Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:56, курсовая работа
Цель исследования: Определить роль белорусского фольклора в формировании эстетической культуры младших школьников.
Задачи:
- Раскрыть психолого-педагогический аспект воспитания эстетической культуры младшего школьного возраста;
- Рассмотреть классификацию и терминологию белорусского детского фольклора;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
Глава 1. РОЛЬ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕ-ТИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ………….…………………………………...…6
1.1. Психолого-педагогический аспект воспитания эстетической культуры младшего школьного возраста………………………..………………………......6
1.2. Классификация и терминология белорусского фольклора……………..11
1.3. Белорусское народное творчество в начальном воспитании………….….15
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности младшего школьника…………………………………………………………………….…..17
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА…………………….……………24
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической воспитанности школьников в учебно-воспитательном процессе…………………………...….24
2.2. Комплекс мероприятий по повышению эстетической воспитанности младшего школьника по средствам белорусского детского фольклора……...35
2.3. Выводы по проделанным исследованиям……………………………...….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…40
…
Тест
«Что ты знаешь об искусстве»
Подчеркни правильные ответы на вопросы.
1.Какие
из перечисленных видов
2.Какой
вид искусства может
3.Какое
из художественных
4. Какие основные материалы и инструменты используют мастера народного декоративно-прикладного искусства?
5.Что чаще
всего изображают мастера
Так, вопросы теста «Что ты знаешь об искусстве?» составлены с целью выявления знаний учащихся о классификации пластических искусств, отличиях народного декоративно-прикладного искусства от изобразительного искусства и архитектуры (приложение 1). Задания разработаны с применением наглядной основы (зрительного ряда с изображением произведений народного декоративно-прикладного искусства, элементов белорусского орнамента) и включают вопросы и творческие задания (приложение 2).
Тест
«Что ты знаешь о народном декоративно-прикладном искусстве?»
1.Подчеркни
слова, обозначающие виды
2.Подчеркни правильный ответ на вопрос.
Что создают
мастера народного декоративно-
3.Ответь на вопрос, соединив слова линией.
Какой мастер создал это изделие?
4.Представь,
что ты – мастер народного
декоративно-прикладного
5.Подпиши
произведения народного
6.В древности каждый узор имел свой смысл и значение.
Подумай и напиши, что могли означать эти узоры:
7.Придумай и нарисуй геометрический или растительный орнамент.
8.Назови
свое любимое произведение
Напиши, почему оно тебе нравится
9.Подчеркни
только те виды народного
10.Выбери и подчеркни правильный ответ на вопрос.
Как можно
охарактеризовать произведения народного
декоративно-прикладного
Результаты выполнения заданий подобных тестов позволяют получить информацию о знаниях младших школьников об эстетической сущности искусства, произведениях народных мастеров; определить степень понимания ими специфики выразительных средств народного искусства и его роли в жизни общества.
По результатам исследования, можно сделать вывод: знания младших школьников об эстетической сущности искусства, произведениях народных мастеров недостаточны; степень понимания ими специфики выразительных средств народного искусства и его роли в жизни общества неполны. Основываясь на представленных диагностиках, мы можем выделить из этих школьников группу с низким уровнем эстетического воспитания. Он составил 67%. Оставшиеся испытуемые образовали не многочисленную группу с высоким уровнем эстетического воспитания – 33%.
Для диагностики уровня сформированности эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности выясняем степень проявления эмоциональной отзывчивости учащихся при восприятии произведений народного искусства, эстетические интересы, мотивы и потребности в общении с произведениями искусства, активность участия в художественно-творческой деятельности. Ребятам была предложена анкета, содержащая вопросы открытого и закрытого типа «Интересуешься ли ты искусством?» (Приложение 3)
Анкета
«Интересуешься ли ты искусством?»
Ответь на вопросы:
В ходе проведения анкетного опроса, можно отметить, что большинство ребят интересуется искусством, но практика показывает, что в действительности, в большинстве случаев ребята не понимают всей красоты искусства.
Для определения уровня сформированности деятельностного компонента эстетической воспитанности младших школьников при помощи анализа работ детского творчества и других методов выявляется наличие умений и навыков изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, проявление художественно-творческих способностей. С этой целью учащимся было предложено выполнить ряд творческих заданий (упражнений) на тему декоративное рисование (роспись) «Чашка и блюдце у бабушки в деревне» (Приложение 4) и создание декоративной рыбки «Подводное царство». (Приложение 5).
Задачами этой диагностики являются:
По результату творческого задания «Чашка и блюдце у бабушки в деревне» мы выявили средний уровень сформированности практических умений и навыкав по использованию приемов составления орнаментов в полосе, круге, способности применять ритм и симметрию при декорировании орнаментом предметов разной формы, учитывать строение и конструкцию предмета.
При исследовании творческой деятельности учащихся, определяя первоначальные умения и навыки учащихся по созданию декоративной композиции мы пришли к выводу: ученики хорошо передают форму предмета, его строение и пропорции, но большинство ребят недостаточно используют средства художественной выразительности при декорировании предметов, а также не проявляют творческую инициативу.
При изучении художественно-творческой деятельности учащихся, оценивая творческие работы, мы использовали следующие критерии:
Критерий |
Показатели |
Содержание изображения |
Наличие темы сюжета; характер компонентов изображения, их разнообразие |
Характер линий рисунка |
Разнообразие линий, штрихов, пятен (прямые, волнистые, округлые) и т.д. |
Передача формы предметов |
Форма простая или сложная, передана точно или искажено |
Передача строения предметов |
Части предметов расположены, верно, или нет |
Передача пропорций предметов |
Пропорциональны ли отдельные предметы относительно друг друга; пропорциональны ли части каждого изображенного предмета |
Композиция изображения |
Соответствие формата листа |
Цветовая гамма изображения |
Цвета яркие или бледные, теплые или холодные; многоцветная гамма или используются 1-2 цвета; сочетания цветов и оттенков подобраны гармонично или нет |
Использование средств художественной выразительности при декорировании предметов |
Наличие (отсутствие) декоративных элементов, узоров, орнаментов; соответствие украшения назначению, форме предмета; ритмичность в чередовании элементов декора и т.д. |
Техника выполнения работы |
Аккуратность выполнения работы; качество использования художественных материалов |
Проявление творческой инициативы |
Оригинальность, внесение изменений в средства и способы изображения и др. |
Анализ художественно-
«Друзья звездочки» (Приложение 6)
Испытуемым предлагалось послушать сказку про одинокую звездочку, которая хила на небе и очень хотела найти себе друзей. Одновременно со слушанием дети рассматривают изображение части небосвода. Детям предлагается придумать, представить себе и нарисовать как можно больше предметов, живых существ и явлений природы, которые могли бы стать друзьями звездочки.
Задание позволяет выявить уровень творческой активности, мышления, пространственного воображения и фантазии по следующим критериям:
Изображение детьми образы распределяются по следующим уровням:
Высокий: боги и герои мифов Древней Греции, ветер, воздух, вьюга, геометрические фигуры, гром, деревья, дети, дождь, закат, звездочет, звери, игрушки, инопланетяне, космические дыры, космонавты, лес, летающие тарелки, луноходы, лучи солнца, люди, метель, метеориты, молния, музыка, НЛО, ночь, птицы, радуга, ракеты, свет, сказочные герои, снег, туман, учителя, цветы, эхо.
Средний: кометы, космические корабли, облака, Полярная звезда, планеты, самолеты, созвездие.
Низкий: небо, звезды, Луна, Солнце.
Проанализировав работы учащихся, мы пришли к выводу: сформированность уровня творческой активности и мышления у ребят находится на низком уровне – 52%, пространственного воображения на среднем уровне – 22%, а фантазии – 26%.
Таким образом, научно-практические методы позволили определить уровень сформированности эстетической воспитанности младших школьников и, учитывая полученные результаты организовывать эффективную учебную и воспитательную деятельность
2.2. Комплекс
мероприятий по повышению
Проделав вышеуказанные
Представленные ниже игры и конкурсы, направлены на формирование эстетической воспитанности и развитие у учащихся художественных восприятий.
Волшебная тетрадь
Ребята заводят тетради для записи всего хорошего, что происходит в их жизни и классе. Эту тетрадь можно назвать волшебной, или тетрадью чудес. В конце месяца или недели ребята по своей волшебной тетради рассказывают другим о самом счастливом событии за это время и посвящают этому событию рисунок.
“Бульба”
Играют две команды. Участники должны сказать как можно быстрей белорусские народные скороговорки. За каждую правильно сказанную скороговорку капитан получает картошку. Выигрывает команда у которой больше картошки. Примеры скороговорок:
“Пословицы и поговорки”
Играют две команды. Участники должны сказать как можно больше белорусских пословиц и поговорок. За каждую правильный ответ команда получает 1 балл. Выигрывает команда, у которой больше баллов. Примеры пословиц и поговорок:
Помимо игр, нами были проведены
уроки и внеклассные
«Страна народного творчества» -- урок русской литературы. Цель: создать условия для обобщения знаний учащихся о народном творчестве. Задачи: обобщить знания детей о народном творчестве; повторить и закрепить особенности жанров устной народной творчести, систематизировать знания детей о народных сказках.