Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:32, курсовая работа
Цель: выявить специфику преобразований обучения XX века, путем структурирования и анализирования материала, исследования статистических данных.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1920-1930-Х ГОДОВ………………………………………………………………………5
1.1. Перестройка системы образования после революции 1917года. Ее результаты…………………………………………………………………..5
1.2. Система образования в годы форсированной модернизации (1929-1341), ее особенности……………………………………………………..11
Глава 2. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1941-1991 ГОДОВ……………………………………………………………………..15
2.1. Реорганизация школьного просвещения в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………….15
2.2. Школа в послевоенное время (1945-1958)………………………….19
2.3. Система школьного образования и попытки ее реформирования в период «развитого социализма»…………………………………………23
Глава 3. ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ПЕРЕХОДОМ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...40
Официальная стратегия воспитания предусматривает содействие духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного воспитания, школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся. Сформулирована необходимость посредством воспитания изменять деформированную тоталитарным режимом психологию нации, формировать у нее новые ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, плюрализма. Обозначены ориентиры воспитания высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности. Выдвинута новая для образования задача – готовить молодежь к разнообразной деятельности за пределами России.
В прошлое ушли моноидеологическое коммунистическое воспитание, глобальная идеологическая конфронтация, которые откладывали негативный отпечаток на воспитание. Возник идейный вакуум, который было необходимо заполнить новым содержанием.
На рубеже 1980-1990-х гг. произошли серьезные изменения общего образования: сократились сроки обязательного обучения; сложилась промежуточная ступень между начальной и полной средней школой; появились негосударственные (частные) учебные заведем Частные учебные заведения, как правило, платные; некоторые дорогие и привилегированные.
Они возродились в начале 1990-х и после отхода от политики преследования частной инициативы во всех сферах общественной жизни. В 1994/1995 учебном году в Российской Федерации насчитывалось примерно 450 негосударственных начальных и средних школ.
В них обучалось около 40 тыс. школьников, что составило приблизительно 0,1% всех учащихся. Власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебным заведениям, что проявляется в первую очередь в сфере финансирования.
Закон об образовании (1992 г.) предусматривает ежегодные траты на образование на уровне не менее 10% национального дохода. Фактически этот уровень гораздо ниже. В 1992 г. он составил 4,6 %, 1993 г. — 5,8%, в 1994 г. — около 3%, что намного меньше, чем в других индустриально развитых странах. Выделяемых средств недостаточно, чтобы удовлетворять нужды школы. Например, в 1995 т. потребность образовательных учреждений России составляла 4,2 мдрд руб., между тем как по бюджету было утверждено 3,2 млрд руб. (фактически эта сумма была сокращена до 2,5 млрд руб.).
Система общего образования состоит из трех ступеней: 1-я ступень — начальная школа (3-4 года); 2-я ступень — школа основного общего образования (5-6 лет); 3-я ступень — средняя полная школа (1-2 года). Гражданам гарантированы общедоступность и бесплатность обучения в пределах общенациональных образовательных стандартов на всех трех ступенях государственных и муниципальных учреждений. В платных негосударственных (частных) общеобразовательных школах затраты родителей на обучение должны возмещаться в определенных пределах из общественных средств. Граждане имеют право давать детям домашнее общее образование и получать на это субсидии. Прием в школы с углубленным изучением предметов проходит на конкурсной основе.
Программу начальной школы составляют чтение, письмо, счет, начала естественных и гуманитарных знаний, навыки учебной деятельности; в виде факультативов — искусство, труд, спорт и пр. Обучение в основной школе включает стандартную программу и программы по выбору. Оно обязательно. Выпускник имеет право на обучение в школе 3-й ступени. В средней полной школе программа дифференцированная: обязательная и по выбору.
В первый класс принимают детей 6-7 лет. Экзамены проводятся после окончания школ 2-й и 3-й ступеней. В 1-м и 2-*м классах обычно система оценок не применяется. В остальных классах принята система из четырех оценок: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Перевод в очередной класс допускается только при положительных оценках. Продолжительность учебного года в начальной школе — не менее 30 недель, в средней — не менее 34 недель.
Ближайшей крупной реформой предполагается введение 12-летней общеобразовательной школы. Вопрос о реформе оказался предметом острой, полемики. Ее сторонники заявляли, что опыт ведущих стран Запада подтверждает целесообразность нововведения: повысится качество обучения, получит развитие профильное образование в старших классах, уменьшится учебная нагрузка учащихся. Возражения противников реформ сводились к двум основным суждениям. Во-первых, школа не готова к введению 12-летнего обучения: нет средств, методического обеспечения, гарантий, что выпускники смогут поступать в вузы, будучи призванными в армию. Во-вторых, реформа не только не приведет к сокращению нагрузки учащихся, но, напротив, учебные обязанности учащихся еще более возрастут.
Реформы образования и воспитания в постсоветской России восприняты в научных и общественных кругах неоднозначно. Если одна их часть исключает возврат к идеологии и практике коммунистического воспитания, повторение негативного опыта советской школы, приведшего ее к системного кризису, то другая испытывает ностальгию по прошлому, предпочитая не вспоминать отрицательные тенденции в развитии советской школы.
Многие ученые и школьные работники разочарованы результатами педагогических реформ. Разноречивость суждений и оценок порождена многомерностью развития современного образования.
Вместе с тем школа столкнулась с такими проблемами, как недостаточная материально-техническая база, отсутствие гарантии равных возможностей образования, снижение качества просвещения, ухудшение базовой подготовки учащихся, рост национализма и этноцентризма и др.
Выходу
кризиса, восстановление России в качестве
великой державы в сфере
Доктрина декларирует важные стратегические цели и задачи: сохранить преемственность развития культуры; воспитывать патриотов, граждан демократического общества; содействовать разностороннему развитию, формированию навыков самообразования, воспитанию научного мировоззрения молодежи; обновить все составляющие школьного образования; поощрять вариативность типов и видов учебных заведений, образовательных программ, индивидуализированное, личностно-ориентированное обучение, обеспечить преемственность ступеней образования и т.д.
Доктриной
предусмотрено сохранить и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История перестройки отечественной школы после 1917 года оказалась драматичной и противоречивой. В советский период (до начала 90-х) состоялись заметные положительные сдвиги в развитии образования (достижение всеобщего бесплатного общего образования, качественный и количественный рост среднего образования), существенное приращение педагогических знаний.
Вместе с тем движение просвещения по восходящей линии, обогащение педагогического знания происходили в социальных условиях, которые затрудняли свободную идейную политику, при сокращении контактов с мировой школой, слабом использовании опыта российской и зарубежной школы.
Сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план в развитии учащихся политико-идеологическую индоктринацию. Идеи и система коммунистического воспитания оказались мощными и эффективными.
В ходе распада СССР (вторая половина 1980-х – начало 1990-х) школа России приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Увеличивался просвет между провозглашенными высокими целями обучения и результатами школьного образования и воспитания.
Просвещение Российской Федерации после распада Советского Союза построилось на совершенно ином, отличавшемся от прежнего, фундаменте. Следовательно, отметились и новые проблемы в сфере образования, не решенные и по сегодняшний день.
Переход
к XXI веку можно охарактеризовать как
период, в котором обнаруживается поиск
разных подходов к воспитанию, образованию
и обучению. Такие тенденции, как гуманизация
и гуманитаризация образования, заняли
прочное место. Конечно, многие современные
идеи требуют объективного критического
анализа, существенной доработки, но в
целом нельзя не отметить позитивных изменений
которые приближают воспитательную и
образовательную практику к потребностям
времени.