Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:32, курсовая работа
Цель: выявить специфику преобразований обучения XX века, путем структурирования и анализирования материала, исследования статистических данных.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1920-1930-Х ГОДОВ………………………………………………………………………5
1.1. Перестройка системы образования после революции 1917года. Ее результаты…………………………………………………………………..5
1.2. Система образования в годы форсированной модернизации (1929-1341), ее особенности……………………………………………………..11
Глава 2. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1941-1991 ГОДОВ……………………………………………………………………..15
2.1. Реорганизация школьного просвещения в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………….15
2.2. Школа в послевоенное время (1945-1958)………………………….19
2.3. Система школьного образования и попытки ее реформирования в период «развитого социализма»…………………………………………23
Глава 3. ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ПЕРЕХОДОМ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...40
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава
1. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1920-1930-Х
ГОДОВ…………………………………………………………………
1.1. Перестройка системы
образования после революции 1917года. Ее
результаты……………………………………………………
1.2. Система образования
в годы форсированной модернизации (1929-1341),
ее особенности…………………………………………………
Глава
2. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1941-1991
ГОДОВ…………………………………………………………………
2.1. Реорганизация
школьного просвещения в годы
Великой Отечественной войны………
2.2. Школа в послевоенное время (1945-1958)………………………….19
2.3. Система школьного образования и попытки ее реформирования в период «развитого социализма»…………………………………………23
Глава
3. ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….42
Приложение № 1…………………………………………………………..43
Приложение № 2…………………………………………………………..44
Приложение
№ 3…………………………………………………………..45
ВВЕДЕНИЕ
В России школу реформировали довольно часто и, можно сказать, с удовольствием. Во-первых, подобные реформы всегда казались достаточно простым делом, ведь если экономические законы никаким указам не подчиняются, то школа исполняет все, что ей прикажут, и реформатор практически сразу видит результаты своего труда. Во-вторых, воздействовать на школу - значит воздействовать на будущее, а от такой заманчивой возможности не откажется никакая власть. Однако большая часть российских реформ была утопична, а утопии, как известно, никогда не воплощаются в жизнь.
Проблема перестройки российской школы и в наши дни играет огромную роль. Институт образования оказывает сильное влияние на развитие общества. Он интегрирует вокруг себя и другие общественные системы, предопределяя не только развитие общества, но и каждого человека в отдельности. В цивилизованном обществе, если исключать крайности протекционизма, судьба человека зависит от двух факторов: его здоровья и качества полученного образования. Чем более демократичным является общество, тем в большей степени образование является каналом мобильности.
Объект исследования: система образования в России в XX веке.
Предмет исследования: тенденции развития просвещения XX века.
Цель: выявить специфику преобразований обучения XX века, путем структурирования и анализирования материала, исследования статистических данных.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
В состав работы входит введение, три главы, заключение и три приложения.
Все старания
по перестройке народного образования
пошли прахом после 1917 года, когда новое
правительство заявило о том, что ей нужна
совершенно другая школа, основанная на
иных принципах.
Глава 1. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1920-1930-х гг.
1.1. Перестройка системы образования после революции 1917года. Ее результаты.
В октябре
1917 года политическая власть в результате
революции перешла к
Строительство новой, советской школы началось с абсолютно фантастических деклараций. В первом же советском законе о школьном образовании, принятом в 1918 году, говорилось о создании «единой трудовой школы», в которой не будет ни экзаменов, ни наказаний, ни обязательных домашних заданий, ни единой для всех программ.
Управлять школами должны были школьные советы в составе учителей, представителей учащихся и «трудового населения». Учебные округа были ликвидированы, должности директоров и инспекторов народных училищ отменены - словом, старая системы образованием оказалась полностью демонтированной. Одновременно стали проводиться эксперименты по совместному обучению мальчиков и девочек, отмене оценок и т.д. Все эти мероприятия проходили на фоне усугублявшейся разрухи, а также всероссийской забастовки учителей, которые не желали служить новой власти, так что реформируемые школы практически не работали.
Принятая
в 1903 году программа РСДРП включала,
а в дальнейшем и определяла, тезисы
по изменению народного
9 ноября
1917 года создается
26 декабря 1919 г СНК принял декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.
В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ.
В
1920 году была создана
Начавшаяся в 1918 году Гражданская война стала препятствием на пути развития новой школы. После гражданской войны перепись населения в 1920 г. выявила в стране 54 млн неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных в государственной политике народного образования.
Острая нехватка финансовых ресурсов заставляла государство уменьшать в начале 20-х гг. бюджетные ассигнования школам, переводить их на финансирование из местных бюджетов.
В 1921 — 1922 гг. периодически проводились субботники и "недели" помощи школе, население добровольно собирало средства на нужды просвещения.
В 1921 г. в качестве временной меры была даже введена плата за обучение.
Вокруг перспектив развития школьного образования велись дискуссии между сторонниками политехнической и монотехнической (с ранней обязательной специализацией) школы.
Массовой формой подготовки кадров рабочих в 1921 — 1925 гг. стали школы ФЗУ. Не менее 3/4 учащихся этих школ были детьми рабочих. Кадры низшего и среднего технического и административного персонала (мастера, бригадиры, механики) готовились в техникумах, специальных профессиональных школах, краткосрочных курсах.
К середине 20-х гг. школьное образование представляло следующую систему: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа II ступени (5 — 9 классы) с профессионализированными 8 — 9 классами в ряде школ. В некоторых районах и республиках продолжали также существовать раздельные школы для мальчиков и девочек (Дагестан, Средняя Азия), религиозные школы (мектебе, медресе), различались и сроки обучения, начали создаваться школы-интернаты. Профессионально-техническое образование находилось в ведении Главпрофобра.
Основным
типом профессионального
Амбициозные
планы Наркомпроса повсеместно
сталкивались с суровой действительностью.
Обещанная А.Луначарским «
А.В.Луначарский и другие деятели Наркомпроса верили, что им под силу создать совершенно новую школу и воспитать нового человека, и поэтому старались поломать все устои школы дореволюционной. Было решено отказаться от урочной системы, от учебников и даже от школьных предметов. Вместо этого была принята «бригадно-лабораторная система», или «дальтон-план», когда учащиеся, разбившись на группы, самостоятельно решали различные прикладные проблемы.
Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования. Была осуществлена последовательная демократизация школы – участие в управлении образованием органов местного самоуправления, организация общественных школьных советов, отмена обязательных домашних заданий, отметок и экзаменов, введение программ только в качестве примерных, а также гибких учебных планов.
Были
предоставлены все возможности
для педагогических
Введение
всеобщего обучения и движение за
ликвидацию неграмотности, в результате
чего в городах были охвачены обучением
все дети, в селах около половины,
а уровень грамотности в
дореволюционной интеллигенции и многое другое – это достижение советского образования 20-х гг.
Конечно, те идеалы, которые проповедовались тогда и позже, те ценности, которые были заявлены как ориентир для развития системы образования, и та практика, к которой в конце концов и довольно быстро пришла советская власть, – вещи совсем разные. В школе тех лет бился живой пульс творчества, а педагогика была ищущей, антидогматической. А главное – это была школа, пронизанная идеями развивающего образования, демократии, самоуправления и сотрудничества. В создании единой трудовой школы участвовали такие замечательные педагоги и психологи, как С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.П.Пинкевич, М.М.Пистрак.
Все ли было хорошо в системе российского образования 20-х гг.?
Начнем с того, что это образование было ярко идеологически окрашенным. Школа рассматривалась как орудие коммунистического перерождения общества, как проводник «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на непролетарские и полупролетарские слои».
Основной
целью школы объявлялось
Советская
власть очень боялась «дурного»
влияния старых, «буржуазных» специалистов
на так понимаемое образование. Все это
было ново и весьма революционно, но фундаментальных
знаний не давало, поэтому реформы 1920-х
годов со временем тоже были пересмотрены.