Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:56, курсовая работа
Цель исследования: Определить роль белорусского фольклора в формировании эстетической культуры младших школьников.
Задачи:
- Раскрыть психолого-педагогический аспект воспитания эстетической культуры младшего школьного возраста;
- Рассмотреть классификацию и терминологию белорусского детского фольклора;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
Глава 1. РОЛЬ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕ-ТИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ………….…………………………………...…6
1.1. Психолого-педагогический аспект воспитания эстетической культуры младшего школьного возраста………………………..………………………......6
1.2. Классификация и терминология белорусского фольклора……………..11
1.3. Белорусское народное творчество в начальном воспитании………….….15
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности младшего школьника…………………………………………………………………….…..17
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА…………………….……………24
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической воспитанности школьников в учебно-воспитательном процессе…………………………...….24
2.2. Комплекс мероприятий по повышению эстетической воспитанности младшего школьника по средствам белорусского детского фольклора……...35
2.3. Выводы по проделанным исследованиям……………………………...….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…40
…
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. РОЛЬ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ………….……
1.1. Психолого-педагогический аспект
воспитания эстетической культуры младшего
школьного возраста………………………..………………………..
1.2. Классификация и терминология белорусского фольклора……………..11
1.3. Белорусское народное творчество в начальном воспитании………….….15
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании
личности младшего школьника………………………………………………………
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА…………………….……………24
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической воспитанности школьников в учебно-воспитательном процессе…………………………...….24
2.2. Комплекс мероприятий по повышению эстетической воспитанности младшего школьника по средствам белорусского детского фольклора……...35
2.3.
Выводы по проделанным
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Белоруссия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании младших школьников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Каждая образовательная
Искусство с первых дней школьной жизни
служит средством формирования мировоззрения
ребенка в целом, в его эстетической и
нравственной сущности, развивает ассоциативное,
образное мышление. Именно в искусстве
школьник развивает свои творческие способности,
приобретает опыт творческой деятельности,
формирует свою индивидуальность.
На современном этапе главная задача эстетического
воспитания младших школьников средствами
музыкального фольклора – повернуться
лицом к народной музыке, начиная с самого
раннего, когда еще только закладываются
основные понятия у ребенка, формируется
речь и мышление, развиваются способности,
умения и навыки. Сейчас лишь немногие
школьные учреждения в своей работе опираются
на национальное искусство, в частности
белорусский фольклор, изначально несущий
в себе нравственность, эстетику, элементы
народной мудрости, народной педагогики.
Это и послужило выбору темы моего исследования:
"Роль белорусского фольклора в формировании
эстетической культуры младших школьников.»
При изучении психологических особенностей эстетического воспитания я опиралась на труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.А Рубинштейна, Б.М. Теплова, Ш.А. Амонашвили, В. Штерна, Е. Келлера, И.Б. Яворского и других. Значительный вклад в развитие теории и методики эстетического воспитания внесли: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая, Б.Г. Лихачев, Б.Н. Юсов и другие.
Цель исследования: Определить роль белорусского фольклора в формировании эстетической культуры младших школьников.
Задачи:
Объект исследования: Эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования эстетического вкуса по средствам белорусского фольклора.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических, методических и других научных
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что эстетическое воспитание младших школьников в школе будет эффективным, если:
-
проанализировать созданные
- в учебно-воспитательном процессе будет обеспечено гармоничное интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие личности младшего школьника, на основе использования белорусского фольклора в общеобразовательных школах национального региона;
-
эстетическое воспитание будет
рассматриваться как целостный
личностно-ориентированный
-
процесс эстетического
ГЛАВА 1. РОЛЬ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В современных условиях эстетическая культура выступает важным элементом общего духовного богатства человека, а значит, связана с человеческим фактором как движущей силой социального прогресса. Эстетическая культура является предпосылкой творческого отношения к труду, поскольку эстетически развитый человек не может позволить себе брак в работе, выпускать некачественную продукцию, безвкусно оформленные товары и предметы. Он всегда взыскателен к собственному труду, вносит в работу элемент красоты. Вот почему эстетическая воспитанность молодежи выступает частью ее социальной активности, подготовки к труду, творчеству.
Эстетическое воспитание обеспечивает в духовном развитии человека тот высокий эмоциональный заряд, который так или иначе сказывается на всех сторонах жизнедеятельности. Естественна поэтому связь эстетического воспитания с идейно-нравственным, трудовым, умственным. На эстетической основе осуществляется также половое воспитание, природоохранная деятельность людей, формируется нетерпимость к безнравственности, всем оттенкам зла и несправедливости, ибо они неэстетичные в самой своей сущности, безобразны, уродливы, неприемлемы в человеческом обществе.
В современных условиях эстетическое воспитание становится одновременно важным идеологической борьбы. Реальная действительность подтверждает трактовку искусства как формы идеологии. На весь духовный мир молодежи действует огромный поток впечатлений, в том числе гигантская по своим масштабам история человечества, которая в отдельно взятой стране протекает в органическом единстве со всем, что происходит на планете. Политика, дипломатия, наука, культура становятся всеобъемлющими явлениями, вызывающими в духовном мире людей предельную психическую напряженность и особую восприимчивость к красоте жизни или теневым сторонам. [1, с.12]
Предметом эстетического воспитания являются чувства человека как социализированные эмоции. Эмоции – реакции организма и психики на внешние и внутренние раздражители, проявляющиеся в виде удовольствия и неудовольствия, радости, горя, страха и т. д. эмоции сопровождают фактически все проявления жизнедеятельности человека и служат жизнеобеспечению, сохранению, саморегуляции индивида. Развитые эмоции повышают общую жизнеспособность людей, побуждают к высокой активности, помогают преодолевать отрицательное в духовном мире человека и окружающей жизни, способствуют ускорению формирования индивидуального социально ценного жизненного опыта, превращают идеалы, ценности в ведущие нормы поведения. Примитивные эмоции делают человека уязвимым для опасностей, сложностей и трудностей жизни. Вот почему эмоциональное развитие человека есть составная часть его целостного развития.
Связь эмоций, интеллекта, нравственности является источником воспитания чувств, которые отвечают высшим социальным потребностям, проявляются как любовь к родине, совесть, долг, ответственность, творческое вдохновение. Социальные потребности и связанные с ними чувства, в свою очередь, выступают важным источником мотивации, сознательного и активного отношения к миру и себе.
Всегда развитию чувств людей служили традиции, обряды, ритуалы, одежда, украшения, символика, искусство. Воспитание чувств и составляет содержание эстетического воспитания. Слово «эстетика» происходит от греческого «чувствующий», «чувственный».
За многие века развития человеческой культуры созданы эстетика как наука об эстетическом, художественная деятельность людей и искусство как ее продукт. В них четко определены в историческом аспекте понятия прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.
Эстетика разрабатывает
Идея органической связи эстетического воспитания с трудовым, идейно-нравственным, умственным, физическим, а теперь еще и экологическим является другой важной методологической основой эстетического воспитания. Эстетическое воспитание в такой мере эффективного, в какой оно впитывает в себя результаты умственного, трудового, нравственного и физического развития человека. Причем связующим звеном всей системы эстетического воспитания является связь трудовой и художественной деятельности, труда и искусства. Это положение подтверждено тем, что искусство в эволюции человека возникло как отражение его жизнедеятельности в окружающем мире (об этом свидетельствуют трудовые, ритуальные, обрядовые песни, наскальные изображения сцен охоты, рыболовства, танца и др.) [5, с.23]
Первобытное искусство отражало представления о реальном мире, поскольку не было его научного понимания. Кроме того, существует неразделимая связь человека с природой. Ее гармония вызывала гармонию чувств, потребность в красоте. Она появилась и удовлетворялась в труде, в результате чего возникло и народное прикладное искусство, стремление человека делать своими руками полезные предметы, вещи не только по законам экономической целесообразности, но и красоты. Эта концепция антропологии тоже выступает как важная методологическая посылка в эстетическом воспитании: понимание и создание человеком прекрасного неотделимо от познания и преобразования им природы и самого себя. Вот почему беспочвенны концепции формирования эстетических вкусов, взглядов, убеждений, общей эстетической культуры вне практической деятельности подрастающего поколения, вне его реальной эстетической деятельности в деятельности в процессе труда, учения, общения, спорта.
Красота – показатель совершенства, мастерства во всем том, что делает человек: танце, фигурном катании, прыжке с трамплина, работе за станком. И не случайно иcследования показывают, что дети, которые отличаются трудовой активностью, обладают многими трудовыми умениями и навыками в сфере искусства. При этом развитая моторика, тесно связана с другими органами чувств, обеспечивает и более высокую эстетическую восприимчивость окружающего мира, а главное, вызывает потребность исправить в нем всякую дисгармонию, устранить несовершенство.
В эстетическом развитии умение создавать красоту, а не только любоваться ею, находится в неразрывном единстве с трудовой воспитанностью личности. Но человек индивидуален, каждый воспринимает мир своеобразно. В этом и заключается важная методическая идея: эстетическое в человеке впитывает в себя человеческую культуру (общее), дух своего времени, своей страны, народа (типичное) и неповторимость своих эстетических возможностей (конкретное). Эта диалектическая идея взаимосвязи части и целого относится к эстетическому воспитанию непосредственным образом. [2, с.19]
В детские годы эстетическое воспитание, обеспечивая в первую очередь развитие органов чувств, повышает эмоциональную восприимчивость детей к явлениям окружающего мира, информации, к поведению людей, их деятельности. Сколько ребенок в состоянии воспринимать информации, насколько устойчиво его внимание, как он наблюдателен, способен к сочувствию, сопереживанию, солидарности – все это зависит от того, как развиты его зрение, слух, ощущения, весь сенсорный аппарат. Развитие чувств – эмоциональная основа успешного духовного развития человека в целом.
Формирование эмоциональной
Эмоциональная восприимчивость тесно связана с восприимчивостью к воспитанию, важнейшим фактором, обеспечивающим реализацию идеи «педагогики сотрудничества». Восприимчивость к воспитанию определяется сферой развития чувств. Ребенок может и не заменить юмора, недовольства, сомнения другого человека, не увидеть в действиях взрослого доброжелательности только потому, что недостаточно развит слух, а потому не чувствует оттенков голова, значение взгляда, мимики, не ощущает характера отношения взрослых и сверстников. От этого страдает его общее самочувствие.
Эмоциональное самочувствие, а следовательно и направленность эмоционального развития, зависят от успехов или неудач, положительного или отрицательного мироощущения именно в ведущем направлении психического развития ребенка, связаны с его ведущей деятельностью. Не случайно трудновоспитуемые дети и подростки – это те дети, которые в начальных классах, когда особенно интенсивно развивается интеллект, плохо учатся. Трудными становятся также те, кто испытывает дефицит в общении, ощущает дискомфорт в семье и школе и уходит в неформальные уличные группы именно за тем, чего не получает в школе и дома. [2, с.65]