Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:45, курсовая работа
Целью работы является исследование влияния рекреационных технологий на сохранение и восстановление здоровья.
Для достижения поставленной цели выдвинуты задачи:
1. Изучить концептуальные подходы к исследованию рекреационных технологий в социально-культурной сфере.
2. Рассмотреть классификацию рекреационных методик.
3. Исследовать здоровьесберегающие технологии, применяемые в образовательных учреждениях.
Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Концептуальные подходы к исследованию педагогических и
рекреационных технологий в социально-культурной сфере
1.1. Педагогика досуга…………………………………………………. 6
1.2. Предмет рекреации……………………………………………….. 13
Глава 2. Социально-культурные технологии в рекреационных
методиках
2.1. Анимационные социально-культурные технологии……………. 27
2.2. Рекреационные функции досуга…………………………………. 30
2.3. Педагогические игровые технологии……………………………. 33
Глава 3. Здоровьесберегающие технологии
3.1. Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих
технологий………………………………………………………… 37
3.2. Здоровьесберегающие образовательные технологии…………... 43
Заключение…………………………………………………………………….. 49
Библиография…………………………………………………………………. 50
Согласно классификации А. В. Соколова, в зависимости от целевого назначения и психологического контекста игровые технологии могут быть разделены на несколько поведенческих типов.
Наиболее распространенным в игровых технологиях является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе за превосходство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, конкурсах эрудитов, предоставляющих возможности для использования своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание – чисто детская привилегия, состязание – внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, победы над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.
Своеобразную по содержанию игровую технологию представляет собой игра-сказка. В этой технологии основной акцент переносится на психологическую разгрузку, уход в иллюзию, гедонистические ощущения, что в определенной мере граничит с самоманипулированием. На «сказочно-игровых» технологиях строится как первобытный, так и современный фольклор.
Весьма примечательными являются развлекательно-игровые технологии типа «игра-маскарад». (15, 450)
ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1. Систематика
и взаимосвязь
Педагогические и рекреационные технологии тесно взаимосвязаны, а организатору социально-культурной деятельности чаще всего приходится работать с подростками, поэтому глава 3 посвящена здоровьесберегающим технологиям, используемым в работе образовательных учреждений.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы.
Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относят к компетенции медиков, к системе здравоохранения. И хотя понятие здоровье – краеугольное в медицине, на практике медики давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Доказательство этому – типы учреждений, существующих в системе здравоохранения: поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки, санатории. Все они, за редким исключением, ориентированы на работу с больными людьми, на диагностику и лечение болезней или восстановление после перенесенного заболевания.
В образовательных учреждениях использование профилактических программ обязательно. В первую очередь к МГТ относятся контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Если учитель только почувствует, что воздух в классе сухой, то врач-гигиенист определит это инструментально и даст рекомендации но эффективному устранению нарушений. Если учитель лишь «на глазок» оценит освещенность рабочего места школьника, то врач использует люксометр и аргументирует свои рекомендации.
Врач и медицинская
сестра школы делают прививки учащимся, оказывают им консультативную
и неотложную помощь, проводят мероприятия
по санитарно-гигиеническому просвещению
школьников и педагогического коллектива,
следят за динамикой здоровья детей, организуют
профилактические мероприятия в преддверии,
например, эпидемии гриппа и решают другие
задачи, относящиеся к компетенции медицинской
службы. Участие врача или медицинской
сестры необходимо при проведении медико-психолого-
Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического кабинетов, фитобаров, кабинетов горного воздуха для оказания каждодневной помощи школьникам и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой – тоже элементы этой технологии. Нуждающихся в подобных методах восстановления здоровья с каждым годом становится все больше. Примеры успешной реализации такого подхода на практике – Центры научных основ охраны здоровья, работающие в Кемеровской области с начала 90-х годов.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие учащихся. К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Воспитание у школьников любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии и т. д. обладают и мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.
Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
Самостоятельным направлением среди этих технологий является видеоэкология, занимающаяся вопросами психологического влияния на человека окружающей среды – как природной (чаще благоприятной), так и антропогенной (часто неблагоприятной). К примеру, постоянное проживание в крупном городе, с его каменными монолитами, геометрией прямых линий и углов, однотипностью фигур, на которые наталкивается взгляд, порождает повышенную утомляемость и депрессию.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, строители, представители коммунальной, инженерно-технической служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и др. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранения жизни, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса БЖД, а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Наиболее значимые из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье учащихся. Их главный отличительный признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Реализация ЗОТ достигает цели лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.
Классификация здоровьесберегающих технологий может строиться и на других основаниях. По характеру действия они разделяются на 4 группы.
По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях, подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие. Первые создают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПиНах. Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами. Например, создание в школе фитобара, кабинета физиотерапии, цветовой подсветки в классах, аудиосопровождения уроков, оздоровительно-психологических тренингов для учащихся и учителей и т. д.
Системообразующим принципом здоровьесберегающей педагогики является приоритет заботы о здоровье учащихся, в рамках которого выделяются такие обязательные условия, как научно-методическая обоснованность работы, подбор и подготовка педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и достаточное финансовое обеспечение всего проекта. (8, 112)
Основную группу технологий здоровьесберегающей педагогики составляют образовательные здоровьесберегающие технологии, которые подразделяются на три подгруппы:
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемых вне школы, но в последнее время все чаще включаемых по внеурочную работу школы:
Результат совокупного
воздействия на учащихся всех здоровьесберегающих
технологий должен оцениваться с помощью
комплекса методов медико-психолого-
3.2. Здоровьесберегающие образовательные технологии
Понятие здоровьесберегающие образовательные технологии появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Одни педагоги относят к ЗОТ и систему Л. Занкова, и НЛП, и даже дианетику, что свидетельствует об искаженном понимании термина здоровьесберегающие образовательные технологии, примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи – сохранения и укрепления здоровья учащихся. Другие считают, что ЗОТ – это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева М. Монтессори и др. или по технологии здоровьесбережения. (8, 154)
Здоровьесберегающие образовательные технологии составляют технологическую основу здоровьесберегающей педагогики. Определить их представляется возможным, исходя из родового понятия – образовательные технологии. В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя – массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится все труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Еще Я. А. Коменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по законам, единым для человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Об актуальности такого технологического подхода к образованию можно судить по тому вниманию, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям: педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии.
Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.
ЗОТ – качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности, для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. При любом аспекте рассмотрения важнейшим элементом образовательной технологии оказывается диагностический блок, позволяющий оценить, достигнут ли запланированный результат, ибо только в этом случае можно говорить о технологии.