Рекреационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование влияния рекреационных технологий на сохранение и восстановление здоровья.
Для достижения поставленной цели выдвинуты задачи:
1. Изучить концептуальные подходы к исследованию рекреационных технологий в социально-культурной сфере.
2. Рассмотреть классификацию рекреационных методик.
3. Исследовать здоровьесберегающие технологии, применяемые в образовательных учреждениях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Концептуальные подходы к исследованию педагогических и
рекреационных технологий в социально-культурной сфере
1.1. Педагогика досуга…………………………………………………. 6
1.2. Предмет рекреации……………………………………………….. 13
Глава 2. Социально-культурные технологии в рекреационных
методиках
2.1. Анимационные социально-культурные технологии……………. 27
2.2. Рекреационные функции досуга…………………………………. 30
2.3. Педагогические игровые технологии……………………………. 33
Глава 3. Здоровьесберегающие технологии
3.1. Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих
технологий………………………………………………………… 37
3.2. Здоровьесберегающие образовательные технологии…………... 43
Заключение…………………………………………………………………….. 49
Библиография…………………………………………………………………. 50

Работа состоит из  1 файл

Рекреационные технологии.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

Цель педагогической (образовательной) технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Например, технология вероятностного образования А. М. Лобка направлена на формирование авторской позиции ребенка в вопросах культуры; технология В. Н. Зайцева ориентирована на достижение оптимальных результатов в овладении младшими школьниками общеучебными умениями; цель системы развивающего обучения Л. В. Занкова – всестороннее гармоничное развитое личности и т. д. Здоровьесбережение по определению не может быть основной целью образовательного процесса, а может быть только условием, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. В то же время оно определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательной системы и таким образом фиксирует соответствующий приоритет в идеологии, и принципах педагогической деятельности. Это гарантия того, что с учащихся не взимается «плата» за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью.

В контексте задач  здоровьесбережения все педагогические технологии делятся на 3 группы.

Первая группа включает технологии, с большой вероятностью наносящие ущерб здоровью учащихся и педагогов. К этой группе, к сожалению, приходится отнести традиционную технологию обучения, разработанную Я. А. Каменским. «К сожалению» – поскольку именно она используется в массовом порядке в российских школах. Сюда же должны быть отнесены технологии, для которых характерны чрезмерная интенсификация образовательного процесса, активное использование приемов авторитарной педагогики и т. д.

Вторая группа альтернативна первой, так как в технологиях этой группы сохранение и укрепление здоровья заявляется в качестве приоритета, обеспечивается на технологическом уровне (в принципах работы, задачах, методах, программах), реализуется на практике и подтверждается результатами диагностики (мониторинга). Именно эти технологии обозначаются как здоровьесберегающие.

К третьей группе, самой многочисленной, относятся все остальные педагогические технологии, по описанию которых невозможно судить об их воздействии на здоровье участников образовательного процесса. Поэтому для отнесения какой-то из них в первую или вторую группу необходимо провести изучение ее самой и получаемых результатов с точки зрения воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Возложение на школу  и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи – заботы о здоровье учащихся – определяется следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за все, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе под присмотром учителей школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма.

Во-вторых, большая часть  всех воздействий на здоровье учащихся – желательных и нежелательных – осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить хотя бы одного врача. Однако по штатному расписанию одна врачебная ставка приходится на 1200 школьников.

В-третьих, современная  медицина занимается не здоровьем, а  болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же школы – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, потому главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях, – педагог. Вместе с тем, все, чем занимаются в школах врачи и средний медицинский персонал, важно, необходимо и должно быть согласовано со здоровьесберегающей деятельностью каждого учителя. Поскольку в среднем 90% школьников имеют различные отклонения здоровья, я у 2/3 диагностируются те или иные хронические заболевания, учитель должен постоянно помнить и учитывать в своей работе, что он обучает и воспитывает нездоровых детей.

В последние годы произошла некоторая мифологизация представлений о здоровьесберегающих технологиях как о чем-то таинственном и чудодейственном. От специалиста, как от мага и чародея, ждут открытия какого-то секрета, как в средние века от алхимиков ждали рецепта превращения ртути в золото. Особенной представляется и картинка такой технологии, ее образ. Это обязательно должно быть что-то необычное, яркое, демонстративное. Например, красиво оформленный фитобар – это здоровьесберегающие технологии, а чистота и порядок в туалетах – это просто санитарно-гигиеническое состояние; открытый в школе кабинет физиотерапии или конторки в классе – это здоровьесберегающие технологии, а грамотно составленное расписание уроков и используемые учителем приемы нейтрализации стресса у школьников – это повседневная, общеизвестная работа школы и т. д. Хотя все перечисленное и относится к охране здоровья учащихся, называть отдельные акции, мероприятия, связанные со здоровьем, здоровьесберегающей технологией было бы неверно.

Эффективность позитивного  воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей.

Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья. (19, 75)

Таким образом, здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Специальные методы и технологии, с помощью которых формируется, развивается и осваивается социально-культурная среда, предусматривают использование  в наиболее типичных условиях универсальных средств, методов и способов социально-культурной деятельности – экономических, правовых, организационных, педагогических, психологических и др. В более развернутом виде методика (технология) социально-культурной деятельности предстает перед нами в виде широкой совокупности педагогически осмысленных просветительных, обучающих и воспитательных, рекреационных и оздоровительных методов, которые постоянно пополняются и обогащаются за счет привлечения как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, образования, искусства, спорта, быта и досуга.

На современном этапе идет расширение рекреационной и развивающей функций искусства, досуга, спорта.

Процесс воспитания и образования  – процесс вхождения человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, менеджером, технологом в современную социально-культурную среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Ариарский М. А. Досуговедение в системе человекознания. – С-Пб.: ЛГИК, 1990.
  2. Арнольдов А. И. Социальная педагогика: Восхождение к новому гуманизму // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. – М.: МГУК, 1996.
  3. Ахизер А. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. – М., 1992.
  4. Баркан Д. И. Маркетинг для всех. – М., 1991.
  5. Бирженюк Г. М., Марков А. П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. – С-Пб., 1992.
  6. Воскобойников В. Н. Методика организации культурно-массовой работы в парке. – М., 1984.
  7. Герчикова И. Н. Менеджмент. – М., 2000.
  8. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. – Киев, 1986.
  9. Гимпельсон В. Е. Москвичи после работы. Социально-экономические аспекты досуга. – М., 1990.
  10. Дафт Р. Л. Менеджмент. – С-Пб.: Питер, 2000.
  11. Дзиов А. Х. О целях и условиях организации деятельности в парках культуры и отдыха. – М.: МГУК, 1992.
  12. Жарков А. Д. Организация культурно-просветительной работы: Уч. пособие. – М.: Просвещение, 1989.
  13. Железко С. Н. Формирование инновационных установок у горожан в процессе проблемно-практической игры // Культура города: проблемы инноваций. – М., 1987.
  14. Исаенко В. П. Лидерская направленность в деятельности специалиста социально-культурной сферы. – М.: МГУКИ, 2002.
  15. Киселева Т. Г., Красильникова Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. – М.: МГУК, 1995.
  16. Киселева Т. Г., Красильникова Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
  17. Кудрина Е. Л., Рудич Л. И. Система планирования в организации социально-культурной сферы. – М., 1999.
  18. Литвинцева Г. Ю. Культурно-досуговая деятельность в петровский период. – С-Пб., 1993.
  19. Мамбеков Е. Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель. – С-Пб.: ГИК, 1992.
  20. Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1992.
  21. Негосударственные организации сферы культуры Санкт-Петербурга. – С-Пб, 1997.
  22. Новикова Л. Л. Клуб как функциональная модель культурной деятельности. – М., 1990.
  23. Организация труда и культурного обслуживания населения в парках культуры и отдыха. – М., 1992.
  24. Панкратьев И. П. Проектные установки при решении социальных проблем досуга // Социальное проектирование в сфере культуры: Сборник. – М.: НИИ культурологии, 1986.
  25. Рудич Л. И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.
  26. Соляник Г. Н., Феклистов И. Ф. Основы менеджмента в организации. – С-Пб.: Политехника, 1999.
  27. Сорокин П. А. Социально-культурная динамика. – С-Пб., 2000.
  28. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Теория. Методология. Практика. – М.: НИИ культуры, 1986.
  29. Стрельцов Ю. А. Развитие теоретических основ просветительной деятельности советских клубов. – М.: МГИК, 1989.
  30. Суртаев В. Я. Игра как социокультурный феномен: Уч. пособие. – С-Пб., 2003. – 208 с.
  31. Терминология российского некоммерческого сектора. – М., 1996.
  32. Толочек В. А. Стили совместной деятельности. – М., 2000.
  33. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. – М., 1995.
  34. Туев В. В. Феномен клуба: историко-педагогический анализ. – М., 1998.
  35. Тульчинский Г. Л. Маркетинг в сфере культуры. – С-Пб., 1995.
  36. Тульчинский Г. Л. Технологии менеджмента в сфере культуры. – С-Пб., 1996.
  37. Уткин Е. А. Инновационный менеджмент. – М.: Акалис, 1995.
  38. Уткчи Э. А. Мотивационный менеджмент. – М., 1999.
  39. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. – М.: Интер-Синтез, 2000.
  40. Шклиникене Н. К. Теоретические основы планирования развития парка культуры и отдыха. – М., 1997.
  41. Ярошенко Н. Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. – М., 2004.

Информация о работе Рекреационные технологии