Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 23:30, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении роли и места нравственного трудового и эстетического воспитания школьников в условиях сельской школы.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой духовно-нравственное воспитание школьников в условиях сельского образовательного пространства может реализоваться в полной мере, при наличии достаточной материально-технической базы школы и ее расположении вблизи города.
Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать подходы к проблемам нравственного эстетического и трудового воспитания в философской, психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность и специфику педагогических условий успешного духовно - нравственного воспитания младших школьников.
3. На примере Бетькинской средней общеобразовательная школы провести анализ условий нравственного эстетического и трудового воспитания сельских школьников.
Введение 3
1. Теоретические аспекты нравственного трудового и эстетического воспитания школьников. 5
1.1. Сущность морально-нравственного воспитания 5
1.2. Понятие трудового воспитания школьников 11
1.3. Сущность понятия эстетическое воспитание 13
1.4. Специфика школьного образования в селе 17
2. Изучение роли воспитания этической культуры сельских школьников. 20
1.1. Общая характеристика школы 20
1.2. Анализ роли и места нравственного трудового и эстетического воспитания школьников в данной школе 26
1.3. Выводы 29
Заключение 30
Список литературы 31
Роль
и место в содержании нравственного
трудового и эстетического
Набережные Челны 2011 г.
Содержание
Актуальность. Кризис, охвативший политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, обусловил появление негативных явлений в жизни как города, так и деревни. Стабилизировать и развивать образовательную, духовную и культурную жизнь села, воздействовать на изменение структуры социальных ценностей и потребностей учащихся, остановить и предупредить отчуждение детей от земли, родного дома, от близких, разрушение межпоколенных связей, а также усилить на рынке труда конкурентоспособность сельской молодежи, ориентацию учащихся на трудовую подготовку, на производительный труд в агропромышленном комплексе, повлиять на выбор сельхозяйственных профессий можно, если будут решены проблемы сельской школы.
Общество на горьком опыте убедилось, что без духовно-нравственной составляющей всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, вырождается наука, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии. В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости воспитания, потребностью в гуманной системе воспитательной работы, с одной стороны, и педагогической практикой воспитания, игнорированием самой проблемы воспитания-с другой.
Очевидно, потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания сельских школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы.
Отдельные концептуальные основы духовно-нравственного совершенствования человека разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания (Р. Берне, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, В. Франкл и др.) [7, 13]. В то же время анализ научно-теоретических исследований и практики свидетельствует о недостаточной изученности проблемы духовно–нравственного и трудового воспитания школьников в условиях современного сельского образовательного пространства.
Предмет исследования - педагогические условия и средства нравственного трудового и эстетического воспитания школьников в условиях сельской школы.
Цель исследования состоит в изучении роли и места нравственного трудового и эстетического воспитания школьников в условиях сельской школы.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой духовно-нравственное воспитание школьников в условиях сельского образовательного пространства может реализоваться в полной мере, при наличии достаточной материально-технической базы школы и ее расположении вблизи города.
Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1.
Изучить и систематизировать
подходы к проблемам
2. Определить сущность и специфику педагогических условий успешного духовно - нравственного воспитания младших школьников.
3. На примере Бетькинской средней общеобразовательная школы провести анализ условий нравственного эстетического и трудового воспитания сельских школьников.
Для
решения поставленных задач использовался
комплекс методов исследования: теоретический
анализ философской, психолого-педагогической
литературы; комплекс частных и общих
методов эмпирического
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей [17, с. 83].
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами [19, с. 36].
В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.
Исследуемая
нами проблема нашла отражение в
фундаментальных работах А.М.
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Темой нашего исследования является роль нравственного в воспитании школьников. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предмета и методика преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [1, с. 19]
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [9, с. 115] Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [25, с. 39].
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Рассматривая
систему нравственного
Во-первых,
осуществление согласованных
Во-вторых,
использование приемов
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых,
систему нравственного