Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:32, курсовая работа
Цель: выявить специфику преобразований обучения XX века, путем структурирования и анализирования материала, исследования статистических данных.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1920-1930-Х ГОДОВ………………………………………………………………………5
1.1. Перестройка системы образования после революции 1917года. Ее результаты…………………………………………………………………..5
1.2. Система образования в годы форсированной модернизации (1929-1341), ее особенности……………………………………………………..11
Глава 2. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1941-1991 ГОДОВ……………………………………………………………………..15
2.1. Реорганизация школьного просвещения в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………….15
2.2. Школа в послевоенное время (1945-1958)………………………….19
2.3. Система школьного образования и попытки ее реформирования в период «развитого социализма»…………………………………………23
Глава 3. ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ПЕРЕХОДОМ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...40
¹ См.: Черник С.А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. М., 1975. С.17.
2.2. Школа
в послевоенное время (1945-
Вторая половина 40-х и 50-е – время значительного подъема советской системы образования, школы, обусловленного окончанием войны и возникшими выводами из пережитых испытаний. Нужно было строить жизнь по-новому, но на наметившиеся изменения оказывали воздействие культ личности И.В.Сталина, идеологическое давление, репрессии.
В послевоенные годы в СССР существенно усилился контроль за школой со стороны государства и партийных органов. Многих зарубежных педагогов удивляло единство учебных планов и программ на всей протяженности огромной страны, то, каким образом удавалось и на Камчатке и в Прибалтике всем выпускникам в один день предложить одни и те же темы экзаменационных сочинений.
В народном образовании главной задачей стало введение обязательного семилетнего обучения в школах, а для молодежи, не сумевшей получить образование в военную пору, создание системы вечернего обучения. Поставленная цель была достигнута к 1950 г. Значительно расширилась сеть высших учебных заведений в СССР, активно вводилось вечернее и заочное обучение в вузах. О масштабах организации подготовки специалистов с высшим образованием в эти годы свидетельствует тот факт, что количество студентов, обучавшихся в советских вузах, тогда-превысило число студентов, обучавшихся во всех странах Европы и Азии вместе взятых.
В системе школьного образования в середине 50-х гг. главным направлением являлось "укрепление связи школы с жизнью". 5 марта 1953 года уходит из жизни И.Сталин. Разоблачение его личности обусловило дальнейшие изменения в образовании.
В 1954 году плата за обучение была отменена, а военизированные трудовые резервы стали превращаться в обыкновенные ПТУ. Однако на этом школьное реформаторство на этом не закончилось.
Уже
в 1955/56 учебном году в средней
школе были введены новые
В 1958 году
Н.С.Хрущев выдвинул ряд прожектов,
которые снова зазвучали
Но
планами сгона детей в
Вскоре был принят закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", принятый в декабре 1958 г. Законом вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего). Срок обучения в полной средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Аттестат зрелости школьники получали одновременно со свидетельством о приобретенной производственной специальности.
Однако лозунг связи школы с жизнью на практике слабо реализовывался: лишь небольшой процент выпускников шли работать по специальности, полученной в школе. В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки.
Реформа
оказалась крайне непопулярной. Против
нее открыто выступали многие
ученые. Так, ректор ЛГУ Александр
Александров, выступая перед руководителями
ВУЗов, говорил, что « при удлинении сроков
обучения в школе, необходимости стажа
и обучении в ВУЗе в течение шести лет
студенты будут заканчивать образование
в 26-28 лет.… Для науки будет потерян период,
когда человек обладает большей энергией,
творческой активностью и способностью
искать новые пути». Чиновничество тоже
глухо роптало, причем Хрущев прекрасно
об это знал. Заехав во время визита в США
в советское посольство, генсек говорил
дипломатам: «Конечно, все говорят, что
они за реформу, но всякая мамаша при этом
замечает: «Пусть сначала моя Наташенька
или Танечка закончит школу, а потом уже
начнется реформа»». Конечно, представителям
советской номенклатуры не хотелось отправлять
своих детей на производство, поэтому
хрущевская школьная реформа была отменена
практически сразу же после смещения Н.Хрущева
- в 1964 году.
2.3. Система
школьного образования и
Конец 1960-х и 1970-е гг. еще оставались годами действия потенциала.
Переход к 11-летней школе занял примерно пять лет, в течение которых явных ее преимуществ обнаружено не было, и в 1966 году было принято постановление о возврате к 10-летнему сроку обучения и переходу на новое содержание образования. Во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о применении достижений науки в производстве. Возникло даже особое название этого периода – «эпоха НТР» (научно-техническая революции).
В 60-е годы планировался переход к всеобщему обязательному среднему образованию. С этой целью начальные и восьмилетние школы повсеместно дополнялись старшими классами. Рост числа полных 10-летних средних школ превосходил кадровые и экономические возможности государства, вследствие чего уже в середине 70-х годов, к моменту завершения перехода к всеобщему среднему образованию, констатировалось снижение его качества.
В 60 — 70-е гг. руководство страны взяло курс на значительный рост образовательного уровня населения. Был осуществлен переход к всеобщему полному среднему образованию. Уже в 1975 г. 86% молодежи вступало в жизнь, имея за плечами 10-летний курс школьного обучения. Более 96% выпускников 8-летней школы продолжало учебу в различных учебных заведениях, дававших среднее образование. В то же время учащихся средних школ готовили в основном для продолжения образования в вузах, тогда как производству остро не хватало квалифицированных специалистов со среднетехническими знаниями.
Эту диспропорцию пытались устранить путем увеличения учреждений профессионально-технического образования (ПТУ и техникумов), а также профориентации в системе средней школы. Но противоречие между завышенными социальными ожиданиями выпускников средней школы и реалиями уровня развития производства в стране, требовавшего большого количества работников тяжелого неквалифицированного труда, постепенно становилось серьезной психологической проблемой в рамках социальной адаптации.
Необходимость
серьезной структурной
В 60–70-х
гг. огромное влияние на школу оказали
идеи директора сельской школы на
Украине Василия Александровича
Сухомлинского, призывавшего к формированию
«мыслящих личностей» и к утверждению
в школе гуманистической педагогики. Для
Сухомлинского главной целью воспитания
было свободное развитие ребенка как активной
личности.
70-80-е годы в СССР характеризуются снижением развития экономики, замедлением темпов технологического перевооружения производства, возникновением скрытой безработицы, общим экономическим кризисом, кризисом коммунистической идеологии и началом этнических и межнациональных конфликтов. Эти факторы негативно отразились на развитии образования.
В течение
80-х стала проявляться
К началу 80-х годов созидательный потенциал сложившейся системы образования был в основном исчерпан. Бюрократизация, унификация, идеологическая индоктринация, линия на уравнительное (эгалитаристское) обучение превращали школу в закрытое, оторванное от жизни учреждение. Интересы отдельного ребенка, инициатива учителей все более игнорировались. Статистика массового охвата детей и подростков обязательным образованием, высокие проценты успеваемости скрывали беды, которые становились все болезненные: недостаток в научно-педагогическом образовании учебного процесса, отсутствие необходимых финансовых, кадровых и других ресурсов, фактически низкий уровень подготовки массы учащихся, рост непосещаемости.
В 1983 — 1984 гг. была предпринята попытка комплексной реформы школы. В апреле 1984 г. специальным законом было предусмотрено перепрофилирование всеобщего среднего образования молодежи на нужды развития экономики. Однако неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений в сфере образования привели к быстрому отказу от проведения школьной реформы. Преобразования 1984 года своими необдуманными организационными шагами только усугубила застой в области образования. Слияние общего и профессионального образования, профессионализация общеобразовательной школы, усиление единообразия в системе профтехобразования через создание СПТУ (средних профтехнических училищ) произошли только на бумаге, на уровне принятия решений. Вновь произошла чехарда с 10- и 11-летками.
Для реализации этой идеи была расширена и усовершенствована сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов, в которых старшеклассники обучались раз в неделю одной из рабочих был осуществлен переход на 11-летний срок обучения, в нее стали принимать детей, достигших 6-летнего возраста.
Все эти преобразования не соответствовали принципу широко трактовавшегося политехнизма, который исповедовался советской школой и педагогикой с момента их возникновения. Внешние факторы приводили к попыткам превратить общеобразовательную школу в профессиональное учебное заведение при неизбежном снижении ее образовательного уровня.
Уровень и качество обучения в основной массе советских школ неуклонно снижались. На этом фоне появился целый ряд учителей-новаторов, таких как В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили, которые творчески подходили к процессу преподавания, пытаясь преодолеть нараставшее падение интереса учащихся к учебе, формализм в учебной и воспитательной работе. Но их опыт фактически так и остался невостребованным. Закостеневшая система управления народным образованием не была рассчитана на внедрение новых методов обучения.
В области образования реальные изменения стали происходить не ранее 1987 г. До этого времени многие начинания, в том числе и широко разрекламированная программа компьютеризации школьного обучения, оставались на практике лишь красивыми лозунгами. Выделявшиеся из общего ряда преподаватели-реформаторы (В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин и др.) так и не смогли оказать реального влияния на систему обучения, которая безнадежно отставала от требований времени. Резко понизился интерес молодежи к получению образования, особенно по техническим специальностям.
Преобразования в средней школе осуществлялись путем введения альтернативной образовательной системы. Стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, организуемые на базе общеобразовательных школ и техникумов, но разрабатывавшие свои, особые учебные планы. В этих новых учебных заведениях, как правило, вводились нетрадиционные предметы, учащимся предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых дисциплин. Следующим шагом в реформе школы было решение о создании в стране системы непрерывного образования, что вылилось в 1988 г. в административную реорганизацию органов управления образовательными учреждениями. Во главе системы стоял отныне Госкомитет по народному образованию. Однако эта верхушечная реорганизация, как и следовало ожидать, не имела каких-либо реальных результатов.