Реформы образования ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:32, курсовая работа

Описание

Цель: выявить специфику преобразований обучения XX века, путем структурирования и анализирования материала, исследования статистических данных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1920-1930-Х ГОДОВ………………………………………………………………………5
1.1. Перестройка системы образования после революции 1917года. Ее результаты…………………………………………………………………..5
1.2. Система образования в годы форсированной модернизации (1929-1341), ее особенности……………………………………………………..11
Глава 2. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1941-1991 ГОДОВ……………………………………………………………………..15
2.1. Реорганизация школьного просвещения в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………….15
2.2. Школа в послевоенное время (1945-1958)………………………….19
2.3. Система школьного образования и попытки ее реформирования в период «развитого социализма»…………………………………………23
Глава 3. ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ПЕРЕХОДОМ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

1.2. Система  образования в годы форсированной  модернизации, ее особенности.

Крупные коррективы в принципы школьной политики были внесены в 1930-х годах. Руководство страны и ВКП (б) приняло постановление «О начальной и средней школе» (1931), где констатировалась слабая подготовка учащихся и намечался перевод на предметные программы.

Постановление создало предпосылки для улучшения  качества обучения. Это стало возможным прежде всего в результате создания устойчивой школьной системы с преемственными ступенями. Стабильные программы и четкая организация обучения способствовали выходу образования  из кризиса.

Сильные стороны реформ 1930-х годов – появление стройной структуры преемственных подсистем, регулярное предметное обучение, единый режим занятий, введение стандартных программ и учебников.

Однако  новая система таила изъяны, которые  в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: безальтернативность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциации в обучении. Частично подобные недостатки компенсировались благодаря усилиям рядовых учителей, стихийной дифференциации.

К 30-м  годам устанавливается культ И.В. Сталина, что означает некую ступень изменений в народном образовании, которые уже отличаются жесткостью, стандартизацией, идеологической направленностью.

 И.В.  Сталин лично участвовал в  разработке серии постановлений  ЦК ВКП (б) 1931–1932 гг. о школе. Эти постановления полностью отменяли идеи единой трудовой школы. Вводились всестороннее централизованное управление и централизованный контроль.

Вся деятельность школы, в том числе содержание образования, были подвергнуты унификации и жесткой регламентации. Вводились единые обязательные программы и учебные планы, единые стабильные учебники. Во главу угла были поставлены дисциплина и послушание, а отнюдь не развитие личности ребенка.

Были  строго запрещены любые эксперименты и творческий поиск, школа была сориентирована на традиционную методику и дидактику, восходящую к официальной дореволюционной школе.

Большая часть активно работавших в системе  образования в 20-х гг. творчески  мыслящих педагогов и психологов была отстранена, многие из них были репрессированы. Главным официальным педагогом страны был объявлен А.С. Макаренко, действительно бывший выдающимся практиком воспитания и образования в целом, но во многом развивавший как раз идеи прогрессивной российской педагогики и педагогической психологии 20-х гг. (В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский).

В начале 1930-х годов в СССР  развернулась ускоренная индустриализация, стране потребовались квалификационные специалисты  и в школу вернулись классическая классно-урочная система и учебники. Учебные планы утверждались  на самом верху.

По словам тогдашнего наркома просвещения  Бубнова, в 1934 при подготовке постановления  о преподавании истории И.В.Сталин «взял сам на себя и сам непосредственно  строчку за строчкой, букву за буквой, запятую за запятой отредактировал это решение».

Новая школьная система, созданная Сталиным, разительно отличалась от того, о чем  мечтали в первые годы советской  власти. Образование не только вернулось  к дореволюционным классическим формам, оно стало платным.

26 октября 1940 года было опубликовано постановление СНК, в котором говорилось, что «учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комисаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних и ВУЗах СССР на самих трудящихся ».

Постановление прекрасно согласовывалось с  указом президиума ВС СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах», в котором СНК предоставлялось право «ежегодно  призывать ( мобилизовывать ) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах, в возрасте 16-17 лет для обучения в школах Фабрично-Заводского Обучения».  Также устанавливалось, что все окончившие их считаются мобилизованными и обязанными  проработать 4 года подряд на госпредприятиях.

 Все  это означало, что подростков, не удержавшихся в школе из-за высокой платы, принудительно мобилизовали в профучилища, а затем прикрепляли к государственным предприятиям, с которых они не имели право уйти.  

В конце 30-х гг. стало резко уменьшаться  количество национальных языков, на которых велось преподавание в школах. Если в 1934 году таких языков (в СССР) было 104, то к моменту последней переписи (1989 г.) их осталось всего 44.

Многие  народы России и других республик  СССР были лишены уже существовавших письменностей, на их языках перестали выходить учебники, книги, газеты и журналы.

Была  провозглашена официальная политика, направленная на массовое двуязычие  всех народов России («русский язык как второй родной язык»).  
25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О всеобщем обязательном начальном обучении", которое вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов.

К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма - массовая безграмотность - было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных  в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла 96 %, женщин - 83,9 %, городского населения -94,9 %, сельского -86,7 %. Однако, еще много неграмотных было среди населения старше 50 лет.

Результатом изменений 1931-34 годов стало введение стабильных учебников, отмена школьного  демократизма, ликвидация трудового  обучения.

Таким образом, рассматриваемый  период утвердил успешную борьбу с неграмотностью, отсутствие национальной дискриминации. Однако, несмотря на эти успехи, имелись значительные недостатки советской системы образования.

Примером  могут стать жесткая зависимость  школы от государства и партии, превращение образовательных учреждений в арену классовой борьбы, подавление личности ученика,  подчиняющегося коллективу, навязывание коммунистических идеалов и отрицание общечеловеческих, недооценка семейного воспитания. Школа превратилась эгалитарную, в которой давались знания одинакового минимума. Именно в таких условиях находилась школа  перед Великой Отечественной войной 1941-1945 годов.

Глава 2. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1941-1991 ГОДОВ.

2.1. Реорганизация  школьного просвещения в годы  Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война 1941-14945 годов серьезно отразилась на деятельности отечественной школы. Условия военного времени поставили перед органами управлением народным образованием и перед школой новые задачи: нужно было сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспечить их воспитание в патриотическом духе.

Преподаватели и учащиеся не только в тылу помогали фронту, но и непосредственно участвовали  в боевых действиях. За подвиги в  годы войны  различными медалями и  наградами удостоены 36 тысяч школьников.

Гитлеровцами  была разработана так называемая «школьная политика» и программа  «детского послушания» на захваченных  территориях. Суть данной политики изложена в записке шефа гестапо к плану  немецкой ставки «Ост» по закреплению  господства Германии в Восточной Европе Гиммлера: «…Для ненемецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения…должно быть только: простой счет, самое большее до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным…». 

Необходимо  заметить, что про умение читать и писать ничего не говорится. Этот факт объясняет А.Гитлер: « Если мы  будем обучать русских, украинцев и киргизов читать и писать, то впоследствии это обернется против нас. Образование даст более развитым из них возможность изучать историю, овладеть историческим опытом, а отсюда развивать политические идеи, которые не могут не быть губительными для наших интересов. Нельзя, чтобы они знали больше, чем значение дорожных знаков. Обучение в области географии может быть ограничено одной-единственной фразой - «столица рейха - Берлин»… Математика и все прочее подобное совершенно не нужны…»¹.

Многие  школы разрушались, отдавались под  госпитали  и для других целей. Школа в эти трудные годы оставалась учебно-воспитательным учреждением, максимально  охватывающее учебой всех детей школьного  возраста - задача всеобуча. Решение  этой задачи зачастую требовало героизма. Например, ленинградские учителя продолжали обучение в условиях блокады. В 1943-1944 годы  сначала у нас на Урале, а потом в других городах создавались новые типы общеобразовательных школ: школа рабочей молодежи (ШКМ), вечерние начальные и семилетние для сельской молодежи.

Появилась возможность у молодых людей  совмещать учебу и работу на производстве.

Работа  по обеспечению качества знаний велась в непростых условиях. Число средних  школ сократилось на 1/3. Учились в  три смены с уроками в 35-40 минут с пятиминутными переменами. Для учащихся, приступавших к занятиям после перерыва, вызванного войной,  практиковались летние дополнительные занятия,  индивидуально-групповое обучение.

В учебно-воспитательный процесс вносились изменения, которые оправдывались военным временем и одновременно продолжали тенденцию приближения советской школы к дореволюционной.

Необходимо  перечислить самые важные из них: больше времени стало уделяться  физической и военной подготовке старшеклассников; в 1943 году с пятого класса появилось раздельное обучение мальчиков и девочек в крупных городах, столицах; с 1944 году обучение начинается с семилетнего возраста, до этого- с 8 лет; вводится пятибалльная система оценивания знаний и поведения и обязательные выпускные экзамены, для выпускников – отличников - золотая и серебряная медали. Можно отметить, что некоторые изменения сохранились и по сей день.

Для советской  школы военного времени было характерно укрепление ее связи с жизнью, возвращение  в школу трудовой подготовки, вовлечение школьников в общественно полезную деятельность и т.д. В этот период школу окончательно поставили на путь политизации и идеологизации как учебного процесса, так и внеклассной и внешкольной работы.

В условиях самой страшной и тяжелейшей войны советская школа показала свою жизнеспособность. Воспитанное ею поколение внесло огромный вклад в победу над фашистами.

Отечественная школа 20-х-первой половины 40-х прошла в своем развитии несколько этапов.

Вначале провозглашалась демократическая  и гуманистическая ориентация: ребенок объявляется высшей ценностью, ради чего и должна была строиться новая школа. Реализуя лозунг партии - победу революции может закрепить только школа, руководители Наркомпроса частично использовали многие идеи демократически настроенных педагогов дореволюционного периода и разработали программу развития новой школы.

 Этой  программой большевикам удалось  привлечь на свою сторону, казалось  бы, совершенно непримиримых с  новым правительством наиболее  талантливых педагогов, которые поначалу не имели возможности для творческой работы. Но даже и в этот наиболее демократический период развития советской школы в сознание детей, подростков и юношей внедрялись политические и идеологические установки партии: детей разделяли на пролетарских и из семей эксплуататорских классов, провозглашали заботу и защиту для одних и изоляцию от провозглашенных благ в образовании других.

 Началась  постепенная подмена общечеловеческих  ценностей классовыми, учет национальных  устоев и традиций стирался  во имя интернационального воспитания, духовные ценности заменялись материальными.

 К  концу 20-х годов школа была  уже подготовлена к смене курса:  началась активная критика экспериментальной  деятельности опытных станций  и опытных школ, ряд педагогических  концепций были объявлены буржуазными, не соответствовавшими духу времени.

К началу 30-х советская школа открыто  отмеживалась от идеи демократизации в образовании и стала одним  из важнейших средств политизации  и идеологизации советского общества. Отличительной чертой организации учебно-воспитательного процесса школы 30-х годов можно считать во многом отказ от идей предыдущего десятилетия. Ушли в прошлое комплексные программы, был принят курс на предметное распределение учебного материала и классно-урочную организацию обучения, творческое самовыражение заменяется борьбой за сознательную дисциплину.

Первая  половина 1940-х годов характеризуется  резким усилением политизации и  идеологизации школы. В эти годы сложилась модель организации школы, которая сохранилась вплоть до конца 80-х и по своей форме являлась самой лучшей в мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Реформы образования ХХ века