Реформы образования ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:32, курсовая работа

Описание

Цель: выявить специфику преобразований обучения XX века, путем структурирования и анализирования материала, исследования статистических данных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1920-1930-Х ГОДОВ………………………………………………………………………5
1.1. Перестройка системы образования после революции 1917года. Ее результаты…………………………………………………………………..5
1.2. Система образования в годы форсированной модернизации (1929-1341), ее особенности……………………………………………………..11
Глава 2. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1941-1991 ГОДОВ……………………………………………………………………..15
2.1. Реорганизация школьного просвещения в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………….15
2.2. Школа в послевоенное время (1945-1958)………………………….19
2.3. Система школьного образования и попытки ее реформирования в период «развитого социализма»…………………………………………23
Глава 3. ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ПЕРЕХОДОМ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1920-1930-Х ГОДОВ………………………………………………………………………5

 1.1. Перестройка системы образования после революции 1917года. Ее результаты…………………………………………………………………..5

1.2. Система образования в годы форсированной модернизации (1929-1341), ее особенности……………………………………………………..11

Глава 2. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1941-1991 ГОДОВ……………………………………………………………………..15

2.1. Реорганизация  школьного просвещения в годы  Великой Отечественной войны…………………………………………………….15

2.2. Школа в послевоенное время (1945-1958)………………………….19

2.3. Система школьного образования и попытки ее реформирования в период «развитого социализма»…………………………………………23

Глава 3. ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ  С ПЕРЕХОДОМ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...40

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….42

Приложение № 1…………………………………………………………..43

Приложение № 2…………………………………………………………..44

Приложение № 3…………………………………………………………..45 
 
 
 
 
 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

В России школу реформировали довольно часто  и, можно сказать, с удовольствием. Во-первых, подобные реформы всегда казались достаточно простым делом, ведь если экономические законы никаким  указам не подчиняются, то школа исполняет все, что ей прикажут, и реформатор практически сразу видит результаты своего труда. Во-вторых, воздействовать на школу - значит воздействовать на будущее, а от такой заманчивой возможности не откажется никакая власть. Однако большая часть российских реформ была утопична, а утопии, как известно,  никогда не воплощаются в жизнь.

Проблема  перестройки российской школы и  в наши дни играет огромную роль. Институт образования оказывает сильное влияние на развитие общества. Он интегрирует вокруг себя и другие общественные системы, предопределяя не только развитие общества, но и каждого человека в отдельности. В цивилизованном обществе, если исключать крайности протекционизма, судьба человека зависит от двух факторов: его здоровья и качества полученного образования. Чем более демократичным является общество, тем в большей степени образование является каналом мобильности.

Объект  исследования: система образования  в России в XX веке.

Предмет исследования: тенденции развития просвещения  XX века.

Цель: выявить  специфику преобразований обучения XX века, путем структурирования и анализирования материала, исследования статистических данных.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие  задачи:

  • Выделить положительные и отрицательные моменты реформирования школьного образования после революции 1917 года;
  • Выявить качество системы обучения в годы форсированной модернизации (1929-1941 гг.);
  • Выразить главные атрибуты народного просвещения в годы ВОВ и послевоенного времени;
  • Отразить основные черты переустройства школы в период «развитого социализма»;
  • Раскрыть особенности изменений системы образования в период распада СССР, реорганизации к рыночным отношениям.

В  состав работы входит введение, три главы, заключение и три приложения.

Все старания по перестройке народного образования пошли прахом после 1917 года, когда новое правительство заявило о том, что ей нужна совершенно другая школа, основанная на иных принципах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1920-1930-х гг.

1.1. Перестройка  системы образования после революции 1917года. Ее результаты.

В октябре 1917 года политическая  власть в результате революции перешла к большевикам  во главе с Лениным В.И. . Новое  правительство заявило о том, что ей нужно нужна совершенно другая школа, основанная на иных принципах. Это означало полную перестройку системы образования, которая раньше определялась политикой царизма.

Строительство новой, советской школы началось с абсолютно фантастических деклараций. В первом же советском законе о  школьном образовании, принятом в 1918 году, говорилось о создании «единой трудовой школы», в которой не будет ни экзаменов, ни наказаний, ни обязательных домашних заданий, ни единой для всех программ.

Управлять школами должны были школьные советы в составе учителей, представителей учащихся и «трудового населения». Учебные округа были ликвидированы, должности директоров и инспекторов народных училищ отменены - словом, старая системы образованием оказалась полностью демонтированной. Одновременно стали проводиться эксперименты по совместному обучению мальчиков и девочек, отмене оценок и т.д. Все эти мероприятия проходили на фоне усугублявшейся разрухи, а также всероссийской забастовки учителей, которые не желали служить новой власти, так что реформируемые школы практически не работали.

Принятая  в 1903 году программа РСДРП включала, а в дальнейшем и определяла, тезисы по изменению народного образования: право получать образование на родном языке; отделение церкви от государства и школы от церкви; бесплатное и обязательное общее и профессиональное образование для всех детей обоего пола до 16 лет; снабжение малообеспеченных детей учебными пособиями.

9 ноября 1917 года создается государственная  комиссия (народный комиссариат)  по просвещению во главе с  Луначарским А.В.

 26 декабря 1919 г СНК принял декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.

В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ.

 В  1920 году была создана Всероссийская  чрезвычайная комиссия по ликвидации  безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР. 

Начавшаяся  в 1918 году Гражданская война стала  препятствием на пути развития новой  школы. После гражданской войны перепись населения в 1920 г. выявила в стране 54 млн неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных в государственной политике народного образования.

Острая  нехватка финансовых ресурсов заставляла государство уменьшать в начале 20-х гг. бюджетные ассигнования школам, переводить их на финансирование из местных бюджетов.

 В  1921 — 1922 гг. периодически проводились субботники и "недели" помощи школе, население добровольно собирало средства на нужды просвещения.

В 1921 г. в качестве временной меры была даже введена плата за обучение.

 Вокруг  перспектив развития школьного  образования велись дискуссии между сторонниками политехнической и монотехнической (с ранней обязательной специализацией) школы.

Массовой  формой подготовки кадров рабочих в 1921 — 1925 гг. стали школы ФЗУ. Не менее 3/4 учащихся этих школ были детьми рабочих. Кадры низшего и среднего технического и административного персонала (мастера, бригадиры, механики) готовились в техникумах, специальных профессиональных школах, краткосрочных курсах.

К середине 20-х гг. школьное образование представляло следующую систему: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа II ступени (5 — 9 классы) с профессионализированными 8 — 9 классами в ряде школ. В некоторых районах и республиках продолжали также существовать раздельные школы для мальчиков и девочек (Дагестан, Средняя Азия), религиозные школы (мектебе, медресе), различались и сроки обучения, начали создаваться школы-интернаты. Профессионально-техническое образование находилось в ведении Главпрофобра.

Основным  типом профессионального учебного заведения были индустриально-технические, педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, экономические, юридические, художественные техникумы с 3-летним сроком обучения. Несмотря на значительные масштабы деятельности, система профтехобразования отставала от потребностей страны.

Амбициозные планы Наркомпроса повсеместно  сталкивались с суровой действительностью. Обещанная А.Луначарским «политехнизация» школы была невозможна из-за отсутствия станков и инструментов. В результате трудовое воспитание учащихся ограничивалось посадкой деревьев на пришкольной территории, чисткой картофеля и мытьем полов.

А.В.Луначарский  и другие деятели Наркомпроса  верили, что им под силу создать  совершенно новую школу и воспитать нового человека, и поэтому старались поломать все устои школы дореволюционной. Было решено отказаться от урочной системы, от учебников и даже от школьных предметов. Вместо этого была принята «бригадно-лабораторная система», или «дальтон-план», когда учащиеся,  разбившись  на группы, самостоятельно решали различные прикладные проблемы.  

Уже в  конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа  была объявлена не только единой и  трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования. Была осуществлена последовательная демократизация школы – участие в управлении образованием органов местного самоуправления, организация общественных школьных советов, отмена обязательных домашних заданий, отметок и экзаменов, введение программ только в качестве примерных, а также гибких учебных планов.

 Были  предоставлены все возможности  для педагогических экспериментов в духе прогрессивных идей российской и зарубежной педагогики, в частности, большое распространение получили метод проектов и Дальтон-план, предусматривавшие перенос акцентов на активную и самостоятельную (под руководством учителя) познавательную деятельность учащихся.  

Введение  всеобщего обучения и движение за ликвидацию неграмотности, в результате чего в городах были охвачены обучением  все дети, в селах около половины, а уровень грамотности в обществе скачком вырос; борьба с детской  беспризорностью; широчайшее распространение обучения на национальных языках, создание десятков новых письменностей и издание учебников; привлечение к педагогической деятельности лучших представителей старой

дореволюционной интеллигенции и многое другое –  это достижение советского образования 20-х гг.

Конечно, те идеалы, которые проповедовались  тогда и позже, те ценности, которые  были заявлены как ориентир для развития системы образования, и та практика, к которой в конце концов и  довольно быстро пришла советская власть, – вещи совсем разные. В школе тех лет бился живой пульс творчества, а педагогика была ищущей, антидогматической. А главное – это была школа, пронизанная идеями развивающего образования, демократии, самоуправления и сотрудничества. В создании единой трудовой школы участвовали такие замечательные педагоги и психологи, как С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.П.Пинкевич, М.М.Пистрак.  

Все ли было хорошо в системе российского образования 20-х гг.?

Начнем  с того, что это образование  было ярко идеологически окрашенным. Школа рассматривалась как орудие коммунистического перерождения общества, как проводник «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на непролетарские и полупролетарские слои».

Основной  целью школы объявлялось формирование нового человека; на практике же ставилась гораздо более узкая и ограниченная задача – обеспечить среднее и высшее профессиональное образование, необходимое в условиях ускоренной индустриализации страны. Отсюда резкое сокращение основного общего образования (преобладала семилетка) и распространение ФЗУ – фабрично-заводских училищ. Отсюда появление так называемых рабфаков, ускоренно и часто довольно некачественно готовивших детей рабочих и крестьян, не имевших законченного среднего образования, к поступлению в высшие учебные заведения (в основном технические). Выпускники рабфаков имели преимущества при поступлении.

Советская власть очень боялась «дурного»  влияния старых, «буржуазных» специалистов на так понимаемое образование. Все это было ново и весьма революционно, но фундаментальных знаний не давало, поэтому реформы 1920-х годов со временем тоже были пересмотрены.        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Реформы образования ХХ века