Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:32, курсовая работа
Цель: выявить специфику преобразований обучения XX века, путем структурирования и анализирования материала, исследования статистических данных.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1920-1930-Х ГОДОВ………………………………………………………………………5
1.1. Перестройка системы образования после революции 1917года. Ее результаты…………………………………………………………………..5
1.2. Система образования в годы форсированной модернизации (1929-1341), ее особенности……………………………………………………..11
Глава 2. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1941-1991 ГОДОВ……………………………………………………………………..15
2.1. Реорганизация школьного просвещения в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………….15
2.2. Школа в послевоенное время (1945-1958)………………………….19
2.3. Система школьного образования и попытки ее реформирования в период «развитого социализма»…………………………………………23
Глава 3. ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ПЕРЕХОДОМ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...40
1.2. Система
образования в годы
Крупные коррективы в принципы школьной политики были внесены в 1930-х годах. Руководство страны и ВКП (б) приняло постановление «О начальной и средней школе» (1931), где констатировалась слабая подготовка учащихся и намечался перевод на предметные программы.
Постановление
создало предпосылки для
Сильные стороны реформ 1930-х годов – появление стройной структуры преемственных подсистем, регулярное предметное обучение, единый режим занятий, введение стандартных программ и учебников.
Однако новая система таила изъяны, которые в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: безальтернативность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциации в обучении. Частично подобные недостатки компенсировались благодаря усилиям рядовых учителей, стихийной дифференциации.
К 30-м годам устанавливается культ И.В. Сталина, что означает некую ступень изменений в народном образовании, которые уже отличаются жесткостью, стандартизацией, идеологической направленностью.
И.В.
Сталин лично участвовал в
разработке серии
Вся деятельность школы, в том числе содержание образования, были подвергнуты унификации и жесткой регламентации. Вводились единые обязательные программы и учебные планы, единые стабильные учебники. Во главу угла были поставлены дисциплина и послушание, а отнюдь не развитие личности ребенка.
Были строго запрещены любые эксперименты и творческий поиск, школа была сориентирована на традиционную методику и дидактику, восходящую к официальной дореволюционной школе.
Большая часть активно работавших в системе образования в 20-х гг. творчески мыслящих педагогов и психологов была отстранена, многие из них были репрессированы. Главным официальным педагогом страны был объявлен А.С. Макаренко, действительно бывший выдающимся практиком воспитания и образования в целом, но во многом развивавший как раз идеи прогрессивной российской педагогики и педагогической психологии 20-х гг. (В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский).
В начале
1930-х годов в СССР развернулась
ускоренная индустриализация, стране
потребовались квалификационные специалисты
и в школу вернулись
По словам тогдашнего наркома просвещения Бубнова, в 1934 при подготовке постановления о преподавании истории И.В.Сталин «взял сам на себя и сам непосредственно строчку за строчкой, букву за буквой, запятую за запятой отредактировал это решение».
Новая школьная система, созданная Сталиным, разительно отличалась от того, о чем мечтали в первые годы советской власти. Образование не только вернулось к дореволюционным классическим формам, оно стало платным.
26 октября 1940 года было опубликовано постановление СНК, в котором говорилось, что «учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комисаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних и ВУЗах СССР на самих трудящихся ».
Постановление прекрасно согласовывалось с указом президиума ВС СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах», в котором СНК предоставлялось право «ежегодно призывать ( мобилизовывать ) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах, в возрасте 16-17 лет для обучения в школах Фабрично-Заводского Обучения». Также устанавливалось, что все окончившие их считаются мобилизованными и обязанными проработать 4 года подряд на госпредприятиях.
Все это означало, что подростков, не удержавшихся в школе из-за высокой платы, принудительно мобилизовали в профучилища, а затем прикрепляли к государственным предприятиям, с которых они не имели право уйти.
В конце 30-х гг. стало резко уменьшаться количество национальных языков, на которых велось преподавание в школах. Если в 1934 году таких языков (в СССР) было 104, то к моменту последней переписи (1989 г.) их осталось всего 44.
Многие народы России и других республик СССР были лишены уже существовавших письменностей, на их языках перестали выходить учебники, книги, газеты и журналы.
Была
провозглашена официальная
25 июля 1930 г. было принято постановление
ЦК ВКП (б) "О всеобщем обязательном
начальном обучении", которое вводилось
для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов.
К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма - массовая безграмотность - было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла 96 %, женщин - 83,9 %, городского населения -94,9 %, сельского -86,7 %. Однако, еще много неграмотных было среди населения старше 50 лет.
Результатом изменений 1931-34 годов стало введение стабильных учебников, отмена школьного демократизма, ликвидация трудового обучения.
Таким образом, рассматриваемый период утвердил успешную борьбу с неграмотностью, отсутствие национальной дискриминации. Однако, несмотря на эти успехи, имелись значительные недостатки советской системы образования.
Примером
могут стать жесткая
Глава 2. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1941-1991 ГОДОВ.
2.1. Реорганизация школьного просвещения в годы Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война 1941-14945 годов серьезно отразилась на деятельности отечественной школы. Условия военного времени поставили перед органами управлением народным образованием и перед школой новые задачи: нужно было сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспечить их воспитание в патриотическом духе.
Преподаватели и учащиеся не только в тылу помогали фронту, но и непосредственно участвовали в боевых действиях. За подвиги в годы войны различными медалями и наградами удостоены 36 тысяч школьников.
Гитлеровцами
была разработана так называемая
«школьная политика» и
Необходимо заметить, что про умение читать и писать ничего не говорится. Этот факт объясняет А.Гитлер: « Если мы будем обучать русских, украинцев и киргизов читать и писать, то впоследствии это обернется против нас. Образование даст более развитым из них возможность изучать историю, овладеть историческим опытом, а отсюда развивать политические идеи, которые не могут не быть губительными для наших интересов. Нельзя, чтобы они знали больше, чем значение дорожных знаков. Обучение в области географии может быть ограничено одной-единственной фразой - «столица рейха - Берлин»… Математика и все прочее подобное совершенно не нужны…»¹.
Многие школы разрушались, отдавались под госпитали и для других целей. Школа в эти трудные годы оставалась учебно-воспитательным учреждением, максимально охватывающее учебой всех детей школьного возраста - задача всеобуча. Решение этой задачи зачастую требовало героизма. Например, ленинградские учителя продолжали обучение в условиях блокады. В 1943-1944 годы сначала у нас на Урале, а потом в других городах создавались новые типы общеобразовательных школ: школа рабочей молодежи (ШКМ), вечерние начальные и семилетние для сельской молодежи.
Появилась возможность у молодых людей совмещать учебу и работу на производстве.
Работа по обеспечению качества знаний велась в непростых условиях. Число средних школ сократилось на 1/3. Учились в три смены с уроками в 35-40 минут с пятиминутными переменами. Для учащихся, приступавших к занятиям после перерыва, вызванного войной, практиковались летние дополнительные занятия, индивидуально-групповое обучение.
В учебно-воспитательный процесс вносились изменения, которые оправдывались военным временем и одновременно продолжали тенденцию приближения советской школы к дореволюционной.
Необходимо перечислить самые важные из них: больше времени стало уделяться физической и военной подготовке старшеклассников; в 1943 году с пятого класса появилось раздельное обучение мальчиков и девочек в крупных городах, столицах; с 1944 году обучение начинается с семилетнего возраста, до этого- с 8 лет; вводится пятибалльная система оценивания знаний и поведения и обязательные выпускные экзамены, для выпускников – отличников - золотая и серебряная медали. Можно отметить, что некоторые изменения сохранились и по сей день.
Для советской школы военного времени было характерно укрепление ее связи с жизнью, возвращение в школу трудовой подготовки, вовлечение школьников в общественно полезную деятельность и т.д. В этот период школу окончательно поставили на путь политизации и идеологизации как учебного процесса, так и внеклассной и внешкольной работы.
В условиях самой страшной и тяжелейшей войны советская школа показала свою жизнеспособность. Воспитанное ею поколение внесло огромный вклад в победу над фашистами.
Отечественная школа 20-х-первой половины 40-х прошла в своем развитии несколько этапов.
Вначале
провозглашалась
Этой
программой большевикам
Началась
постепенная подмена
К
концу 20-х годов школа была
уже подготовлена к смене
К началу 30-х советская школа открыто отмеживалась от идеи демократизации в образовании и стала одним из важнейших средств политизации и идеологизации советского общества. Отличительной чертой организации учебно-воспитательного процесса школы 30-х годов можно считать во многом отказ от идей предыдущего десятилетия. Ушли в прошлое комплексные программы, был принят курс на предметное распределение учебного материала и классно-урочную организацию обучения, творческое самовыражение заменяется борьбой за сознательную дисциплину.
Первая
половина 1940-х годов характеризуется
резким усилением политизации и
идеологизации школы. В эти годы
сложилась модель организации школы,
которая сохранилась вплоть до конца
80-х и по своей форме являлась самой лучшей
в мире.