Рекреационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование влияния рекреационных технологий на сохранение и восстановление здоровья.
Для достижения поставленной цели выдвинуты задачи:
1. Изучить концептуальные подходы к исследованию рекреационных технологий в социально-культурной сфере.
2. Рассмотреть классификацию рекреационных методик.
3. Исследовать здоровьесберегающие технологии, применяемые в образовательных учреждениях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Концептуальные подходы к исследованию педагогических и
рекреационных технологий в социально-культурной сфере
1.1. Педагогика досуга…………………………………………………. 6
1.2. Предмет рекреации……………………………………………….. 13
Глава 2. Социально-культурные технологии в рекреационных
методиках
2.1. Анимационные социально-культурные технологии……………. 27
2.2. Рекреационные функции досуга…………………………………. 30
2.3. Педагогические игровые технологии……………………………. 33
Глава 3. Здоровьесберегающие технологии
3.1. Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих
технологий………………………………………………………… 37
3.2. Здоровьесберегающие образовательные технологии…………... 43
Заключение…………………………………………………………………….. 49
Библиография…………………………………………………………………. 50

Работа состоит из  1 файл

Рекреационные технологии.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

Когда противопоставляется  работа отдыху, однако, часто имеется  ввиду не столько тема отчуждения, сколько тема физической, психической, эмоциональной усталости, истощения  жизненных сил организма. Иначе  говоря, речь идет об отдыхе как восстановлении утраченных сил, восстановление работоспособности организма в целом или его функциональных систем. Таким образом, точнее будет сказать, что понятие «отдых» как логическая оппозиция связано с понятием не работа, а «усталость», утомление. Деятельность, которая приводит к утомлению, усталости, и соответственно, обусловливает необходимость восстановления работоспособности организма (рекреации), в данном случае – в форме отдыха.

Вместе с тем, понимание  отдыха и рекреации как компенсаторной деятельности не означает их тождественность. Например, проблема отчуждения также связана с компенсацией, но компенсацией в социально-культурном, экономическом, экзистенциальном и других аспектах, что совершенно очевидно выйти за пределы собственно отдыха. Но даже если говорить о рекреации исключительно в психофизическом смысле, она все равно не будет тождественна отдыху. (15, 137)

Для этого вернемся к  отправному пониманию рекреации  в его исходном значении – воссоздание, восстановление. Если понятие «отдых» определять через противопоставление «усталости» (т. е. как процесс восстановления работоспособности, как ответ на перегрузку функциональных систем организма), то re-creatio не является логической противоположностью усталости. Иначе говоря, отдых не тождественен «воссозданию», хотя может быть одним из способов «воссоздания».

Например, медико-психологические  исследования показывают, что проблемы здоровья, такие как сердечно-сосудистые нарушения, нарушения осанки, снижение эффективности умственной деятельности могут быть результатом дефицита двигательной активности. Однако дефицит двигательной активности не есть перенагрузка – это недонагрузка на функциональные системы, которая ведет к ухудшению работы функциональных систем. В данном случае рекреация есть компенсация не только по отношению к перегрузкам, а к недонагрузкам. Это представляется важным моментом, который упускается при сведении рекреации к отдыху, а именно то, что рекреация есть компенсация по отношению не только к перенагрузкам, а и к недонагрузкам.

Если отдых и рекреацию  рассматривать как синонимы, то автоматически  диада «отдых – работа» преобразуется  в диаду «рекреация – работа». Нетрудно заметить, что отсюда недалеко до других отождествлений: если рекреация = досуг, то следует диада «работа – досуг», если под досугом понимать свободное время, то следует диада «рабочее время – свободное время» и т. д. В конечном счете получается порочный круг.

Перейдем к проблеме креативности (creatio) в полном смысле слова, когда рекреация означает воссоздание человека в творческом, культурном, духовном аспектах. Рекреация в этом смысле может быть соотнесена и с проблемами психологии, и педагогики: помочь человеку стать тем, кем он может стать; и с проблемами сохранения здоровья, которое, по определению Всемирной организации здравоохранения, есть не только отсутствие болезней, но также состояние культурного и духовного благополучия. Рекреация приобретает культурологический, даже скорее культуротворческий, креативный (в самом широком понимании) смысл, а в контексте становления человека, «здорового во всех отношениях» – культурно-педагогический. (16, 76)

Таким образом, вскрывается  еще один пласт проблемы. При обсуждении соотношения рекреации и отдыха в плане перенагрузок и недонагрузок на функциональные системы организма видно, что уже в «психофизическом» смысле рекреация оказывается «шире» отдыха.

Здесь возникает еще  одна проблема, а именно проблема определения  нормы, относительно которой могут  быть обозначены пере- и недонагрузки, причем не только в общестатистических (усредненных) показателях, но и индивидуальных. Ведь то, что есть «нормальным» для одного, для другого может быть перенагрузкой, а для третьего – недонагрузкой.

В медицинском и психологическом  отношении индивидуальные возможности  работоспособности организма называют оптимальным режимом функционирования (ОРФ), который будет определять некие нормативные значения. Дискуссии по поводу таких норм ведутся давно и актуальность их определения не нуждается в доказательствах. Учитывая компенсаторный характер рекреации (вос-создания), одна и та же деятельность может рассматриваться и с точки зрения перенагрузок, и с точки зрения недонагрузок. Например, учебная деятельность может быть связана вместе с тем как с умственными перенагрузками, так и физическими недонагрузками. Это еще раз подтверждает высказанный выше тезис о соотнесенности рекреации с различными видами деятельности и определяет необходимость при ее организации комплексного учета всех факторов, связанных с активизацией одних и «отдыхом» других функциональных систем организма.

При переходе к исследованию культуротворческого аспекта рекреации  понятие «нормы» приобретает  другое содержание – оно становится связанным с творческими потенциалами личности. В этом случае собственно понятие «норма» не очень уместно, поскольку не существует норм творческих возможностей личности. Здесь речь должна идти о человеке в системе культуры, о целях развития культуры, об «идеальной» личности как представителе данной культуры и о самореализации личности в культуре. Здесь речь должна идти о неиспользованных возможностях в плане культурной самореализации личности; и в этом плане самореализация как феномен субъективного мира является областью психологии, а с точки зрения культурных возможностей – предметом педагогической культурологии.

Рекреация понимается как  воссоздание человека в физическом, психическом (интеллектуальном, эмоциональном), культурном, духовном аспектах; природа  рекреации заключается в извечном балансировании между отчуждением  и обретением себя, само- и ино-реализацией, социальным и личным, утомлением и отдыхом и т. д. Все это является отдельными аспектами рекреации; объектом же исследования, как в медицине, психологии, педагогике, здесь выступает целостная личность.

В теории туризма (в частности  рекреационной географии) рекреация связана с потребностями развития туристической области, необходимостью организации отдыха большого числа людей за пределами их постоянного проживания с оздоровительной, познавательной, а также рекреационной целью. В основу рекреационной географии была положенная разработка и практическая реализация на разных уровнях четкого алгоритма организации туристической деятельности как сложного и разветвленного процесса. Именно организация туристической деятельности (организационный менеджмент) стала базовой категорией для рекреационной географии как самостоятельной области научного знания. В туризмоведении профессионально употребляемыми являются такие понятия, как «рекреационные ресурсы», «рекреационная территория», «рекреационная система», содержательная трансформация которых в современной науке обусловлены динамизмом социально-культурных процессов в ХХ столетии.

В частности, учебник  Д. В. Николаенко по рекреационной географии, определяя категории традиционной географии, рассматривает их в контексте социокультурных процессов. На это обстоятельство представляется важным обратить внимание в контексте вышеописанного «культуротворческого подхода». Так, он расширяет понятие «рекреационная система» («территориально-рекреационная система») до понятия «социокультурная система», которую определяет как «доминирующий в социокультурной эволюции тип социокультурного образования».

Из этого следует, по крайней мере, два вывода. Во-первых, мы видим постепенное развитие рекреационной  географии в направлении социально-культурных исследований, что согласуется с развиваемой в настоящей статье подходом к рекреации как предмету научного исследования. Во-вторых, рекреационная география в этом смысле становится важной составляющей системного рассмотрения рекреации с позиций теории и практики туризма.

В медицине и психологии рекреационная проблематика включает разные аспекты исследования, которые  касаются восстановления физической и  интеллектуальной трудоспособности человека, его выхода из стрессовых состояний, вызванного нарушением естественного ритма жизни в современном урбанизованном и техногенном обществе, которое распространяется на работу, обучение, быт.

Как уже отмечалось, в  настоящее время проблемы здоровья связываются с экологическими, социальными, культурными, политическими, экономическими и другими проблемами. Рекреационные проблемы изучаются в контексте таких направлений медицины и психологии, как психогигиена (работы, учебной деятельности, умственной деятельности), искусствотерапия (музыкотерапия, хореотерапия, библиотерапия, цветотерапия), природотерапия (фитотерапия, талассотерапия, кристаллотерапия, ароматерапия). Что касается разнообразных терапий, следует отметить, что они (как направления медицины, психиатрии и психотерапии) ориентированы на лечение и осуществляются специалистами соответствующих областей. Рекреалогия, в отличие от терапии, направлена на создание благоприятных в физическом, социальном, культурном и т. д. режимов жизнедеятельности, которые определяют самочувствие и трудоспособность личности. Следует отметить, что в медицине и психологии термин «терапия» в последнее время приобрел расширенное толкование и распространяется на проблемы воспитания, содействия личностному росту, формирование медицинской и психологической культуры и т. п. Все это выводит «терапию» за пределы понимания ее как исключительно лечебного средства. С одной стороны, это является еще одним свидетельством о необходимости междисциплинарного подхода к рекреационной проблематике в вышеобозначенном смысле, а с другой – требует существенного уточнения данной терминологии и границ ее использования в разных науках.

Нужно, однако, отметить, что медико-психологический аспект исследования рекреации хотя и важен, но он не может быть абсолютизирован, учитывая наличие примеров сведения рекреации исключительно к проблеме оздоровления.

Следует остановиться и  на таком аспекте рекреации, как  физическая рекреация. Хотя в самом  общем смысле под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, израсходованных в процессе профессиональной работы, физическая рекреация в научной литературе, пожалуй, наиболее осмыслена как самостоятельный предмет научного анализа. Этому способствовало то, что научные исследования в данном направлении сосредоточены в институтах физической культуры, где готовят студентов данного профиля. Физическая рекреация изучается системно, не только в медицинском и психологическом аспектах сугубо как восстановление сил средствами спорта или восстановление сил спортсмена, но поднимается на более высокий уровень обобщения, на уровень понимания ее как социально-культурного явления.

В работах по изучению физической рекреации выделяются многочисленные признаки, составляющие ее основное содержание, а именно, что она: основана на двигательной активности; как главные средства использует физические упражнения; осуществляется в свободное или специально выделенное время; включает культурно-ценностные аспекты; содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты; осуществляется на добровольных, самодеятельных началах; оказывает оптимизирующее влияние на организм человека; включает просветительные и воспитательные компоненты; носит часто развлекательный (гедонистический) характер; осуществляется преимущественно в естественных условиях; имеет определенную научно-методическую базу – этот перечень признаков физической рекреации можно было бы продолжить. Соответственно такому многообразию признаков физической рекреации выделяются и разные ее формы: рекреационная физическая культура, рекреация спорта, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др. (16, 216)

Хотя такой подход к созданию теории физической рекреации  вполне возможен, в нем нет ответа на вопрос: все ли перечисленные  признаки, виды и формы присутствуют в необходимом и достаточном количестве. Этот факт вносит определенную путаницу и затрудняет восприятие и понимание физической рекреации как системного явления и одной из областей рекреалогии.

В ряде научных исследований утверждается мысль о том, что теория физической рекреации наиболее полно разработана в границах теории и методики физической культуры. На этом, в частности, еще в 80-х была построена концепция физической рекреации, которая особенно интенсивно разрабатывалась В. М. Выдриным и коллегами. Главная идея данной концепции состоит в понимании физической рекреации как органической, имманентной части физической культуры, системообразующим фактором которой служит конечный результат – создание оптимального физического состояния, которое обеспечивает нормальное функционирование человеческого организма. В данной концепции основной акцент делается на биологической стороне физической рекреации – влиянии на организм человека. Другие же стороны: познавательные, культурологические, коммуникативная, развлекательная – рассматриваются как сопутствующие для решения главной задачи. Такой подход определенным чином суживает даже проблему физической рекреации, однако, представляет несомненный интерес как составляющий рекреационной проблематики.

Особенно следует отметить, что подход к пониманию физической рекреации как вида физической культуры (которая имеет свою теорию, включая не только физическую рекреацию, но и физическое воспитание, спорт, двигательную реабилитацию, имеет познавательные, оздоровительные, ценностно-ориентационные и другие аспекты исследования), позволяет выйти за пределы сугубо медицины и психологии, рассматривать ее системно, в том числе в контексте культурологии, изучая ее как составную культуры общества; педагогики, рассматривая проблемы формирования физической культуры и здорового образа жизни; социологии, исследуя социальные функции и эффекты физической культуры, ее роль и место в социальной жизни общества; политологии, изучая роль физической культуры в политических процессах общества; эстетики, анализируя физическое развитие и человеческое тело по законам красоты и т. д. Такая многоаспектность изучения характерна для феномена рекреации в целом как самостоятельного предмета научного знания.

Таким образом, «физическая  рекреация» может рассматриваться не только и не столько как составная физической культуры, а как чрезвычайно важный, многогранный элемент рекреации в целом в границах рекреалогии как науки.

Информация о работе Рекреационные технологии