Пути повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, контрольная работа

Описание

Цель исследования - дать комплексную, интегрирующую характеристику путей повышения качества образования и на основе исследования отдельных проблемных вопросов, выработать предложения по совершенствованию практики в данной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты развития системы образования……………………..
1.2. Нормативно-правовая основа, регулирующая образовательный процесс в РФ……………………………………………………………………….
1.3. Система управления образованием в РФ……………………………
1.4. Основные подходы к оценке качества образования………………
Глава 2. оценка качества образования в МО «кабанский район»………………………………………………………...
2.1. Анализ системы образования………………………………………….
2.2. Анализ системы управления образованием в МО «Кабанский район»………………………………………………………………………………
2.3. Оценка качества образования в МО………………………………….
Глава 3. Основные направления и пути повышения качества образования…………………………………………………...
3.1. Проблемы качества образования……………………………………..
3.2. Направления и пути решения проблем качества образования…...
Заключение…………………………………………………………........
Список использованных источников…………………….
Приложение……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Качество образования 2.doc

— 506.50 Кб (Скачать документ)


 

содержание

стр.

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты развития системы образования……………………..

1.2. Нормативно-правовая основа, регулирующая образовательный процесс в РФ……………………………………………………………………….

1.3. Система управления образованием в РФ……………………………

1.4. Основные подходы к оценке качества образования………………

Глава 2. оценка качества образования в МО «кабанский район»………………………………………………………...

2.1. Анализ системы образования………………………………………….

2.2. Анализ системы управления образованием в МО «Кабанский район»………………………………………………………………………………

2.3. Оценка качества образования в МО………………………………….

Глава 3. Основные направления и пути повышения качества образования…………………………………………………...

3.1. Проблемы качества образования……………………………………..

3.2. Направления и пути решения проблем качества образования…...

Заключение…………………………………………………………........

Список  использованных источников…………………….

Приложение……………………………………………………...............

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования

Целью модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования при условиях эффективного использования ресурсов. Решить данную проблему невозможно лишь за счет введения нового содержания общего образования и новых педагогических технологий, изменения подходов к обучению, воспитанию и развитию личности обучающегося. Это возможно сделать только в ситуации изменения системы управления образованием на всех уровнях, в том числе и на муниципальном.

Таким образом, исследуемая тема представляет интерес не столько с теоретической, сколько с практической точки зрения. Вышеизложенное обосновывает актуальность заявленной темы, ее теоретическую и прикладную значимость.

Цель исследования -  дать комплексную, интегрирующую характеристику путей повышения качества образования и на основе исследования отдельных проблемных вопросов, выработать предложения по совершенствованию практики в  данной сфере.

Объектом исследования являются пути повышения качества образования.

Предметом исследования являются проблемные вопросы, путей повышения качества образования и возможные пути (способы, методы) их решения.

Нормативно - правовую основу исследования представляют различные нормативно - правовые акты в области образования, управления и трудового права.

Теоретическую основу исследования будет представлять научная литература в области образования, менеджмента и управления.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: логический и сравнительно-аналитический, системно-структурный, диалектический и конкретно-экономический подход на основе сочетания макро- и микроэкономического уровней анализа и развития организации и муниципального образования.

Структура исследования определяется исходя из общей цели, частных задач и внутренней логики исследования. Структурно данное научное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты развития системы образования

 

1.1. Понятие, сущность и содержание системы образования

 

Любая система - это форма организации определенного количества элементов, «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей».[1] Положение Закона о системности российского образования является одним из ключевых. Только во взаимосвязи и согласованности всех звеньев этой системы возможно избавиться от ненужного дублирования, «разрывов» и нестыковок между различными ступенями и образовательными программами образовательной системы России и, в конечном итоге, сделать образовательную услугу качественной, а процесс ее предоставления населению - эффективным.

В этой связи справедливо замечание В.Б. Новичкова о том, что законодатель опрометчиво не включил в «совокупность взаимодействующих элементов» системы образования физических лиц, ведь именно человек, а не общество, не государство, является первопричиной, отправной точкой, центральным звеном всей системы образования, в отсутствие которого не мыслится сама система.[2] Гуманистическая направленность всей правовой системы современной России, очевидно, в ближайшем будущем приведет к включению человека в образовательную систему в качестве самостоятельной подсистемы. Введение этой четвертой подсистемы позволит более точно определить права, обязанности и ответственность всех сторон, участвующих в образовательных правоотношениях.

Так или иначе, в настоящее время российская система образования включает в себя три подсистемы (или три элемента системы):

- содержательная подсистема;

- функциональная подсистема и

- организационно-управленческая подсистема.

Таблица 1

Подсистемы системы российского образования

Российская система образования

1. Содержательная подсистема

2. Функциональная подсистема

3. Организационно-управленческая подсистема.

В это понятие традиционно включают государственные образовательные стандарты и образовательные программы, поскольку именно данные элементы представляют содержательную сторону образования в той или иной стране.

 

В данную подсистему российского образования входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и государственные образовательные стандарты, вне зависимости от формы собственности, типа и вида.

 

Организационно-управленческая подсистема в России является в подавляющем большинстве случаев трехзвенной, поскольку ответственность за управление непрерывным процессом реализации государственных образовательных стандартов, как правило, разделена между тремя основными управляющими субъектами - федеральными органами государственной власти (преимущественно органом межотраслевой компетенции - Минобрнауки РФ), органами государственного управления регионального уровня и локальными органами управления образовательными учреждениями (администрациями образовательных учреждений).

 

 

1. Содержательная подсистема. В это понятие традиционно включают государственные образовательные стандарты и образовательные программы, поскольку именно данные элементы представляют содержательную сторону образования в той или иной стране. Наличие детально проработанных и четких стандартов во всех сегментах образовательной системы, как правило, говорит о высокой системности образования в целом в данной стране. По этому показателю Россия находится далеко не на первом месте. Подтверждение данного тезиса представлено в комментарии к ст. 7 Закона об образовании.

Понятие государственного образовательного стандарта введено статьей 7 Закона об образовании. Эта статья находится в главе I «Общие положения», содержащей базовые понятия образовательного права России. Одновременно с этим, статья, которая регламентирует образовательные программы, а именно статья 9, отнюдь не случайно помещена законодателем в главу II «Система образования». Объясняется это тем, что любой стандарт представляет собой образец, которому должно соответствовать что-либо, например иной документ, непосредственно регламентирующий поведение людей.

Таким образом, государственный образовательный стандарт по отношению к образовательной программе является документом высшего порядка, стандарт первичен. Вместе с тем сам образовательный стандарт наряду с инвариативной или неизменяемой частью включает вариативную часть. По этой причине две образовательные программы, разработанные в соответствии с одним и тем же государственным образовательным стандартом, реализуемые в двух разных образовательных учреждениях, с содержательной точки зрения будут различаться между собой.

Образовательных стандартов может быть сколь угодно много, однако Закон об образовании оперирует понятием «государственный образовательный стандарт». В отличие от всех иных образовательных стандартов, которые могут быть положены в основу конечной образовательной программы, государственный образовательный стандарт санкционирован государством и в связи с этим становится обязательным руководством для разработчика при составлении на его основе образовательной программы.

В России государственный образовательный стандарт состоит из трех компонентов: федерального, регионального и локального, или, как его еще называют, «компонента образовательного учреждения». Первый компонент устанавливает минимальные требования к содержанию основных образовательных программ, уровню подготовленности выпускников, а также устанавливает максимально допустимый объем учебной нагрузки обучающихся.

Второй, региональный компонент, позволяет субъектам Российской Федерации дополнять государственный образовательный стандарт отдельными положениями, отражающими исторические, национально-культурные и иные особенности, которые необходимо учитывать в контексте образования населения, проживающего в определенном регионе. Вместе с тем эти «включения» в государственный образовательный стандарт не должны нарушать общее федеральное образовательное пространство, то есть требования к образовательному стандарту, установленные субъектом федерации, не могут противоречить требованиям, установленным федеральным законодательством.

Наконец, локальный компонент отражает интересы и потребности обучающихся и, одновременно, финансовые, организационные и имущественные возможности конкретного образовательного учреждения. Как правило, этот компонент имеет особенно большое значение в коррекционных образовательных учреждениях, в которых реализуются специальные образовательные программы, например ведется обучение лиц с физическими недостатками либо обучающихся с отклонениями в развитии.

Не все государственные образовательные стандарты утверждаются одним и тем же государственным органом, все зависит от уровня образования, к которому относится государственный образовательный стандарт. Так, государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны устанавливаться федеральным законодательным органом, то есть порядок их разработки и утверждения должен устанавливаться федеральным законом. Однако до настоящего времени Федеральный закон «О государственном образовательном стандарте общего образования» не принят. Временно федеральный компонент основного общего образования утверждается Правительством РФ, а федеральные компоненты иных уровней образования - Министерством образования и науки Российской Федерации.

Государственные образовательные стандарты и образовательные программы различных уровней являются ключевым элементом российской системы образования, поскольку именно этот элемент определяет характер и сущность взаимосвязей двух других частей данной системы. Основополагающее значение государственных образовательных стандартов и программ, представляющих содержательную подсистему образования, подчеркивает и законодатель, ставя их на первое место при перечислении элементов структуры образования в комментируемой статье.

Действительно, содержательная подсистема определяет как функциональную подсистему (образовательные учреждения), поскольку от содержания определенного государственного образовательного стандарта и соответствующих ему образовательных программ зависят финансовые, кадровые, материально-технические и другие потребности образовательного учреждения, так и организационно-управленческую подсистему образования (органы управления образованием и подведомственные этим органам вспомогательные учреждения и организации, непосредственно не реализующие образовательные программы). В последнем случае в зависимости от уровня и содержания государственного образовательного стандарта определяется круг государственных органов, ответственных за осуществление контроля реализации образовательным учреждением государственного образовательного стандарта соответствующего уровня.

Информация о работе Пути повышения качества образования