И.В.

2011

 

Добрый день, уважаемые  коллеги. В начале моего выступления  хочу поздравить Вас с наступающим  новым учебным годом, пожелать вдохновения  в работе, сил, чтобы реализовать  Ваши желания и благодарных учащихся, которые оценят Ваши старания.

Наше общество изменяется, а значит изменяются и  требования к современному выпускнику. Образование, ориентированное только на получение знаний – это прошлое. В современном мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, гибкость, динамизм и конструктивность. Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко в своей поздравительной речи к учителям обозначил, что выпускник должен быть социабельным и адаптивным. Существует множество примеров того, как люди, обладающие высоким интеллектом, достигшие высот в науке, искусстве, были совершенно не приспособлены к жизни в обществе. Наш выпускник – это будущий профессионал, который должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной среде, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Система образования  – четкий, хорошо налаженный механизм, поэтому качество работы зависит  от каждой детали системы.

Развитие социально-активной личности требует от педагогов применение совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентностного выпускника необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних учащихся.

На протяжении двух лет в школе идет внедрение комперентносного подхода. Он, как и другие инновационные подходы в образовании, требует поэтапного внедрения. На первом этапе был осуществлен анализ образовательного процесса школы, сформулированы основные требования к личности нашего выпускника, и на основе этого выявлены недостатки и недоработки и обозначены основные направления работы.

Мы определили, что несмотря на возраст (14-16 лет) выпускник базовой школы должен:

    1. Определиться профессионально;
    2. Знать свои права и обязанности и следовать им.
    3. Обладать навыками самоорганизации своего досуга и учебной деятельности;
    4. Знать социально-нравственные нормы культурной жизни общества, в котором живет;
    5. Обладать необходимыми компетенциями в соответствии с программой базовой школы.

Все это формируется не как отдельно взятые качества личности, а в целостной системе блоков, называемых компетенциями.

Наиболее актуальными для школы и общества были определены следующие компетенции:

    • учебно-воспитательная;
    • информационная;
    • коммуникативная;
    • компетенция личностного самосовершенствования.

Реализация  компетентносного подхода осуществляется на следующих принципах:

    • моделирование содержания образовательного процесса;
    • приоритетность развивающих целей обучения и воспитания перед познавательными целями;
    • соответствие основных компонентов содержания образовательного процесса единству его целей;
    • совместная деятельность педагогов и обучающихся;
    • приоритетность принципов, обеспечивающих самовыражение обучающихся.

Наше время  диктует определенные запросы к специалистам. Мы обращаем внимание на решение кадровых вопросов района. Нами ведется целенаправленная работа по профориентации, в результате чего большая часть выпускников выбирают специальности отвечающие потребностям района, в частности сельского хозяйства.

За 2009/2011 учебные года ГУО  «Негорельская базовая школа  № 2» окончило 17 учащихся. Из 8 выпускников прошлого года 6 человек (75 %) поступили в учреждения среднего специального образования, 2 человека (25 %) в учреждения профессионально-технического образования.

В 2010/2011 учебном году в учреждения среднего специального образования поступило 2 человека (22,5 %), в учреждения профессионально-технического образования 4 человека (45 %), изъявили желание продолжить образование на III ступени общего среднего образования 3 человека (32,5 %).

Такие показатели были достигнуты благодаря работе всего  коллектива школы в тесном сотрудничестве с родителями выпускников.

Не надо думать, что вся работа ведется только с выпускниками. Они – это результат  нашей работы за 9 лет. За это время кроме обязательной программы базового образования учащиеся осваивают некоторые предметы и на более высоком уровне. В 2010/2011 учебном году было организовано 14 факультативов для учащихся начальных классов, 18 факультативов для учащихся 5-9 классов, кружки: вокальный - руководитель Титович Н.В., «Рисунок» и «Резьба» - Якубов В.Н., «Музееведение» - руководитель Крылович О.А., «Информышка» - Кураш Л.Ч.. По субботам работал факультатив спортивные игры и секция «Баскетбол» - руководитель Валаханович З.Н.

Одним из основных требований современного общества к выпускнику является владение информационными технологиями. Следствием этого стало не только изменение в организации образовательного процесса школы, компетентностный подход привел к соединению урочной и внеурочной работы в единую систему, стержнем которой является информационно-коммуникативная направленность образования. Школа усиленно работает в этом направлении. Широкое распространение в настоящее время получили уроки с использованием компьютерных презентаций. Часто это коллективная работа учащихся и педагогов. Такие уроки вызывают у учащихся познавательный интерес к предмету, экономят время на уроке, дают возможность демонстрации значительно большего объема информации, более наглядны и эстетичным.

Особое внимание уделяется подготовке выпускника к  тому большому потоку информации, который  поступает из СМИ и Интернет-ресурсов. Учащийся должен не только уметь воспринять информацию, но и проанализировать. Без этих умений он становится легкой «добычей» для манипуляторов. Мы стремимся, чтобы уже к окончанию базовой школы учащийся осознавал ту роль и огромную ответственность, которые лягут на него после окончания школы.

Третья, не менее  важная задача, которую мы должны осуществить – это воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества. Поэтому главным направлением нашей воспитательной работы стало формирование гражданственности и патриотизма. С этой целью мы используем следующие формы работы:

    • экскурсии по историческим местам;
    • туристические поездки и походы;
    • ролевые игры;
    • диспуты;
    • викторины и т.д.

Каждый гражданин  должен знать свои права и обязанности. Это относится и к нашим маленьким гражданам. Ознакомление учащихся школы с нормативно-правовыми документами начинается с первых дней учебы. Мы формируем у учащихся представление о процессах и явлениях, происходящих в нашем обществе и государстве, активизируем социальную деятельность учащихся. В школе действует пионерская дружина. 92 % учащихся являются членами БРПО, действуют Большой ученический Совет, школа «Лидер», организована шефская помощь ветеранам и пожилым людям.

Не секрет, что в первый класс приходит 80 % детей здоровыми, но уже через 9 лет эта цифра уменьшается. Мы должны сохранить здоровье наших детей. Поэтому мы прибегаем к использованию здоровьесберегающих технологий. Это и хорошо продуманные Дни здоровья, встречи с медицинскими работниками, мероприятия по профилактике вредных привычек, спортивные соревнования, ежедневная утренняя зарядка и обязательные физкультминутки и большие музыкальные переменки. Обратимся к статистике. В 2009/2010 учебном году учащихся с I группой здоровья было 27 учащихся, то в 2010/2011 – 30, со II – 53/51, с основной группой по физкультуре – 80/81. подготовительная группа – 3/2, специальная группа – 4\4.

Мы стремимся, чтобы выпускник нашей школы гордился местом, где он учился. Учащиеся работают на учебно-экологическом комплексе, своими руками ремонтируют школьную мебель, учатся трудиться и беречь окружающий мир.

За 9 лет обучения педагоги школы погружаются детей  в творчество: они рисуют, поют, танцуют, сочиняют и читают собственные стихи, занимаются музыкой и т.д.

Реализация  компетентностного подхода в  повышении качества образования принесла ощутимые результаты:

    1. два диплома III степени в международной дистанционной олимпиаде «Дорогами войны – дорогами победы»;
    2. диплом III степени в олимпиаде по правилам дорожного движения;
    3. диплом в номинации «За расширение национально-духовной сферы детей» в конкурсе театрализованных представлений;
    4. диплом 2-й степени в конкурсе «Чудо - шашки»;
    5. учащийся 3 класса стал финалистом шоу «Звездный час»;
    6. диплом III степени в конкурсе авторских работ;
    7. дипломы I и II степени в конкурсе «Юные художники»;
    8. два вторых и одно третье место в конкурсе «Буслик - 2011»;
    9. 4-е место в дистанционной олимпиаде по истории;
    10. 3 место в конкурсе, организованном фабрикой «Элиз».
    11. дипломанты районного конкурса «Суквецце талентаў».

Вы видете. что  даже в базовой школе, где количество учащихся небольшое, где учитель  имеет возможность полностью реализовывать индивидуальный подход, мы развиваем личность ребенка и формируем компетентностного выпускника.

И как сказал Селестена Френе:

«… формирование ребенка будет зависеть не столько  от наших уроков, сколько от той  обстановки, которую мы создадим для  него, и от того, насколько мы сумеем обеспечить ему возможность самостоятельно принимать решения и действовать на их основе».

Спасибо за внимание.

ГУО «Негорельская  БШ №2» 



Информация о работе Реализация компетентностного подхода в повышении качества образования, развития личности ребенка и формировании компетентность выпускн