Реформы образования ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:32, курсовая работа

Описание

Цель: выявить специфику преобразований обучения XX века, путем структурирования и анализирования материала, исследования статистических данных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1920-1930-Х ГОДОВ………………………………………………………………………5
1.1. Перестройка системы образования после революции 1917года. Ее результаты…………………………………………………………………..5
1.2. Система образования в годы форсированной модернизации (1929-1341), ее особенности……………………………………………………..11
Глава 2. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1941-1991 ГОДОВ……………………………………………………………………..15
2.1. Реорганизация школьного просвещения в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………….15
2.2. Школа в послевоенное время (1945-1958)………………………….19
2.3. Система школьного образования и попытки ее реформирования в период «развитого социализма»…………………………………………23
Глава 3. ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ПЕРЕХОДОМ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

¹ См.: Черник С.А. Советская школа в годы Великой  Отечественной войны. М., 1975. С.17.

2.2. Школа  в послевоенное время (1945-1958)

Вторая  половина 40-х и 50-е – время значительного  подъема советской системы образования, школы, обусловленного окончанием войны и возникшими выводами из пережитых испытаний. Нужно было строить жизнь по-новому, но на наметившиеся изменения оказывали воздействие культ личности И.В.Сталина, идеологическое давление, репрессии.

 В послевоенные годы в СССР существенно усилился контроль за школой со стороны государства и партийных органов. Многих зарубежных педагогов удивляло единство учебных планов и программ на всей протяженности огромной страны, то, каким образом удавалось и на Камчатке и в Прибалтике всем выпускникам в один день предложить одни и те же темы экзаменационных сочинений.

В народном образовании главной задачей стало введение обязательного семилетнего обучения в школах, а для молодежи, не сумевшей получить образование в военную пору, создание системы вечернего обучения. Поставленная цель была достигнута к 1950 г. Значительно расширилась сеть высших учебных заведений в СССР, активно вводилось вечернее и заочное обучение в вузах. О масштабах организации подготовки специалистов с высшим образованием в эти годы свидетельствует тот факт, что количество студентов, обучавшихся в советских вузах, тогда-превысило число студентов, обучавшихся во всех странах Европы и Азии вместе взятых.

В системе  школьного образования в середине 50-х гг. главным направлением являлось "укрепление связи школы с жизнью". 5 марта 1953 года уходит из жизни И.Сталин. Разоблачение его личности обусловило дальнейшие изменения в образовании.

В 1954 году плата за обучение была отменена, а  военизированные трудовые резервы стали превращаться в обыкновенные ПТУ. Однако на этом школьное реформаторство на этом не закончилось.

 Уже  в 1955/56 учебном году в средней  школе были введены новые учебные  планы, ориентированные на получение политехнического образования, которое позволило бы выпускникам средней школы найти свое место в промышленном или сельскохозяйственном производстве.

В 1958 году Н.С.Хрущев выдвинул ряд прожектов, которые снова зазвучали совершенно фантастически. «В будущем, - говорил  первый секретарь с трибуны XXI съезда, - имеется в виду предоставить возможность для воспитания всех детей в школах-интернатах, что будет способствовать успешному решению задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения и вовлечения новых миллионов женщин в ряды активных строителей коммунистического общества».

  Но  планами сгона детей в интернаты  дело не ограничилось. Никита  Сергеевич требовал изменить всю систему преподавания в школах: «Тесная связь обучения с жизнью, с производством, с практикой коммунистического строительства должна стать ведущим началом изучения основ наук в школе, основой воспитания подрастающего поколения в духе коммунистической нравственности». Это означало, что школьников необходимо приучать к труду, причем к труду физическому. Согласно реформе 1958 г., вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ создавалась единая сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) с унифицированными учебными программами и сроками обучения от 1 до 3 лет. Главным отличием ПТУ стало то, что параллельно с профессиональным обучением здесь давалась и общеобразовательная подготовка, сходная по содержанию со школьной , но значительно ниже по уровню. В отличие от школ, в ПТУ могли поступать и взрослые, не достигшие 30 лет. Это дало возможность получить образование многим людям, чье детство прошло в суровые военные и послевоенные годы.

Вскоре  был принят закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", принятый в декабре 1958 г. Законом вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего). Срок обучения в полной средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Аттестат зрелости школьники получали одновременно со свидетельством о приобретенной производственной специальности.

Однако  лозунг связи школы с жизнью на практике слабо реализовывался: лишь небольшой процент выпускников  шли работать по специальности, полученной в школе. В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки.

Реформа оказалась крайне непопулярной. Против нее открыто выступали многие ученые. Так, ректор ЛГУ Александр  Александров, выступая перед руководителями ВУЗов, говорил, что « при удлинении сроков обучения в школе, необходимости стажа и обучении в ВУЗе в течение шести лет студенты будут заканчивать образование в 26-28 лет.… Для науки будет потерян период, когда человек обладает большей энергией, творческой активностью и способностью искать новые пути». Чиновничество тоже глухо роптало, причем Хрущев прекрасно об это знал. Заехав во время визита в США в советское посольство, генсек говорил дипломатам: «Конечно, все говорят, что они за реформу, но всякая мамаша при этом замечает: «Пусть сначала моя Наташенька или Танечка закончит школу, а потом уже начнется реформа»». Конечно, представителям советской номенклатуры не хотелось отправлять своих детей на производство, поэтому хрущевская школьная реформа была отменена практически сразу же после смещения Н.Хрущева - в 1964 году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Система  школьного образования и попытки  ее реформирования в период  «развитого социализма».

Конец 1960-х и 1970-е гг. еще оставались годами действия потенциала.

Переход к 11-летней школе занял примерно пять лет, в течение которых явных  ее преимуществ обнаружено не было, и в 1966 году было принято постановление  о возврате к 10-летнему сроку обучения и переходу на новое содержание образования. Во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о применении достижений науки в производстве. Возникло даже особое название этого периода – «эпоха НТР» (научно-техническая революции).

В 60-е  годы планировался переход к всеобщему  обязательному среднему образованию. С этой целью начальные и восьмилетние школы повсеместно   дополнялись  старшими классами. Рост числа полных 10-летних средних школ превосходил кадровые и экономические возможности государства, вследствие чего уже в середине 70-х годов, к моменту завершения перехода к всеобщему среднему образованию, констатировалось снижение его качества.

В 60 — 70-е  гг. руководство страны взяло курс на значительный рост образовательного уровня населения. Был осуществлен переход к всеобщему полному среднему образованию. Уже в 1975 г. 86% молодежи вступало в жизнь, имея за плечами 10-летний курс школьного обучения. Более 96% выпускников 8-летней школы продолжало учебу в различных учебных заведениях, дававших среднее образование. В то же время учащихся средних школ готовили в основном для продолжения образования в вузах, тогда как производству остро не хватало квалифицированных специалистов со среднетехническими знаниями.

Эту диспропорцию пытались устранить путем увеличения учреждений профессионально-технического образования (ПТУ и техникумов), а также профориентации в системе средней школы. Но противоречие между завышенными социальными ожиданиями выпускников средней школы и реалиями уровня развития производства в стране, требовавшего большого количества работников тяжелого неквалифицированного труда, постепенно становилось серьезной психологической проблемой в рамках социальной адаптации.

Необходимость серьезной структурной перестройки  системы образования в условиях научно-технической революции вызвала  пересмотр школьных программ, а также попытку внедрения новейших методов обучения. На первом этапе (с 1971 г.) курс начальной средней школы был сокращен до трех лет.

В 60–70-х  гг. огромное влияние на школу оказали  идеи директора сельской школы на Украине Василия Александровича Сухомлинского, призывавшего к формированию «мыслящих личностей» и к утверждению в школе гуманистической педагогики. Для Сухомлинского главной целью воспитания было свободное развитие ребенка как активной личности.       

70-80-е  годы в СССР характеризуются снижением развития экономики, замедлением темпов технологического перевооружения производства, возникновением скрытой безработицы, общим экономическим кризисом, кризисом коммунистической идеологии и началом этнических и межнациональных конфликтов. Эти факторы негативно отразились на развитии образования.

В течение 80-х стала проявляться исчерпанность  морально-психологического потенциала советского воспитания. Застой, давший название  1980-м гг., оказался неизбежным даже в программах образования и  его организации. Характерным явлением конца 1970-х - начала 1980-х гг. было повсеместное изучение в школах и ВУЗах трудов Л.И.Брежнева «Целина», «Возрождение», «Малая Земля», ради чего 2-3-4 недели ломалась программа, выпадали действительно важные темы.

К началу 80-х годов созидательный потенциал сложившейся системы образования был в основном исчерпан. Бюрократизация, унификация, идеологическая индоктринация, линия на уравнительное (эгалитаристское) обучение превращали школу в закрытое, оторванное от жизни учреждение. Интересы отдельного ребенка, инициатива учителей все более игнорировались. Статистика массового охвата детей и подростков обязательным образованием, высокие проценты успеваемости скрывали беды, которые становились все болезненные: недостаток в научно-педагогическом образовании учебного процесса, отсутствие необходимых финансовых, кадровых и других ресурсов, фактически низкий уровень подготовки массы учащихся, рост непосещаемости.

 В  1983 — 1984 гг. была предпринята попытка  комплексной реформы школы. В апреле 1984 г. специальным законом было предусмотрено перепрофилирование всеобщего среднего образования молодежи на нужды развития экономики. Однако неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений в сфере образования привели к быстрому отказу от проведения школьной реформы. Преобразования  1984 года своими необдуманными организационными шагами только усугубила застой в области образования. Слияние общего и профессионального образования, профессионализация общеобразовательной школы, усиление единообразия в системе профтехобразования через создание СПТУ (средних профтехнических училищ) произошли только на бумаге, на уровне принятия решений. Вновь произошла чехарда с 10- и 11-летками.

Для реализации этой идеи была расширена и усовершенствована  сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов, в которых старшеклассники обучались раз в неделю одной из рабочих был осуществлен переход на 11-летний срок обучения, в нее стали принимать детей, достигших 6-летнего возраста.

Все эти  преобразования не соответствовали принципу широко трактовавшегося политехнизма, который исповедовался советской школой и педагогикой с момента их возникновения. Внешние факторы приводили к попыткам превратить общеобразовательную школу в профессиональное учебное заведение при неизбежном снижении ее образовательного уровня.

Уровень и качество обучения в основной массе  советских школ неуклонно снижались. На этом фоне появился целый ряд учителей-новаторов, таких как В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили, которые творчески подходили к процессу преподавания, пытаясь преодолеть нараставшее падение интереса учащихся к учебе, формализм в учебной и воспитательной работе. Но их опыт фактически так и остался невостребованным. Закостеневшая система управления народным образованием не была рассчитана на внедрение новых методов обучения.

В области  образования реальные изменения стали происходить не ранее 1987 г. До этого времени многие начинания, в том числе и широко разрекламированная программа компьютеризации школьного обучения, оставались на практике лишь красивыми лозунгами. Выделявшиеся из общего ряда преподаватели-реформаторы (В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин и др.) так и не смогли оказать реального влияния на систему обучения, которая безнадежно отставала от требований времени. Резко понизился интерес молодежи к получению образования, особенно по техническим специальностям.

Преобразования  в средней школе осуществлялись путем введения альтернативной образовательной  системы. Стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, организуемые на базе общеобразовательных школ и техникумов, но разрабатывавшие свои, особые учебные планы. В этих новых учебных заведениях, как правило, вводились нетрадиционные предметы, учащимся предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых дисциплин. Следующим шагом в реформе школы было решение о создании в стране системы непрерывного образования, что вылилось в 1988 г. в административную реорганизацию органов управления образовательными учреждениями. Во главе системы стоял отныне Госкомитет по народному образованию. Однако эта верхушечная реорганизация, как и следовало ожидать, не имела каких-либо реальных результатов.

Информация о работе Реформы образования ХХ века