Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:53, курсовая работа
Целью исследовательской работы является определение роли музыки в процессе формирования речи детей.
Объект исследования: дети с ОНР дошкольного возраста
Предмет исследования: процесс формирования речи детей посредством музыки.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы музыки в процессе формирования
речи детей ……………………………………………………………………... 5
Музыка – как средство всестороннего развития ребенка……. 5
Музыкальные занятия и их роль в коррекции ОНР …………. 8
Глава 2. Эмпирическое изучение особого влияния музыки в
процессе формирования речи детей с ОНР………………………………….. 12
Методы, цели, задачи формирования речи детей с ОНР
посредством музыки…………………………………………….. 12
Анализ коррекционно-развивающей работы с детьми с
ОНР посредством музыкально речевых игр и пения………… 17
Заключение…………………………………………………………………… 29
Биографический список…………………………………………………….. 31
Приложение
Звучащие жесты доступны всем, доставляют радость детям. В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса. Кроме того, использование звучащих жестов развивает внимание и координацию детей с ОНР, что помогает обучению игре на музыкальных инструментах и танцам. В упражнениях используют обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы. Так как многим
дошкольникам трудно выполнять чёткие щелчки пальцами, их использует редко или заменяют так называемыми щелчками – «клювиками» (хлопки пальцами руки по нижней части ладони этой же руки).
Все звучащие жесты записываются по принципу партитуры:
Щелчки (щ)
Хлопки (хл)
Шлепки (шл)
Притопы (прт)
Жизнь ребенка с ОНР становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, в работе с логопедом. Дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
Музыка может входить как составная часть в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод.
Таким образом, логопед закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Заранее разученный на музыкальных занятиях и закрепленный на логопедических занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит логопед и воспитатель предшествует наблюдению и закреплению детских впечатлений.
Глава 2. Эмпирическое изучение особого влияния музыки в процессе формирования речи детей.
2.1 Методы, цели, задачи формирования речи детей с ОНР посредством музыки.
Методом
нашей диагностики является
Организация и методика исследования, позволяет нам выявить, как музыка влияет на формирование речи детей.
Цель влияние музыки на воспитание детей с ОНР III - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие личности ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и в том числе детей с ОНР и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирования личности ребенка, лексико фонематических процессов.
Задача эффективное использование музыкальных занятий с детьми имеющими ОНР.
Музыкальные занятия играют большую роль, как для всестороннего развития ребенка, так и для коррекции, формирования нарушенных или недостаточно развитых различных сфер ребенка. Упражнения, используемые на музыкальных занятиях, оказывают большое воздействие на развитие и психических функций, и речи в целом, и общей, мелкой моторики, и эмоционально-волевой сферы, и чувства ритма и темпа, и т. д. Они важны и для детей, нормально развивающихся и, особенно, для детей с речевыми нарушениями, в том числе и с ОНР.
Дети с ОНР значительно отстают в эмоционально-волевой сферы, что приводит к осложнению в общении, ослабляет коммуникативную и другие функции речи, влияют на готовность к обучению в школе, препятствуют усвоению грамоты и математики.
Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.
При отборе музыкального и речевого материала логопеду необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, нервно-психическое и физическое состояние, настроение каждого ребенка, его желание или нежелание участвовать в игре[13]. Малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки), пляски, игры-сценки, музыкально-речевые игры в сочетании со специальными логопедическими упражнениями помогают ребенку успешно развивать речевую активность и коммуникативную функцию речи. Использование таких игр и игровых упражнений значительно повышает развивающий эффект занятий.
Колокольчик
Цель: развитие подражания простым предметным и речевым действиям, слухо-рече-двигательной координации.
Оборудование: колокольчики.
Описание игры: логопед показывает стоящим детям колокольчик. Звонит с паузами, повторяя: «Это колокольчик». Дает послушать его детям. Затем идет вдоль, напевая песенку и негромко звеня колокольчиком.
Ну-ка, колокольчик,
Зазвони скорее!
Зазвони скорее,
Зазвони звончее!
Дили-дили, дон-дон!
Дили-дили, дон-дон!
Зазвони скорее,
Зазвони звончее!
Затем логопед останавливается и звонит в колокольчик. Далее раздает колокольчики всем детям, и под пение взрослого каждый ребенок звонит в колокольчик.
В конце игры логопед предлагает детям повторить хором без музыкального сопровождения «Дон! Дон! Динь! Динь!»
Дили-дили! Бом! Бом!
Цель: Развитие дифференциации звуков по высоте, координация движений, внимания.
Оборудование: колокольчики большого и маленького размера для всех детей.
Описание игры: дети сидят на стульчиках, одна группа против другой. Логопед между группами. У детей, сидящий справа от логопеда, в правой руке – по большому колокольчику, у сидящий слева – по маленькому. У логопеда в правой руке большой колокольчик, в левой – маленький.
Все поют песенку тщательно выговаривая слоги.
Ко-ло-коль-чик звон-кий,
Голосочек тонкий,
Позвони скорее
Да повеселее!
Под ту же мелодию, подняв колокольчики перед собой, дети звонят, то в большой колокольчик, то в маленький, посматривая на взрослого, который помогает им выбрать нужный колокольчик.
Все приговаривают: «Дили-дили!» (маленькими), «Дон! Дон!» (большими).
Игру можно повторить, поменявшись колокольчиками.
Комар
Цель: автоматизация изолированного произнесения звука «з»; отработка темпа и координации движений.
Описание игры: дети сидят на стульчиках, хором поют песенку и подняв голову кверху, «следят за комаром», поворачивая голову слева направо и справа налево на каждую строчку песенки (медленно-медленно)
Ко-мар ле-тит
И пи-щит, пи-щит.
Ой, лови!
Ой, лови!
Не то
Спрячется!
Хлоп!
На «Хлоп!» все дети хлопают в ладоши. Логопед: «Комар такой маленький, голосок у него тоненький! Покажем, дети, как звенит голосок комара».
Все произносят звук «з-з-з». Логпед предлагает «полетать», издавая этот звук. Под ту же мелодию дети «летают» по комнате, издавая звук «з-з-з».
При работе над развитием
чувства ритма логопед
Для восприятия метра речи воспитатель подбирает такие стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс:
Се-рый зай-чик ба-ра- ба-нит.
А в таком стишке дети
воспроизводят метрический
Ле-вой, пра-вой,
ле-вой, пра-вой, се-рых зай-
Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нит це-лых три ча- са под-ряд.
При воспроизведении метрического пульса шагами первоначально идёт ходьба на месте, а затем с движением по залу. Далее детям предлагается разделиться на 2 группы: одна исполняет метрическую пульсацию шагами, другая воспроизводит её на ударных инструментах. Это уже сопровождение к движению.
Данный материал ориентирован на музыкальное сопровождение, начиная с ранних лет жизни ребенка. Это принципиально важно, так как, проводя занятия с самыми маленькими детьми, логопед может установить нарушения в речи ребенка довольно рано. Чем раньше будет обнаружено то или иное расстройство речи, тем правильнее и своевременнее можно назначить как групповые, так и индивидуальные игры-занятия.
Таким образом, организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует раннему установлению нарушений в речи, развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации ребенка.
2.2. Анализ коррекционно-развивающей работы с детьми c ОНР III посредством музыкально-речевых игр и пения.
Анализируя основные задачи в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно- оздоровительном воздействии на детей с речевыми расстройствами выявляются формирование, развитие и коррекция функциональной речевой системы с учетом особенностей личности и поведения. Поэтому необходимо знать особенности развития. Воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией, развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, статическую и динамическую координацию общих движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица; воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевое нарушение. А в этом и помогает музыкально - логопедическое занятие.
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Музыкальные занятия основанны на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:
1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:
1) развитие дыхания, голоса, артикуляции;
координация движений со словом;
выразительность движений и речи;
воспитание координации пения с ходьбой.
развитие воображения и творческих способностей.
2. Развитие у детей основных движений:
1) контроль за осанкой;
2) ходьба разных видов;
умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение;
навыки выразительного движения;
развитие мелкой моторики;
3. Развитие у детей
музыкально-ритмического
активизация внимания;
умение показать характер ритма в движении и речи;
определение чувства музыкального ритма.