Роль и место в содержании нравственного трудового и эстетического воспитания сельских школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в изучении роли и места нравственного трудового и эстетического воспитания школьников в условиях сельской школы.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой духовно-нравственное воспитание школьников в условиях сельского образовательного пространства может реализоваться в полной мере, при наличии достаточной материально-технической базы школы и ее расположении вблизи города.
Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать подходы к проблемам нравственного эстетического и трудового воспитания в философской, психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность и специфику педагогических условий успешного духовно - нравственного воспитания младших школьников.
3. На примере Бетькинской средней общеобразовательная школы провести анализ условий нравственного эстетического и трудового воспитания сельских школьников.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты нравственного трудового и эстетического воспитания школьников. 5
1.1. Сущность морально-нравственного воспитания 5
1.2. Понятие трудового воспитания школьников 11
1.3. Сущность понятия эстетическое воспитание 13
1.4. Специфика школьного образования в селе 17
2. Изучение роли воспитания этической культуры сельских школьников. 20
1.1. Общая характеристика школы 20
1.2. Анализ роли и места нравственного трудового и эстетического воспитания школьников в данной школе 26
1.3. Выводы 29
Заключение 30
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая Селские школьники.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

      На  базе МОУ "Бетькинская средняя  общеобразовательная школа"  проходят республиканские и районные семинары директоров, заместителей директоров школ и семинары учителей-предметников и библиотекарей школ.

      Процесс обучения в данной школе строится на основании объективных законов  психологии обучения и принципов  дидактики: научности, систематичности и последовательности обучения, наглядности и доступности, сознательности и активности индивидуального подхода в обучении, прочности и основательности знаний, принципа воспитывающего обучения. Эти дидактические принципы творчески осуществляются учителями на каждом уроке.

      Учителя добиваются высокой культуры учебного труда, вооружают школьников элементами НОТ, учат рационально учиться. Широко используются на уроках современные  технические и наглядные средства.

      В процессе обучения  учащихся педагоги школы стремятся сформировать навыки самостоятельной работы с учебниками, книгой, справочной литературой, учат составлять простой и развернутый план, тезисы, конспектировать, готовить доклад, учат самоконтролю. По своей структуре уроки логически и композиционно стройные и завершенные, продумываются все основные элементы урока. Педагоги разрабатывают целые блоки, разделы курса, при этом избегают шаблона и композиционного однообразия. Непрерывно совершенствуется методика самостоятельной работы учащихся, широко применяется поисковый путь усвоения новых знаний.

      Повышение уровня воспитанности школьников является результатом повышения эффективности  воспитательной работы. Прежде всего, это дальнейшее развитие воспитательной системы школы, включающей в свою структуру не только подсистему внеурочной воспитательной работы, но и дидактическую систему, а также все учреждения и организации, имеющие отношение к воспитанию школьников.

        Прошедший учебный год характеризуется  большей согласованностью планов  и действий лиц и организаций, работающих в школе, скоординированностью большинства классных и школьных воспитательных мероприятий (дел), их педагогической целесообразностью. Во многих классах воспитательная работа проводилась на основе учета уровня воспитанности и интересов каждого школьника.

      В школе работают предметные кружки и  кружки по интересам художественно-эстетического  цикла от МОУ ДОД «ЦВР», ДЮСШ и  ДСШИ, группа продленного дня в 1-х  классах. Определенная работа проводится по укреплению здоровья и развитию творческих способностей учащихся в спортивных кружках, секциях, в учебное время и во внеклассной работе. Серьезное внимание уделяется совершенствованию физкультурно-оздоровительных мероприятий.

      В школе царит деловая, творческая атмосфера, превращающая учение в удовольствие. Обучающиеся школы участвуют в школьных, районных и республиканских олимпиадах, добиваются успехов (ежегодно по 20 призовых мест в районном этапе, 2 года подряд 1-е места по татарской литературе и татарскому языку в республиканском этапе). Учащиеся школы участвуют в республиканских и международных  конкурсах и соревнованиях.

      Школа организует инновационную деятельность через участие в следующих  проектах: «Русский медвежонок – языкознание  для всех» - международная игра по русскому языку; «Кенгуру» - международная игра-конкурс  по математике; «English Bulldog» - международная игра по английскому языку, «Мудрая белка» - по татарскому языку.

           Детские организации средней  школы имеют свои доброжелательные  хорошие традиции, направления на  поддержку и взаимопомощь, уважение друг к другу и милосердие. Самоуправление осуществляется через детские организации. Каждый год организуется летний отдых детей: работает лагерь труда и отдыха, площадка, пришкольный лагерь.

           Понимая актуальность компьютеризации  и необходимость обучения учащихся компьютерным технологиям, предмет информатики преподается со средней школы, что позволяет расширить уровень информированности учащихся, применять компьютерные технологии по всем остальным предметам. На базе кабинета информатики обучаются  учителя с целью применять на своих уроках компьютерные программы по своим предметам. По отдельным предметам школа имеет обучающие программы. Центром распространения знаний и информации стали библиотека школы, где имеется читальный зал и созданы условия для занятий по внеклассному чтению, и кабинет информатики. В школе создан комфортный психологический климат. Школьники чувствуют социальную защищенность. Реализуются все конституционные права граждан на образование. Выполняется порядок приема учащихся в 1-е и 10-е классы. Устав школы соответствует требованиям Закона РФ «Об образовании».

      1.2. Анализ роли и  места нравственного  трудового и эстетического  воспитания школьников  в данной школе

      Морально-нравственное и эстетическое воспитание прослеживается в педагогическом процессе данной школы на всех уровнях обучения. 

      В школе существуют детские организации на базе средней школы, которые имеют свои доброжелательные хорошие традиции, направления на поддержку и взаимопомощь, уважение друг к другу и милосердие. Самоуправление осуществляется через детские организации. Каждый год организуется летний отдых детей: работает лагерь труда и отдыха, площадка, пришкольный лагерь.

        В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.

     В своей сущности предметы художественного  цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.

     В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное  искусство, как таковые, а учебные  предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности.

     Литература  включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности.

     Музыка  как интегративный предмет органически  вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

     Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

     Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа в данной школе дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр, эстрадное пение, хореография. О высоком уровне деятельности по эстетическому воспитанию говорят полученные дипломы на конкурсах:

     Шагимарданова Р.А. за участие во всероссийском  конкурсе «Организация социально-педагогической работы в школе и микрорайоне» награждена Дипломом II степени;

        - Абсалямова Р.Х. за участие  во всероссийском конкурсе «Лучший  школьный дизайн» награждена  Дипломом II степени;

        - Калимуллина Л.В. за участие  в республиканском фестивале  эстрадной детской песни «Калибри -2009» награждена Дипломом финалиста (руководитель дуэта) и др.

      Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы данной школы искусство является основным средством эстетического воспитания.

      Далее рассмотрим роль и место трудового  воспитания в данной школе.

      Формирование  у учащихся готовности к труду - составная  часть целостного педагогического  процесса.

      Целью трудового воспитания, осуществляемого  в рамках семьи и школы Российской Федерации, является вооружение учащихся совокупностью определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических  знаний, умений, навыков, необходимых  для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

      Для приобщения младших школьников к  труду в данной школе применяют  общественно полезный труд, проводятся ярмарки поделок, где дети могут  продавать свои работы, и которые  пользуются успехом.

      В процессе обучения  учащихся педагоги школы стремятся сформировать навыки самостоятельной работы с учебниками, книгой, справочной литературой, учат составлять простой и развернутый  план, тезисы, конспектировать, готовить доклад, учат самоконтролю. По своей структуре уроки логически и композиционно стройные и завершенные, продумываются все основные элементы урока. Педагоги разрабатывают целые блоки, разделы курса, при этом избегают шаблона и композиционного однообразия. Непрерывно совершенствуется методика самостоятельной работы учащихся, широко применяется поисковый путь усвоения новых знаний.

      Для старших школьников проводятся профориентационные мероприятия: проводится психологическое тестирование с целью изучения способностей старшеклассников.

         На образовательную ситуацию  в школе  большое влияние  оказывает ее  близкое расположение  от районного центра и города. Широкие возможности взаимодействия  с культурными центрами района  и города позволяют школе обеспечить  в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся.

      1.3. Выводы

      Мы  проанализировали роль и место нравственного  трудового и эстетического воспитания в содержании воспитания сельских школьников, посещающих Бетькинскую школу.

      Результаты исследования показывают, что Школа малочисленная по сравнению с городской школой, и основной состав школьников - это ученики начальной школы.  Важно отметить, что хотя школа и считается сельской, все же она находится вблизи от крупного города. Это положительно влияет на образовательную ситуацию в школе.

      Исследование  показало, что в данной школе нравственное и эстетическое воспитание играет большую  роль, и находит свое выражение  на уроках литературы, музыки, ИЗО. Также  в школе функционируют предметные кружки и кружки по интересам художественно-эстетического цикла от МОУ ДОД «ЦВР», ДЮСШ и ДСШИ, группа продленного дня в 1-х классах. Определенная работа проводится по укреплению здоровья и развитию творческих способностей учащихся в спортивных кружках, секциях, в учебное время и во внеклассной работе.

      Трудовое  воспитание реализуется с помощью  общественной работы, профориентационных мероприятий. Также в процессе обучения  учащихся педагоги школы стремятся сформировать навыки самостоятельной работы с учебниками, книгой, справочной литературой, учат составлять простой и развернутый план, тезисы, конспектировать, готовить доклад, учат самоконтролю. 

 

      Заключение

     Таким образом, трудовое, нравственное и эстетическое развитие является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в педагогический процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте.

     Учитель должен поддержать и направить развивающийся  интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда и учения - это переход от самооценки к самопознанию. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В следствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Информация о работе Роль и место в содержании нравственного трудового и эстетического воспитания сельских школьников