Роль и место в содержании нравственного трудового и эстетического воспитания сельских школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в изучении роли и места нравственного трудового и эстетического воспитания школьников в условиях сельской школы.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой духовно-нравственное воспитание школьников в условиях сельского образовательного пространства может реализоваться в полной мере, при наличии достаточной материально-технической базы школы и ее расположении вблизи города.
Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать подходы к проблемам нравственного эстетического и трудового воспитания в философской, психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность и специфику педагогических условий успешного духовно - нравственного воспитания младших школьников.
3. На примере Бетькинской средней общеобразовательная школы провести анализ условий нравственного эстетического и трудового воспитания сельских школьников.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты нравственного трудового и эстетического воспитания школьников. 5
1.1. Сущность морально-нравственного воспитания 5
1.2. Понятие трудового воспитания школьников 11
1.3. Сущность понятия эстетическое воспитание 13
1.4. Специфика школьного образования в селе 17
2. Изучение роли воспитания этической культуры сельских школьников. 20
1.1. Общая характеристика школы 20
1.2. Анализ роли и места нравственного трудового и эстетического воспитания школьников в данной школе 26
1.3. Выводы 29
Заключение 30
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая Селские школьники.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

     Эстетическое  освоение мира закономерно предполагает практику, творческую деятельность. Виды этой деятельности разнообразны: создание красоты в труде, эстетика поведения, эстетически познавательная деятельность, художественное творчество. Формирование эстетического сознания и эстетическая деятельность школьника – это две взаимосвязанные стороны единого педагогического процесса. Посредством творческой деятельности растущий человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. При этом кристаллизуется его эстетическое отношение к действительности.

     Методами  эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример, поощрение и т.д. формы эстетического воспитания – это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки.

      1.4. Специфика школьного образования в селе

     На  современном этапе сложилась  проблемная ситуация в сфере сельского  образования между: заинтересованностью сельской семьи в получении доступного и квалифицированного образования детей, способного обеспечить их дальнейшее профессиональное и индивидуальное развитие в качественно новых социально-экономических условиях, и неуклонно сокращающимися реальными возможностями сельских школьников в получении конкурентоспособного по качеству образования; усиливающейся вынужденной информационной замкнутостью сельских школ, их учителей и школьников и возрастающей потребностью сельских школ в доступности каналов информации для развития сельского образования; потребностью сельского социума в сохранении его самобытной социокультурной среды, общинной солидарности и культурно-духовного обмена, способствующих социальной адаптации и выживаемости сельских семей в сложных условиях переходного периода, и долговременными негативными социальными последствиями деформации культурно-образовательного пространства на селе, провоцируемой закрытием сельских школ, домов культуры, библиотек, дошкольных учреждений [1, с. 28].

     Важнейшим социальным институтом, призванным обеспечить социализацию личности в сельской местности, сохранение национальной культуры, традиций и обычаев, формирование гражданина своего Отечества, выступает сельская школа, где архиважная и системообразующая  роль принадлежит педагогическому коллективу.

     Необходимость подготовки будущего учителя к работе в сельской школе обоснована рядом  объективных причин: типологическими  особенностями сельского ребенка; спецификой жизнедеятельности сельских школ; преимущественным количеством общеобразовательных учреждений, расположенные в сельской местности (69,8% от числа всех общеобразовательных учреждений России).

     Особенности личностного развития ребенка, проживающего в сельской местности, во многом определяются окружающей его социокультурной средой. Воздействие факторов этой среды на развитие личности ведет к формированию определенного типа, обладающего как позитивными особенностями этого влияния, так и неблагоприятными последствиями. Чтобы педагогическому коллективу правильно строить стратегию социально-педагогического сопровождения сельского ребенка, необходимо учитывать наиболее типичные его особенности.

     Пространственная  ограниченность сельской среды, узость и однообразие поведенческих, нравственных и культурных образцов способствуют повышению уровня монотомии (психологического пресыщения), связанного с ограниченным кругом общения; медленному темпу культурного развития, коммуникативных навыков, речевой культуры и общей образованности; школьник младшего возраста медленнее, чем городской, овладевает речевыми навыками родного языка. Бедность словаря обусловлены бедностью стимулов среды, слабостью литературных влияний, отсутствием читательских интересов, своеобразием говора той или иной местности [27, с. 52].

     Однообразие сельской среды способствует выработке статического внимания, статического типа поведения, медленно переключающегося на новые раздражители, но обладающего общей устойчивостью.

     Внимание  носит сравнительно пассивный характер. Раннее включение ребенка в трудовую жизнь, с одной стороны, формирует ценностно-целевую установку на практический результат, а с другой - идет за счет подавления и ослабления целого ряда других функций, способствующих его раннему развитию (игровой деятельности, художественному творчеству, интеллектуальной работе, физкультурно-оздоровительной деятельности). Постоянное пребывание взрослых на глазах ребенка способствует тому, что сельские дети быстро овладевают не только несложными трудовыми навыками взрослых, но усваивают и нормы поведения старших, нравственные ценности взрослых. Ассоциативное поведение взрослых служит мощным стимулом для подражания. Близкое знакомство с природой позволяет сельскому школьнику иметь обширный запас предметных представлений о явлениях природы и животном мире, наблюдательность, устойчивость внимания, особый характер мышления (недоразвитие анализирующего, логического мышления). Отличительным свойством живых, ярких представлений ребенка служит наглядность, предметность (городскому ребенку свойственна более сильно выраженная вербальность, сравнительно меньшая наглядность). Здесь, видимо, кроются и затруднения сельских школьников в восприятии отвлеченных, абстрактных понятий. Ум сельского ребенка обладает сравнительно большей ясностью, полнотой, наглядностью. Ему свойственны созерцательность, отсутствие торопливости и сентиментальности, реалистичность, сдержанность в выражении чувств, непосредственность, открытость, отзывчивость, самостоятельность в быту, склонность к чувствительному восприятию окружающего мира, он непривычен к быстрой ориентировке в новой ситуации [30, с. 67].

     Специфическими  социальными условиями функционирования сельской школы выступают: слаборазвитость  социальной инфраструктуры, изолированность, отдаленность. Потребность своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей, а также взрослого населения обусловила необходимость выполнения школой многочисленных социально-педагогических и культурных функций.

     Современная сельская школа выступает как селообразующий фактор, как фактор формирования духовных ценностей нации, как образовательный и культурный фактор, как фактор педагогического оздоровления сельской социальной среды, как фактор развития сельскохозяйственного производства.

     Чтобы выжить и развиваться, школа на селе должна стать организатором социально-педагогической и социокультурной работы в открытой среде, имея целью оздоровление среды обитания ребенка, преодоления отчужденности детей и родителей, восстановления вековой крестьянской традиции воспитывать всем миром; инициатором социальной работы с детьми и их семьями; институтом поддержки детских и молодежных объединений села; базовым институтом профильной и допрофессиональной подготовки учащихся.

     2. Изучение роли воспитания этической культуры сельских школьников.

      1.1. Общая характеристика школы

      Мы  рассмотрим роль и место нравственного  трудового и эстетического в  содержании воспитания сельских школьников на примере МОУ «Бетькинская средняя  общеобразовательная школа» Тукаевского  муниципального района. Всего в школе учатся 360 учеников. Педагогический коллектив состоит из 38 педагогов.

      МОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа»  Тукаевского района Республики Татарстан базируется в двух типовых зданиях (двухэтажное и трехэтажное), имеет 32 учебных кабинета, одну комбинированную мастерскую, один оборудованный класс по швейному делу, актовый зал, 2 спортзала, оборудованный компьютерный кабинет на 13 рабочих ученических мест, столовую на 150 посадочных мест, библиотеку фондом художественной литературы на  12003 книг и  10122 учебников. Имеется тренажерный зал, зал хореографии, автобус, легковая машина.

           Обучение ведется на русском  и татарском языках. Все дети-татары  имеют возможность обучаться  на родном языке. Русские и  дети других национальностей  изучают татарский язык как  учебный предмет. Со второго класса дети изучают английский язык, имеются учителя, работающие по учебным пособиям усложненного, углубленного характера.

           Школа полностью укомплектована  кадрами. Всего в коллективе 38 педагогов. Из них имеют высшее  образование 33 учителя, 5 – среднее специальное, в том числе имеют высшую квалификационную категорию 4 педагога, первую – 19 учителей. Вторую квалификационную категорию – 7 учителей, без категории – 8 человек. В течение пяти лет все педагоги прошли курсы переподготовки, в том числе по инновационным технологиям 15 человек.               

           Директор школы – Даутова З.И., руководитель высшей квалификационной  категории, награждена нагрудным  знаком «За заслуги в образовании». В школе 4 заместителя: по учебно-воспитательной работе - Шагимарданова Р.А., зам.директора высшей квалификационной категории; по национальному образованию – Калимуллина Л.В., зам.директора первой квалификационной категории; по воспитательной работе – Абсалямова Р.Х., зам.директора первой квалификационной категории; зам.директора по АХЧ - Бобылева С.Л. В школе работает педагог-психолог  первой квалификационной категории Мохото А.Г., учитель-логопед -  Калимуллина Л.В.

      Учителя школы, классные руководители ежегодно участвуют в районных, республиканских, российских конкурсах профессионального мастерства и занимают призовые места: учитель татарского языка и литературы, кандидат филологических наук Якупова Г.З. является Лауреатом зонального тура республиканского конкурса «Классный руководитель года – 2005», в 2006г.  стала победителем конкурса лучших учителей РФ. В 2006 и 2007 г.г. учителя татарского языка и литературы Исламова М.Х. и Шарапова Р.М.  стали номинантами районного тура конкурса «Классный руководитель года».  В 2007 году учитель начальных классов Назипова Г.Ф., а в  2009 году учитель русского языка Лысенкова С.Л. приняли участие в районном этапе профессионального конкурса «Учитель года». У учителей школы имеются дипломы республиканского и российского уровня.

      МОУ «Бетькинская СОШ» в 2007г. стала победителем ПНПО общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, победителем республиканского конкурса «Красивая школа» в рамках международного движения «Красивая школа», в 2009 году школа вошла в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». В этом же году по итогам деятельности в номинации «Российское образование» школа вошла в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России».

           В школе обучается 354 ученика  и 6 учеников в п.Кама. Из них  в начальной школе – 143 ч., в среднем звене – 187 ч., в старшем звене – 29 ч.

           С целью повышения качества  обучения в начальной школе  третий год ведется обучение  по программе «Начальная школа  XI века» под редакцией Виноградовой  В.Ф.

           Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

          Учебный план 5 – 8  классов  основной базовой школы составлен  на основе  базисного учебного  плана общеобразовательных учреждений  и строится исходя из 6-и дневной учебной недели.  Учебный план   9 классов включает предпрофильную подготовку. Открыт в 9 классе предпрофильный класс с социально-экономическим уклоном. Предпрофиль определяется анкетированием учащихся и составляется на основе желания большинства учащихся и родителей.                                                                            

           Национально-региональный компонент  обучения представлен предметами  «Татарский язык» и «Татарская  литература».

           Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

          Основное общее образование является  базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

           Учебные планы 10 - 11 профильных  классов составлены на основе  базисного  учебного плана  общеобразовательных учреждений. Профильное  обучение также определяется  анкетированием учащихся и желанием родителей.

           Наполняемость классов колеблется  от 14 до 20 человек при средней  наполняемости классов по школе  15 человек. Все учащиеся охвачены  занятиями физкультуры и спортом.  Занятия проводятся в одну  смену. Создана своя система поиска, поддержки и развития одаренных детей. Разработана своя школьная программа, в которой нашло место максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических систем, технологий, методик.

Информация о работе Роль и место в содержании нравственного трудового и эстетического воспитания сельских школьников