Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:56, курсовая работа
Цель исследования: Определить роль белорусского фольклора в формировании эстетической культуры младших школьников.
Задачи:
- Раскрыть психолого-педагогический аспект воспитания эстетической культуры младшего школьного возраста;
- Рассмотреть классификацию и терминологию белорусского детского фольклора;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
Глава 1. РОЛЬ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕ-ТИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ………….…………………………………...…6
1.1. Психолого-педагогический аспект воспитания эстетической культуры младшего школьного возраста………………………..………………………......6
1.2. Классификация и терминология белорусского фольклора……………..11
1.3. Белорусское народное творчество в начальном воспитании………….….15
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности младшего школьника…………………………………………………………………….…..17
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА…………………….……………24
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической воспитанности школьников в учебно-воспитательном процессе…………………………...….24
2.2. Комплекс мероприятий по повышению эстетической воспитанности младшего школьника по средствам белорусского детского фольклора……...35
2.3. Выводы по проделанным исследованиям……………………………...….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…40
…
Таким образом, эстетическое воспитание всегда должно быть связано с ведущим направлением психического развития личности в данный возрастной период и с его ведущей деятельностью, ведущими отношениями. Низкая эмоциональная восприимчивость, эстетическое бескультурье – это одновременно и характеристика пробелов в ведущих направлениях развития психики, отражение общей невоспитанности.
Современное общество достаточно богато своими талантливыми людьми чтобы обеспечить опережающее развитие у подрастающего поколения окружающей культуры, потребностей, творческих возможностей.
Народное поэтическое
В работах фольклористов, этнографов, педагогов получили развитие все направления, указанные В.П. Аникиным. Нет единства мнений по генезису отдельных жанров детского фольклора, их поэтике, нет пока и общепризнанной классификации. Почти каждый исследователь выдвигает свою классификационную схему. При изучении различных классификаций, я познакомилась с трудами О.И. Крапицы, П. А. Бессонова, В. А. Василенко, Г. А. Барташевич.
Мы рассмотрим классификацию Г. С. Виноградова и дадим характеристику основным жанрам.
Сказки
На календаре вечности - конец XX столетия, эпоха учено - технической революции, эпоха бионики и электроники... Вооруженный знаниями человек уже обгоняет сегодня самую смелую сказочную фантазию, самые неугомонные мечты. Фантазию сказок обгоняет, а сама сказка, как ни удивительно, ни стареет, в небытие ни отходить. Можно даже сказать - напротив, в последнее время спрос на этот вид устно-поэтического народного творчества заметно возрос и продолжает повышаться. Это касаться, разумеется, и белорусского сказочного эпоса, белоруской сказки.
Живой интерес, которую вызывает белорусская народная сказка у современного читателя, ни случайный: она обусловлена, несомненна, ее высокими идейно - художественными качествами и неповторимой национальной особенностью. Глубокая народная мудрость, высокая поэтичность образов, несокрушимая и светлая вера в человека, в его силы и возможности, моральная целомудренность и чистота, несравненный юмор и острая сатира, простота и доступность содержанию, занимательность повествования и, наконец, настоящее языковое волшебство, - вот некоторые с этих качеств, которые всегда привлекали и привлекают к белоруской сказки благодарных читателей и слушателей.
Все белорусские сказки классифицируются обычно по трем основным разделам: сказки про животных, волшебные сказки и социально - бытовые. Сказки про животных считаются наиболее старинными по происхождению, содержательной сутью своей они восходят еще от таких ранних форм первобытного мировоззрения, как анимизм (одушевление) и антропоморфизм (очеловечивание). Надо видеть в их тоже и далекие отклики тотемизма - одной с самых старинных религий человечества, суть, которой складывала вера в тотема - общего для данного рода и которой-нибудь животные или растения предка.
Волшебные сказки по своему происхождению тоже принадлежат к наиболее старинным. Главное в их содержании - это мечты и надежды людей на лучшую жизнь в будущем, их стремления наказать себе силки природы и победить социальное зло, а тоже их борьба с чужеземными врагами - покорителями. Это содержание раскрывается своеобразно - в образах и картинах фантастичных, сверхъестественных, чудодейственных.
Среди социально - бытовых сказок наиболее ценность в белорусском фольклоре имеют, несомненно, сказки антипанские и антицерковные, обозначенные острой социальной направленностью. Количество и тех и вторых очень значительна. Причину этого надо видеть в тем, что белорусский крестьянин терпел ни только жестокое социальное угнетение, воплощенный в образе барина - крепостника, но тоже терпел и ужасающее притеснение национальный и религиозный.
Значительную часть белорусского сказочного эпоса складывают произведения, в которых высмеиваются и позорятся разные пороки в человеческом характере - такие, скажем, как непочтительные отношение, нетактичность, зависть, стремление разжиться за чужую цену и многие другие. Эти произведения, отображая этичные взгляды народа, его моральные принципы, его понимание добра и зла, называют все вещи своими именами, недвусмысленно и ясно. Многие с их являются узорами сатирического и юмористического творчества народа.
За долгие столетия своего существования народная сказка вобрала в себя чувства и мысли многих поколений, обобщила социальный и художественный опыт тысяч и миллионов людей, и потому приобрела такие идейно - художественные стоимости, такую глубину содержанию и совершенство поэтической формы, что и сегодня может служить одним с могучих средств морального, социального и эстетичного воспитания молодежи.
Легенды
Со всех жанров этак называемой не сказочной фольклорной прозы близлежащее к сказкам, точнее - к волшебным сказкам, стоят легенды. Легенда, как народное художественное повествование определяется, во-первых, особенным сочетанием реального и фантастичного, обычного и дивного, во-вторых, начально-исходной установкой на истолкование и, в-третьих, выразительно поучительным характерам. В легендах много фантастичного более, чем в близких к их духам старины исторических предоставлениях о далеком прошлом. Принципиальная разница между ими в том, что предоставление реальный жизненный факт украшает, отделывает вымыслом, в том числе - фантастичной, а легенда стремится вымышленное, созданное фантазией выдать за настоящее, за реальное. Кроме того, дивные явления и события в легендах поясняются - чего мы никогда ни видим в сказках.
Легенда пришла в наш фольклор и заняла в ем свое отличительное место в времена установления на землях восточных славян христианства.
В основу легендного сюжета обычно ложится чудо, невероятное происшествие, с участием и людей и существ сверхъестественных, с вмешательством сил чудодейственных.
Былины
Былина - устное художественное повествование про жизнь и надежды ни да далекого прошлого, рассказанное отличительной, "связной", ритмизированным и отчасти рифмованным языком.
Темой, содержаниям, характерам отношений к действительности былины близкие к бытовым сказам. Со сказками их сближает то, что в их, тоже, как и в сказках, много вымыслы. Но вымысел наиболее такая, что ни выходить за рамки реального возможного. В различия от сказок былины ни пользуется традиционными приемами сказочной поэтики.
Главное, что определяет собственный жанровый облик былины, что объединяет достаточно разные и в тематических и в художественных отношениях произведения, - это их связная, близкая к стихотворной, язык.
В живой практике народа, в его ежедневной языковой практике встречается невпроворот образных, афористических, крылатых выражений, которые или высказывают какую-то законченную, самостоятельную и поучительную мысль, или метким сравнением или удачным намекам характеризуют определенное явление, черту человека, взаимоотношения между людьми, или просто украшают разговор остроумным каламбурам, неожиданной игрой слов, к места подброшенным связным шутливым замечанием, советом, пожеланием. В первом случае мы имеем дело с пословицами, в втором - с поговорками. Что касаться пословиц, то можно привести такие: "Одна пчела много меду ни наносить", или "Где нет работы, там нет охоты". Очень интересные есть и поговорки: "Прожил возраст - ни собака, ни человек", "Что ему законы, когда судьи знакомый", "Чисто ходит, так ни чисто живет" и т. д.
Все эти меткие, крылатые выражения с давних времен пользовались и пользуются в народе большой любовью.
Загадки
Нельзя ни сказать несколько слов и о загадках. Это ни будет новость, когда я искажу, что этот жанр народно - поэтического творчества сейчас совсем загибе. Во-первых, очень многие старики, традиционные загадки практично уже не могут существовать и расширятся средь современной детворы и молодежи по той причине, что с народного быта окончательно исчезли явления и предметы, которые легли в основу их метафорических образов. Никакой смышлености и способности образно мыслить не хватит, чтобы разгадать, например, загадку про цепь, которым молотили зерно, когда ты никогда этой цепи ни видел. Во-вторых, загадки в народе почти перестали складываться.
Сказки, легенды, былины, народные признаки, загадки - все это и есть то фольклорное наследство, которая является источником белоруской культуры в течение уже многих столетий.
Народное творчество. Тяжело найти более ценный материал для развития творческих возможностей детей, чем белорусские сказки, песни, игры, предметы декоративно-прикладного искусства. Благодаря ним дети начинают понимать красоту белорусского орнамента, необычный колорит народных песен. Под воздействием фольклора им рисунки, песни, танцы, рассказы становятся выразительными и образными.
Захватывание белорусским
И трудно здесь отдать преимущество какому-нибудь виду народного творчества. Важны они все. При этом детей нужно знакомить с такими народными играми, песнями, танцами, которые им понятны и интересны, соответствуют нашим сегодняшним эстетичным требованиям. Это положение должно считаться при отборе фольклорного материала для воспитания детей. Только при таких условиях народное творчество может органично, а не разово войти в их жизнь.
Неоценимая роль в этом процессе принадлежит руководителям, воспитателем детских учреждений. [3, с.43]
Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки – воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании учащихся. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.[9,с.46].
Уже в первые годы жизни ребенка формируются те чувства, черты характера, которые связывают его со своим народом. Родная речь, которую усваивает ребенок, знакомясь с народными сказками, песнями, играми, является тем, фундаментом, на котором возрастает потом чувство любви к своему краю. В связи с тем, что музыка и речь имеют некоторые общие качества (ритм, темп, мелодия и др.), музыка способна воздействовать на процесс формирования речи. Как известно, ранний возраст является наиболее лучшим периодом для формирования речи ребенка. Поэтому самый ценный материал в этом деле – белорусский музыкальный фольклор, устно-поэтическое творчество народа.
Мир сказок, песен, игр понятны детям с младенчества потому, что соответствует их мировосприятию. Образы этих произведений воспитывают в их мужество, доброту, смелость и многие другие качества.
Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. На волне возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения остаются без надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреждения, призванные воспитывать подрастающее поколение. Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы.
«Особенностями детской
Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы просто сеяли»).
Педагог Покровский Е. А.
В детском фольклоре есть, наконец, жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни.