Роль белорусского фольклора в формировании эстетической культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Определить роль белорусского фольклора в формировании эстетической культуры младших школьников.
Задачи:
- Раскрыть психолого-педагогический аспект воспитания эстетической культуры младшего школьного возраста;
- Рассмотреть классификацию и терминологию белорусского детского фольклора;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
Глава 1. РОЛЬ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕ-ТИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ………….…………………………………...…6
1.1. Психолого-педагогический аспект воспитания эстетической культуры младшего школьного возраста………………………..………………………......6
1.2. Классификация и терминология белорусского фольклора……………..11
1.3. Белорусское народное творчество в начальном воспитании………….….15
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности младшего школьника…………………………………………………………………….…..17
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА…………………….……………24
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической воспитанности школьников в учебно-воспитательном процессе…………………………...….24
2.2. Комплекс мероприятий по повышению эстетической воспитанности младшего школьника по средствам белорусского детского фольклора……...35
2.3. Выводы по проделанным исследованиям……………………………...….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…40

Работа состоит из  1 файл

Теоретическая часть ГЕРМАН.docx

— 137.73 Кб (Скачать документ)

     Обучение детей фольклору, на  наш взгляд, должно происходить  на основе синтеза основных  форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

     Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу младшего школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху — превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.

     Фольклор является исключительно  ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности [4,c.13].

     Игра в детском возрасте может  нести в себе различную функциональную нагрузку:

— познавательную;

— физического развития личности;

— импровизационно-творческую;

— организационно-деятельную.

     Так, в процессе игры ребенок  познает мир, расширяет свои  познания и умения в области  музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра — в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. На уроках изобразительного искусства он воссоздает своих героев; занимается лепкой, рисованием, в полной мере развивает свою творческую фантазию.  Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции. В качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни различных жанров — плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки [4,c.14].

     Игры, включая в себя полифункциональные задачи — познавательные, коммуникативные, спортивную, творческие, — являются эффективным педагогическим средством формирования личности. Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо сеяли» или «Кузнецы»), а также путем соединения 2-3 песен. Педагог, режиссер сам способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.

     Особенность творческих игр в  том, что они предоставляют  участникам возможность апробировать  себя в любой роли в условиях  полной свободы, способствующих  установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по игре.

     Игра оказывает на ребенка  эмоциональное воздействие, увлекает  его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе.

     Ребёнок младшего возраста живет  больше чувствами, чем разумом:  явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению. В этом плане фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить базисной почвой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллектуального и физического. Игра помогает развитию творческой личности индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в каждом. Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания, овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения одновременно.

     Эмоциональное восприятие народного  искусства формирует способность  к сопереживанию. Эта способность  почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства.

     Если раньше чувство коллективизма  воспитывалось в пионерских и комсомольских организациях, то теперь его возможно формировать только в групповых методах деятельности. В этом плане фольклор неоценим.

     Фольклор как художественная  традиция целого народа совмещает  в себе отношение двух диалектических  взаимосвязанных начал - индивидуального  и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией [5,c.15].

     Для педагогики это имеет принципиальное значение с точки зрения воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа, путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий. Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».

     В обучении музыкальному фольклору  принцип диалектического единства индивидуального и коллективного является основополагающим. Поэтому развитие индивидуальных черт личности и ее (личности) способностей должно быть сопряжено с коллективными формами исполнения: пение в хороводе, пение с танцем, с постановкой и так далее.

    Фольклорное искусство, запечатленное  в нотах, книгах, видеокассетах,  оказывает, безусловно, эстетическое воздействие на восприятие личности. Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естественно, возникает у ребенка (да и взрослого) в момент участия в творческо-исполнительском акте. Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.

     В фольклоре традиционны не  только стиль и форма, но  и содержание, система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. До сих пор некоторые фольклорные традиции живут и развиваются, особенно в ряде регионов в сельской местности, хотя и не столь широко, как в прошлые века; иные традиции претерпели качественные изменения в силу изменения социальных условий жизни русского народа. Фольклор - это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо тонкое проникновение в саму сущность фольклорного материала, в глубинные слои народного художественного мышления [8,c.15].

          Многие фольклорные жанры заключают  в себе не только этическую  и эстетическую функции, но  и способствуют физическому и  умственному развитию детей. Игровые формы занятий естественно требуют специально оборудованных помещений: чистых, просторных классов (без парт) или аудиторий, где можно свободно «разыгрывать» пьесы и сказки, «плясать» песни, «плести веночки», «водить хороводы» без ущерба для здоровья детей, наоборот, развивая у них мускулатуру, координацию движений, пластику, моторику, умение двигаться под музыку. Многие считалки, прибаутки развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышления ребенка. Эти формы работы основаны на соединении принципов народной педагогики и того лучшего, что создано русской музыкальной школой прошлого и настоящего.

     Принцип народной педагогики, в  частности, состоит в передаче  устной традиции детям и подросткам. Педагогика русской школы должна  учитывать данную особенность.  Фольклор значительно расширяет  владение русским языком (вербальные способности, мышление), речью. Пословицы, поговорки, постановки русских народных сказок формируют и расширяют словарный запас ребенка. Достаточно вспомнить в этой связи, что язык Пушкина А. С.  формировался в детстве под сильным влиянием сказок его нянюшки Арины Родионовны. Мы знаем, что по богатству образов и красочности язык Пушкина А. С.  неповторим и до сих пор представляет интерес для изучения специалистами. Детские песни поддерживают интерес к поэтическому слову, не дают угаснуть чувству юмора [6,c.18].

     Творческий процесс активно вмешивается  в процесс обучения по предмету «фольклорный театр».

     Дети учатся владеть своим  телом, изображая под музыку «Скачущую лошадку», «Летящего жука», «Птичку», «Тающую Снегурочку» и многое другое Уроки изобразительного искусства поддерживают творческую атмосферу обучения. Например, педагог читает детям сказки или описание праздника «Масленица», а дети сами переносят сказочные образы и игровые ситуации на бумагу, причем в красках создавая самостоятельно прекрасные картины (гуашь, акварель) [7,c.16].

     Таким образом, творчество входит в обучение через игру, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности — и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи. Теория «переноса» творческих способностей позволяет нам надеяться на положительный педагогический эффект, который отдален от воспитателей определенным временным пространством, но будет востребован если не сейчас, то в XXI веке обязательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

2.1. Диагностика  уровня сформированности эстетической  воспитанности школьников в учебно-воспитательном  процессе.

 Диагностики уровней эстетической  воспитанности младших школьников в настоящее время разрабатываются рядом исследователей. Среди них следует отметить наиболее адекватные методики определения уровня интеллектуально-эстетического развития Т. С. Комаровой и Т. А. Ратановой, диагностику эстетических способностей Е. М. Торшиловой и Т. В. Морозовой, программу изучения индивидуальных психологических способностей учащихся начальных классов И. А, Оботуровой и С.Л. Колосовой. Как говорил К. Маркс: «Если хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком».

При написании практической части курсовой работы, мы опирались на ряд методов, описанных в психолого-педагогической литературе. Исходя из поставленных целей и задач, в исследовании была выдвинута  в качестве опорных составляющих следующая классификация:

  1. Психолого-педагогический эксперимент и способствующие его проведению методы изучения сформированности эстетической воспитанности младших школьников:
    1. Наблюдение и близкие к нему методы (самонаблюдение);
    1. Методы опроса (анкета, тест), опросник;
    2. Беседа;
    3. Анализ художественно-творческой деятельности школьников;
  1. Статические методы обработки данных;
  1. Комплекс мероприятий, направленный на формирование эстетической воспитанности младшего школьника.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 4 «Б» классе школы г. Гомеля. В эксперименте участвовали 10 детей. В ходе диагностики сформированности эстетической воспитанности младших школьников на основе применения средств народного декоративно-прикладного искусства предусматриваем решение следующих задач:

  1. Объем эстетических знаний (представлений, понятий) о народном декоративно-прикладном искусстве (когнитивный компонент);
  2. Характер эмоционального отношения и проявления эстетического интереса (потребности) к познанию произведений  народного декоративно-прикладного искусства, творческой самореализации в процессе декоративно-прикладной деятельности (эмоционально-побудительный компонент);
  3. Качество практических умений и навыков декоративно-прикладной деятельности (деятельностный компонент).

С целью выявления  исходного  состояния когнитивного компонента эстетической воспитанности учащихся в области народного декоративно-прикладного искусства мы использовали следующие методы диагностики: тестирование «Что ты знаешь об искусстве?», «Что ты знаешь о народном декоративно-прикладном искусстве»  (для выявления объема эстетических представлений и знаний в области народного декоративно-прикладного искусства); индивидуальное собеседование по выявлению качества сформированности эстетического восприятия произведений искусства. Детям предлагались вопросы, при разработке которых учитывались содержание учебного материала и требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся типовой учебной программы по изобразительному искусству. (Приложение 1, 2).

Информация о работе Роль белорусского фольклора в формировании эстетической культуры младших школьников