Роль белорусского фольклора в формировании эстетической культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Определить роль белорусского фольклора в формировании эстетической культуры младших школьников.
Задачи:
- Раскрыть психолого-педагогический аспект воспитания эстетической культуры младшего школьного возраста;
- Рассмотреть классификацию и терминологию белорусского детского фольклора;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
Глава 1. РОЛЬ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕ-ТИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ………….…………………………………...…6
1.1. Психолого-педагогический аспект воспитания эстетической культуры младшего школьного возраста………………………..………………………......6
1.2. Классификация и терминология белорусского фольклора……………..11
1.3. Белорусское народное творчество в начальном воспитании………….….15
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности младшего школьника…………………………………………………………………….…..17
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА…………………….……………24
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической воспитанности школьников в учебно-воспитательном процессе…………………………...….24
2.2. Комплекс мероприятий по повышению эстетической воспитанности младшего школьника по средствам белорусского детского фольклора……...35
2.3. Выводы по проделанным исследованиям……………………………...….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…40

Работа состоит из  1 файл

Теоретическая часть ГЕРМАН.docx

— 137.73 Кб (Скачать документ)

«Орнамент» -- урок трудового обучения. Цели: познакомить детей с историей возникновения орнамента, с особенностями белорусского народного костюма; закрепить понятия об основных элементах и цветах белорусского орнамента;  научить рисовать орнамент, используя разные геометрические фигуры, линии.

«Искусство  соломоплетения. Плоскостное моделирование  из трубчатой соломки (солнышко). Технология народных ремесел» -- урок трудового обучения. Цели: ознакомить детей с природным материалом – соломкой как сырьем для изготовления изделий декоративно-прикладного творчества; научить детей изготавливать солнышко из соломки; формировать опыт трудовой деятельности, формировать умение применять основные технологические операции (вырезывание по кругу, приклеивание, наклеивание, работа с ножницами и др.)

«Падарожжа ў страну Фальклорыю” – внеклассное мероприятие по белорусской литературе. Мэты: стварыць ўмовы для знаемства дзяцей з вуснай народнай творчасцю Беларусі, фарміраваць у дзяцей веды ў выглядзе правільных уяўленняў пра навакольную рэчаіснасць. Задачы: пазнаёміць дзяцей з асноўнымі жанрамі вуснай народнай творчасці.

Данные мероприятия способствовали повышению уровня эстетической воспитанности  ребят.

После проведения данного комплекса  мероприятий, проводится итоговая диагностика  в виде опроса, содержащая следующие  вопросы:

(Приложение 7)

  1. Какой вид искусства может называться народным?
  2. Какое из художественных произведений можно увидеть в музее белорусского народного декоративно-прикладного искусства?
  3. Интересно ли тебе читать книги об искусстве, рассматривать репродукции картин, беседовать со взрослыми об искусстве, художниках, мастерах?
  4. Подчеркни только те виды народного декоративно-прикладного искусства, которым  тебе знакомы (которым тебе доводилось заниматься)
  5. Нравятся ли тебе уроки изобразительного искусства, технологии. 

 

Можно сделать следующий вывод: ребята хорошо усвоили основные художественные ценности общества, смогут приобщиться к художественному творчеству, требующего эстетического вкуса, смогут поделиться своими знаниями с товарищами.

 

2.3. Выводы  по проделанным исследованиям

На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы. Эффективность  эстетического воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Проведенные мероприятия дали динамику развития эстетических качеств школьников в сторону увеличения. Опытная работа показала необходимость проведения занятий по эстетическому воспитанию средствами белорусского фольклора с младшими школьниками. Хотя в опытном 4 «В» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию эстетики надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Выготского).

При определении особенностей эстетического  опыта младших школьников использовались следующие критерии: объем эстетических знаний; характер эмоционального отношения и проявления эстетического интереса (потребности) к познанию искусства, творческой самореализации; качество практических умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена  социальной потребностью повышения роли эстетического воспитания в жизни нашего общества. В ситуации кризиса нравственных и эстетических ценностей развитие духовности человека немыслимо, если он не ощущает себя частью своего народа и его культуры. В этом смысле белорусское народное творчество всегда остается школой красоты, общения, поведения, быта, одежды, труда.

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформировать следующие выводы:

Эффективность эстетического воспитания по средствам белорусского фольклора  младших школьников возможна при  внедрении в практику образовательного воспитания.

Проведенные мероприятия дали динамику развития эстетического сознания в сторону увеличения.

Таки образом, опытная работа показала, что использование методов и  форм эстетического  воспитания по средствам белорусского народного  фольклора в учебно-воспитательном процессе способствует развитию эстетического сознания. А изменение отношения человека к своему искусству – это единственный путь, ведущий к эстетике ребенка, каждого человека, нации, человечества. Ведь, без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь с детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь.  Не это ли главная обязанность школы, отдельного учителя, всего педагогического коллектива?!

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агеева Т. Н. Педагогика. Практические и лабораторные занятия. – М.: «Беларусь», 2008.
  2. Буткевич В. В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников. – М.: «Пачатковая школа», 2008.
  3. Воронецкая Л. Н. Народная педагогика. – М., 2007.
  4. Картавцева М.Т. и Коряжкина Е. Колокольцы – бубенцы. – М., 1991.
  5. Котикова О. П. Эстетическое воспитание младших школьников. – М.: «Пачатковая школа», 2008.
  6. Линева Е.Э. Жива ли народная песня? // Русские ведомости. – 1903.
  7. Макаров Е. Народная педагогика. Воспитание самостоятельности. – М, 2005.
  8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М ., 1987 – с. 1.
  9. Орлова Г. П. Народная педагогіка ў выхаваўчай рабоце школы, - М., 1995.

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль белорусского фольклора в формировании эстетической культуры младших школьников