Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 23:30, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении роли и места нравственного трудового и эстетического воспитания школьников в условиях сельской школы.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой духовно-нравственное воспитание школьников в условиях сельского образовательного пространства может реализоваться в полной мере, при наличии достаточной материально-технической базы школы и ее расположении вблизи города.
Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать подходы к проблемам нравственного эстетического и трудового воспитания в философской, психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность и специфику педагогических условий успешного духовно - нравственного воспитания младших школьников.
3. На примере Бетькинской средней общеобразовательная школы провести анализ условий нравственного эстетического и трудового воспитания сельских школьников.
Введение 3
1. Теоретические аспекты нравственного трудового и эстетического воспитания школьников. 5
1.1. Сущность морально-нравственного воспитания 5
1.2. Понятие трудового воспитания школьников 11
1.3. Сущность понятия эстетическое воспитание 13
1.4. Специфика школьного образования в селе 17
2. Изучение роли воспитания этической культуры сельских школьников. 20
1.1. Общая характеристика школы 20
1.2. Анализ роли и места нравственного трудового и эстетического воспитания школьников в данной школе 26
1.3. Выводы 29
Заключение 30
Список литературы 31
В формировании личности школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.
Ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
Учебная
деятельность, являясь в школьном
возрасте ведущей, обеспечивает усвоение
знаний в определенной системе, создает
возможности для овладения
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития [2, с. 54].
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников [4, с. 28].
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.
Трудовое
воспитание есть процесс вовлечения
детей в разнообразные
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека [12, с. 36].
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
1)
осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности;
3) формирование трудовых умений и навыков [8, с. 16].
Изменение экономической, экологической и социальной ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы.
В основе новых технологий трудового воспитания — принцип вариативности программ, методов и организационных форм образования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которому оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного состава школьников, региональных особенностей) строго сохраняя единство базового компонента трудовой культуры. Базовый компонент составляет в среднем от 20 до 80% содержания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части [3, с. 118].
Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [21, с. 124].
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?
Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
Существенным
компонентом эстетического
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н.Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
Наконец, эстетическое воспитание должно направляться и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
Эстетика раскрывает природу эстетического в жизни и искусстве, изучает наиболее общие принципы эстетического освоения мира человеком, исследует законы эстетической деятельности человека. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, героическое и пошлое – названные свойства реальных предметов, явлений и ситуаций воспринимаются посредством эстетических чувств, проявляющихся в соответствующих оценках, вкусах, переживаниях.
Извечным
предметом спора
Субъективной стороной эстетического освоения мира выступают эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы, т.е. эстетическое сознание человека. Оно есть субъективное отражение объективного мира и вместе с тем орудие познания существенной стороны реального мира – его красоты.
Данные
положения имеют большое
Эстетический вкус связан с восприятием предмета, явления или произведений искусства в их целостности. Восприятие и оценка при этом выступают в единстве. Оценка определяется эстетическими ценностями личности. Эстетический вкус дает возможность тоньше, дифференцированнее и объективнее оценить эстетические достоинства объектов окружающего мира. Эстетический вкус характеризуют чувство меры, гибкость и вместе с тем устойчивость оценок, а также широта и многосторонность восприятия. Извращения вкуса проявляются чаще всего в двух формах: мещанстве и эстетстве (снобизме). Развитой вкус всегда чуток и требователен к гармонии формы и содержания в данном предмете или явлении.
Задача эстетического воспитания – формировать у школьников эстетический идеал. Прекрасное как идеал есть такая жизнь, какой она должна быть по нашим понятиям. Эстетический идеал – это образ совершенства. Идеалистическая эстетика утверждает, что идеальное может быть найдено только в искусстве, и тем самым она противопоставляет идеальное и реальное.