Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:53, курсовая работа
Целью исследовательской работы является определение роли музыки в процессе формирования речи детей.
Объект исследования: дети с ОНР дошкольного возраста
Предмет исследования: процесс формирования речи детей посредством музыки.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы музыки в процессе формирования
речи детей ……………………………………………………………………... 5
Музыка – как средство всестороннего развития ребенка……. 5
Музыкальные занятия и их роль в коррекции ОНР …………. 8
Глава 2. Эмпирическое изучение особого влияния музыки в
процессе формирования речи детей с ОНР………………………………….. 12
Методы, цели, задачи формирования речи детей с ОНР
посредством музыки…………………………………………….. 12
Анализ коррекционно-развивающей работы с детьми с
ОНР посредством музыкально речевых игр и пения………… 17
Заключение…………………………………………………………………… 29
Биографический список…………………………………………………….. 31
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
( НИУ «БелГУ» )
Педагогический факультет
Кафедра специальной педагогики и психологии
Роль музыки в процессе формирования речи детей младших дошкольников с ОНР
Курсовая работа
Студентки 060854 группы заочной формы обучения
педагогического факультета
Волковой С.В.
Кандидат философских наук, доцент
Белгород 2012
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы музыки в процессе формирования
речи детей ……………………………………………………………………...
Глава 2. Эмпирическое изучение особого влияния музыки в
процессе формирования речи детей с ОНР………………………………….. 12
посредством музыки…………………………………………….. 12
ОНР посредством музыкально речевых игр и пения………… 17
Заключение……………………………………………………
Биографический список…………………………………………………….. 31
Приложение
Введение
Актуальность данного эксперимента в том, что музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Они развивают и чувство ритма, и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы, лежащие в их основе.
По мнению И.П. Павлова «нет ничего важнее в жизни человеческого организма, чем устойчивость и стабильность жизненных ритмов человека: пульса, дыхания, моторики движения и как результат – ритмичность химических процессов при обмене веществ в организме человека». Ребёнок очень быстро реагирует на импульсы, идущие от музыки, если она соответствует его жизненным ритмам и возрасту. Она помогает ему развиваться в мире своих эмоций, они выходят из подсознания и оформляются в виде танцевальных движений. В деле оздоровления детей, их духовно-нравственного очищения ритмика приобретает свои специфические особенности. Ритмика предполагает осознанный поиск путей оздоровления, духовного очищения.
В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, и непосредственность этих восприятий, а также способность его быстро инстинктивно познавать содержание ее, и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп ее и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповыми расстройствами речи, коррелирущими часто с беспорядочным, беспокойным характером движений.
Целью исследовательской работы является определение роли музыки в процессе формирования речи детей.
Объект исследования: дети с ОНР дошкольного возраста
Предмет исследования: процесс формирования речи детей посредством музыки.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для развития личности и правильного формирования речи ребенка необходимо в процессе обучения использовать разнообразные музыкальные средства.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть, изучить, рассмотреть музыку – как средства всестороннего развития ребенка;
2. Рассмотрены роль логопеда в музыкальном развитии детей и характеристика коррекционно-развивающей работы с детьми посредством музыкально-речевых игр и пения;
3. Дана характеристика роли музыки в процессе формирования речи детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоритический ( анализ теоретической литературы );
- эмпирический ( наблюдение; педагогический эксперимент )
Базой для проведения практической части послужил муниципальный ДОУ д/с № 32 « Журавушка » комбинированного вида г. Губкина.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из наименований. Основное содержание курсовой работы изложено на 31 странице.
Глава 1. Теоретическое влияние музыки в процессе формирования речи детей.
1.1. Музыка – как средство всестороннего развития ребенка.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.
Эстетическое воспитание направлено
на развитие способностей дошкольников
воспринимать, чувствовать и понимать
прекрасное, замечать хорошее и плохое,
творчески самостоятельно действовать,
приобщаясь тем самым к различным видам
художественной деятельности.
Одним из ярких средств всестороннего воспитания
является музыка. Чтобы она выполнила
эту важную функцию, надо развивать у ребенка
общую музыкальность. Каковы же основные
признаки общей музыкальности?
Первый признак
музыкальности — способность чувствовать характер, настроение
музыкального произведения, сопереживать
услышанному, проявлять эмоциональное
отношение, понимать музыкальный образ.
Музыка волнует маленького слушателя,
вызывает ответные реакции, знакомит с
жизненными явлениями, рождает ассоциации.
Ритмичное звучание марша вызывает у него
радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле
заставляет грустить. Услышав по радио
печальную песню в исполнении взрослого,
мальчик сказал: «Дядя о своем горе поет».
Значит, ребенок почувствовал настроение
песни, передающей душевное состояние
человека.
Второй
признак музыкальности — способность вслушиваться, сравнивать,
оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные
явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой
культуры, произвольного слухового внимания,
направленного на те или иные средства
выразительности.
Например, дети сопоставляют простейшие
свойства музыкальных звуков (высокий
и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки
и т. д.), различают простейшую структуру
музыкального произведения (запев песни
и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают
выразительность контрастных художественных
образов (ласковый, протяжный характер
запева и энергичный, подвижный — припева).
Постепенно накапливается запас любимых
произведений, которые ребята с большим
желанием слушают и исполняют, закладываются
первоначальные основы музыкального вкуса.
Третий
признак музыкальности — проявление творческого отношения к
музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет
художественный образ, передавая его в
пении, игре, танце. Например, каждый ищет
выразительные движения, характерные
для бодро марширующих пионеров, тяжело
ступающего медведя, подвижных зайчиков
и т. д. Знакомые танцевальные движения
применяются в новых комбинациях и вариантах.
С развитием общей музыкальности у ребят
появляется эмоциональное отношение к
музыке, совершенствуется слух, рождается
творческое воображение. Переживания
детей приобретают своеобразную эстетическую
окрашеннос
Профессор В.А.Гиляровский считал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы []. По мнению Е.В.Чаяновой[25], Е.В. Коноровой логопедическая ритмика развивает внимание, память. А В.А.Гринер и немецкие исследователи К.Колер и К.Швабе указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как музыкотерапия. О значении логоритмики для коррекции речи детей писали В.А.Гринер, Н.С.Самойленко[23], Н.А.Власова, Д.С.Озерецковский, Ю.А.Флоренская. Они подчеркивали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.
Значение музыкального и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста подчеркивали многие исследователи. В.М.Бехтерев выделял такие цели ритмического воспитания, как выявление ритмических рефлексов и зрительные установления равновесия в деятельности нервной системы ребенка, умение приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, как слуховые, так урегулирование неправильных и лишних движений.
Во всех формах организации музыкальных занятий, внимание логопеда направляется на всестороннее развитие ребенка. На перевоспитание и устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сфере, на развитие или восстановление речи, на способность проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.
Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А речевой слух – это одна из основ музыкального слуха. Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, ритм, регистр, тембр, фактура, фразировка, форма. Все эти выразительные средства могут изучаться как в речи, так и в музыке, а в речевых упражнениях они доступны детям уже в младшем возрасте.
Всесторонность музыкального воспитания выступает как один из эффективных путей нравственного обогащения формирование личности ребенка. Активизации его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса. Влияние музыки объединяет детей в едином переживании, становится средством общения между детьми.
Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается не только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально-ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.
1.2. Музыкальные занятия и их роль в коррекции ОНР
Успехи в музыкальном развитии детей с ОНР , эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой логопеда. Именно логопед, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, способен помочь ребенку с данной проблемой. Хорошие деловые взаимоотношения логопеда с музыкальным руководителем благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям. Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет логопед.
Развивая чувство ритма у детей с ОНР, большое внимание уделяется речевым упражнениям[22]. Как правило, детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а детские потешки, считалки неотделимы от игр детей и плясок, массовых танцев.
При проведении музыкально-ритмических движений с детьми имеющими ОНР, логопед играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, логопед не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали и воспитатель и логопед. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.
Большое разнообразие ритма стихов, речи помогает развивать полифонический слух ребёнка. Используя наложение нескольких простых ритмов друг на друга, что способствует развитию внимания детей, умения слышать одновременно несколько ритмических уровней:
1 группа: С ба-ра-ба-ном хо-дит ё-жик, бум- бум- бум…
2 группа: То-пы-то-пы, то-пы-то-пы, то-пы-то-пы, то-пы-то-пы.
В речевых упражнениях я использую все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамику голоса (крик, шёпот), плавную и отрывистую речь, разный темп. Это развивает интонационный слух ребёнка, способность слышать выразительность речи.
Особенно детям нравится игра голосом и фонемами – звуковыми элементами речи. Такие фонопедические упражнения помогают подготовить детей к пению.
Ритмически организованные слоги, фонемы используют как остинатное сопровождение к стишкам, как фон для речевых упражнений.
Фонемы, дополненные движением,
или «пластическим жестом»
Барабан – бум-бум – удары по коленкам.
Тарелочки – тири-тири- скользящие хлопки «тарелки».
Ксилофон (глиссандо) – трик-трак – горизонтальное ритмичное движение руки вправо-влево.
Это помогает привлечь внимание детей и сделать задание ещё интереснее. С помощью фонем и пластического жеста логопед с детьми делает целые композиции, озвучивая таким образом целые сказки.
Развивая чувство ритма, следует рассказать о звучащих жестах. «Звучащие жесты» - термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа. Так называется игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. Все звучащие жесты используют как своеобразное сопровождение в речевых упражнениях, в пении, в музицировании на детских музыкальных инструментах.