Роль музыки в процессе формирования речи детей младших дошкольников с ОНР 3 степени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание

Целью исследовательской работы является определение роли музыки в процессе формирования речи детей.
Объект исследования: дети с ОНР дошкольного возраста
Предмет исследования: процесс формирования речи детей посредством музыки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы музыки в процессе формирования
речи детей ……………………………………………………………………... 5
Музыка – как средство всестороннего развития ребенка……. 5
Музыкальные занятия и их роль в коррекции ОНР …………. 8
Глава 2. Эмпирическое изучение особого влияния музыки в
процессе формирования речи детей с ОНР………………………………….. 12
Методы, цели, задачи формирования речи детей с ОНР
посредством музыки…………………………………………….. 12
Анализ коррекционно-развивающей работы с детьми с
ОНР посредством музыкально речевых игр и пения………… 17
Заключение…………………………………………………………………… 29
Биографический список…………………………………………………….. 31
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

           Звучащие жесты доступны всем, доставляют радость детям. В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса. Кроме того, использование звучащих жестов развивает внимание и координацию детей с ОНР, что помогает обучению игре на музыкальных инструментах и танцам. В упражнениях используют обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы. Так как многим

дошкольникам трудно выполнять чёткие щелчки пальцами, их использует редко или заменяют так называемыми щелчками – «клювиками» (хлопки пальцами руки по нижней части ладони этой же руки).

Все звучащие жесты записываются по принципу партитуры:

 Щелчки (щ)             

Хлопки (хл)                    

Шлепки (шл)                        

Притопы (прт)                           

     Жизнь ребенка с ОНР становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

     Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, в работе с логопедом. Дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку.                 Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

     Музыка может входить как составная часть в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод.

        Таким образом, логопед закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Заранее разученный на музыкальных занятиях и закрепленный на логопедических занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит логопед и воспитатель предшествует наблюдению и закреплению детских впечатлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение особого влияния музыки в процессе формирования речи детей.

 

2.1 Методы, цели, задачи формирования речи детей с ОНР посредством музыки.

 

      Методом  нашей диагностики является наблюдение  за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

     Организация и методика исследования, позволяет нам выявить, как музыка влияет на формирование речи детей.

       Цель влияние музыки на воспитание детей с ОНР III - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие личности ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и в том числе детей с ОНР и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирования личности ребенка, лексико фонематических процессов.

     Задача эффективное использование музыкальных занятий с детьми имеющими ОНР.

   Музыкальные занятия играют большую роль, как для всестороннего развития ребенка, так и для коррекции, формирования нарушенных или недостаточно развитых различных сфер ребенка. Упражнения, используемые на музыкальных занятиях, оказывают большое воздействие на развитие и психических функций, и речи в целом, и общей, мелкой моторики, и эмоционально-волевой сферы, и чувства ритма и темпа, и т. д. Они важны и для детей, нормально развивающихся и, особенно, для детей с речевыми нарушениями, в том числе и с ОНР.

      Дети с ОНР значительно отстают в эмоционально-волевой сферы, что приводит к осложнению в общении, ослабляет коммуникативную и другие функции речи, влияют на готовность к обучению в школе, препятствуют усвоению грамоты и математики.

    Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.

     При отборе музыкального и речевого материала логопеду необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, нервно-психическое и физическое состояние, настроение каждого ребенка, его желание или нежелание участвовать в игре[13]. Малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки), пляски, игры-сценки, музыкально-речевые игры в сочетании со специальными логопедическими упражнениями помогают ребенку успешно развивать речевую активность и коммуникативную функцию речи. Использование таких игр и игровых упражнений значительно повышает развивающий эффект занятий.

Колокольчик

Цель: развитие подражания простым предметным и речевым  действиям, слухо-рече-двигательной координации.

Оборудование: колокольчики.

Описание игры: логопед  показывает стоящим детям колокольчик. Звонит с паузами, повторяя: «Это колокольчик». Дает послушать его детям. Затем  идет вдоль, напевая песенку и  негромко звеня колокольчиком.

Ну-ка, колокольчик,

Зазвони скорее!

Зазвони скорее,

Зазвони звончее!

Дили-дили, дон-дон!

Дили-дили, дон-дон!

Зазвони скорее,

Зазвони звончее!

Затем логопед останавливается  и звонит в колокольчик. Далее  раздает колокольчики всем детям, и  под пение взрослого каждый ребенок звонит в колокольчик.

В конце игры логопед  предлагает детям повторить хором  без музыкального сопровождения  «Дон! Дон! Динь! Динь!»

Дили-дили! Бом! Бом!

Цель: Развитие дифференциации звуков по высоте, координация движений, внимания.

Оборудование: колокольчики большого и маленького размера для всех детей.

Описание игры: дети сидят  на стульчиках, одна группа против другой. Логопед между группами. У детей, сидящий справа от логопеда, в правой руке – по большому колокольчику, у  сидящий слева – по маленькому. У логопеда в правой руке большой колокольчик, в левой – маленький.

Все поют песенку тщательно  выговаривая слоги.

Ко-ло-коль-чик звон-кий,

 Голосочек тонкий,

Позвони скорее

Да повеселее!

Под ту же мелодию, подняв колокольчики перед собой, дети звонят, то в большой колокольчик, то в маленький, посматривая на взрослого, который помогает им выбрать нужный колокольчик.

Все приговаривают: «Дили-дили!»  (маленькими),  «Дон! Дон!» (большими).

Игру можно повторить, поменявшись колокольчиками.

Комар

Цель: автоматизация изолированного произнесения звука «з»; отработка темпа и координации движений.

Описание игры: дети сидят  на стульчиках, хором поют песенку  и подняв голову кверху, «следят  за комаром», поворачивая голову слева  направо и справа налево на каждую строчку песенки (медленно-медленно)

Ко-мар ле-тит

 И пи-щит, пи-щит. 

Ой, лови!

 Ой, лови!

Не то

Спрячется!

Хлоп!

На «Хлоп!» все дети хлопают в ладоши. Логопед: «Комар такой маленький, голосок у него тоненький! Покажем, дети, как звенит голосок комара».

Все произносят звук «з-з-з». Логпед предлагает «полетать», издавая этот звук. Под ту же мелодию дети «летают» по комнате, издавая звук «з-з-з».

При работе над развитием  чувства ритма логопед придерживается последовательности, которая проверена  и многократно подтверждена на практике и научно обоснована другими педагогами (например, К. Орфом). Развитию чувству ритма уделяется внимание с самого начала вхождения в мир музыки. Первоначально это задания на ощущение и воспроизведение метра в звучащих жестах (хлопках, притопах, шлепках) и с использованием элементарных шумовых и ударных инструментов при пении, при движении, под звучание ритмичной музыки. Такие задания дети выполняют в течение года («Хлопаем в такт», «Шагаем под музыку»). Также детям предлагается услышать и передать в хлопках «как бьется сердечко музыки» (метрическую пульсацию). С детскими музыкальными инструментами даются такие задания, как «Сыграем полечку для собачки, кошечки и т.д.», где нужно уловить и воспроизвести метрический пульс на ударных инструментах.

Для  восприятия метра  речи воспитатель подбирает такие  стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс:

Се-рый  зай-чик    ба-ра-  ба-нит.

А в таком стишке дети воспроизводят метрический пульс  шагами и даже с добавлением хлопков (в зависимости от индивидуальных возможностей):

    Ле-вой, пра-вой,  ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков  от-ряд

    Ле-вой, пра-вой   ба- ра-  ба-  нит це-лых   три  ча-  са под-ряд.

При воспроизведении  метрического пульса шагами первоначально  идёт ходьба на месте, а затем с движением по залу. Далее детям предлагается разделиться на 2 группы: одна исполняет метрическую пульсацию шагами, другая воспроизводит её на ударных инструментах. Это уже сопровождение к движению.

Данный материал ориентирован на музыкальное сопровождение, начиная с ранних лет жизни ребенка. Это принципиально важно, так как, проводя занятия с самыми маленькими детьми, логопед может установить нарушения в речи ребенка довольно рано. Чем раньше будет обнаружено то или иное расстройство речи, тем правильнее и своевременнее можно назначить как групповые, так и индивидуальные игры-занятия.

     Таким образом,  организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует раннему установлению нарушений в речи, развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации ребенка.

2.2. Анализ коррекционно-развивающей работы с детьми c ОНР III посредством музыкально-речевых игр и пения.

 

      Анализируя основные задачи в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно- оздоровительном воздействии на детей с речевыми расстройствами выявляются формирование, развитие и коррекция функциональной речевой системы с учетом особенностей личности и поведения. Поэтому необходимо знать особенности развития. Воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией, развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, статическую и динамическую координацию общих движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица; воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевое нарушение. А в этом и помогает музыкально - логопедическое занятие.

         Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

          Музыкальные  занятия основанны на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:

1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:

1) развитие дыхания,  голоса, артикуляции;

координация движений со словом;

выразительность движений и речи;

воспитание координации  пения с ходьбой.

развитие воображения  и творческих способностей.

2. Развитие у детей  основных движений:

1) контроль за осанкой;

2) ходьба разных видов;

умение ориентироваться  в пространстве, правильно выполнять  перестроение;

навыки выразительного движения;

развитие мелкой моторики;

3. Развитие у детей  музыкально-ритмического чувства:

активизация внимания;

умение показать характер ритма в движении и речи;

определение чувства  музыкального ритма.

Информация о работе Роль музыки в процессе формирования речи детей младших дошкольников с ОНР 3 степени