Роль музыки в процессе формирования речи детей младших дошкольников с ОНР 3 степени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание

Целью исследовательской работы является определение роли музыки в процессе формирования речи детей.
Объект исследования: дети с ОНР дошкольного возраста
Предмет исследования: процесс формирования речи детей посредством музыки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы музыки в процессе формирования
речи детей ……………………………………………………………………... 5
Музыка – как средство всестороннего развития ребенка……. 5
Музыкальные занятия и их роль в коррекции ОНР …………. 8
Глава 2. Эмпирическое изучение особого влияния музыки в
процессе формирования речи детей с ОНР………………………………….. 12
Методы, цели, задачи формирования речи детей с ОНР
посредством музыки…………………………………………….. 12
Анализ коррекционно-развивающей работы с детьми с
ОНР посредством музыкально речевых игр и пения………… 17
Заключение…………………………………………………………………… 29
Биографический список…………………………………………………….. 31
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

Ближайшим объектом корректировки  являются произносительные навыки артикуляции  русских звуков, ударения ритмики, интонирование речи.

Музыкально-речевые игры разнообразны по своей тематике и  эмоциональной направленности, темпу, ритмическому строю и мелодическому  рисунку, поэтому, как правило, вызывают у детей устойчивый интерес. Хорошо поставленное обучение слухо-произносительным навыкам на таких уроках музыкальной фонетики влияет на формирование положительного отношения детей с ОНР к изучению русского языка вообще, способствует дальнейшему приобщению их к русской культуре.

Проведя системный комплекс вышеперечисленных занятий, мы можем наблюдать положительную динамику развития детей с ОНР (см. табл. 1.1)

Табл. 1.1

Фамилия

Память

Внимание

Координация движений

Словарный запас

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

Волкова

-

+

-

+

+

+

+

+

Реуцкая

-

+

+

+

-

+

-

+

Ишутина

+

+

-

+

-

+

-

-

Сергейчук

+

+

-

+

+

+

-

+

Яровой

+

+

+

+

-

+

+

+

Туренко

+

+

-

+

-

+

-

-

Ярмак

-

-

-

-

+

+

-

+

Федоров

-

+

-

+

-

+

-

+

Иванов

+

+

+

+

-

+

-

-

Файзулин

-

+

-

+

+

+

-

+


 

Эти же данные мы вывели в % соотношении (см. табл. 1.2)

Мы считаем, что целостный подход к музыке и движению дал положительный результат. Усвоение детьми программного материала способствовало укреплению физического и психического здоровья, гармоническому развитию тела и духа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Заключение

          Анализ литературы и собственные  наблюдения свидетельствуют о  необходимости заниматься с детьми музыкальной деятельностью, поскольку она имеет большое значение для общего развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией.

          Организация специальных логоритмических  и музыкально-двигательных занятий  способствует развитию и коррекции  двигательной сферы, музыкально-сенсорных  способностей детей с расстройствами  речи, содействует устранению речевого  нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

         Музыкальные занятия развивают психические процессы - восприятие, внимание, память и мышление, развивают эмоциональную сферу.

         Большое значение эти занятия имеют и для нравственного воспитания дошкольника, что очень важно в наше время - воспитание умения вести себя во время занятий, формируют чувство такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми, сопереживать и сочувствовать друг другу.

    Для речевого воспитания музыкальные упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым.

      Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятельности следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а следовательно заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу.

         Включение элементов логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.

        Таким образом, логопедическая ритмика и музыкальные занятия все более широко используется в различных реабилитационных методиках как одно из самостоятельных средств коррекционного воздействия и в сочетании с музыкально-ритмическими упражнениями

  Использование великой силы музыки в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья не только целесообразно, но и необходимо и может принести, хорошие результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Аксенова Л.И., Архипов Б. И., Белякова. Л.И., Специальная педагогика, под.ред. Н.М.Назаровой.-М.:Академия,2000.-400с.
  2. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.   –Л. -М., 1975
  3. Басов М.Я. Движения под музыку. - М, 1995.
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).   -2-е изд., исп. и доп.: ЛОИРО, 2000.
  5. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. - Ярославль, 1998.
  6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. –М.: Просвещение, 1985.
  7. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. "Фонетическая ритмика": М. "Гуманитарный издательский центр "Владос", 1996 г.
  8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.
  9. Гиляровский В.А Использование логоритмики в коррекции нарушений речедвигательного аппарата Изд «Агата» 2000г. 592 стр.
  10. Гуревич Е.В. ОТ жеста к танцу. –М.: Издательство «Гном и Д», 2004.
  11. Жарова Г.Н., Сайдакова Л.А., деятельность педагога в системе коррекционно-развивающего обучения//Коррекционно-развивающее обучение в условиях стандартизации образования: Из опыта работы - Новосибирск, 1997.-С.21-25.
  12. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных интересов - М., 1964.-351с.
  13. Зимина А.Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми
  14. Из истории музыкального воспитания: Христоматия /Сост. Е.В.Конорева. - М., 1990.
  15. Музыка Д.Кабалевского М.2010г
  16. Кольцова М.М. "Принципы и методы логопедической работы": Л., 2004 г
  17. Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.
  18. Миронова С. А. "Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи": М., 1987 г.
  19. Озерецковский Д.С Значение логопедической ритмики для коррекции речи детей  2002г.
  20. Правдина О.В. Логопедия. 2-е изд. - М., 1973.
  21. Руднева С., Фиш Э. "Ритмика. Музыкальное движение": М., 1972 г.
  22. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. -1982. –Т.З. -№3. –С.84-92.
  23. Сажина Л.Ю «Особенности музыкального воспитания детей с ОНР» М., 2001г.
  24. Самойленко Н С. Гринер В А. Логопедическая ритмика для дошкольников- 2000г.
  25. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания./ Вопросы художественного воспитания, М.-Л., 1997.
  26. Чаянова Е.В. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и практика. –М.,1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Примеры упражнений регулирующих мышечный тонус

 

Упражнение 1. М.Карасев, Веселый человек.

 

Легкий бег по кругу  или в разных направлениях восьмыми - мелкими шагами, четвертями - крупными шагами. Прыжки обеими ногами на месте. В восьмом и шестнадцатом тактах на вторую четверть делается хлопок.

 

Упражнение 2. М.Глинка, Полька.

 

Одновременное выполнение руками движений вверх и вниз с  приседанием и выпрямлением (по 2 такта). Приседание не глубокое.

 

Упражнение 3. А. Гедике, Этюд №17.

 

Дети, стоя перед стульями, исполняют следующие движения: напряженное  вытягивание обеих рук в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт). Внезапное расслабление кистей и  падение рук вниз (2-й такт). Свободное  качание рук с легкими четырьмя шагами на месте (3-й и 4-й такты). Подъем правой руки вперед и ее расслабленное падение (5-й и 6-й такты. То же левой рукой (7-й и 8-й такты). Повторение первых четырех тактов. Подъем обеих рук вверх и внезапное падение их (2 такта). Падение на стул в состоянии полного расслабления (последние 2 такта).

 

 

Примеры упражнений, активизирующих внимание

 

Упражнение 1. Д. Кабалевский, Клоуны.

 

Дети становятся в  две шеренги друг против друга  и одновременно под музыку на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга делает приседание и выпрямление с подъемомна носки, а другая, наоборот, выпрямление с подъемом на носки и приседание.

 

 

Упражнение 2. Д.Кабалевский. Веселое путешествие.

 

Дети стоят по кругу  и рассчитываются на первый, второй, третий. Все первые идут по кругу под музыку в правую сторону, одновременно с ними все вторые идут налево по кругу. В это же время третьи стоят на месте и хлопают в ладоши. Потом меняется движение: вторые идут направо, третьи налево, первые хлопают. И, наконец, третьи направо, первые налево, вторые хлопают. Перемена движения происходит после каждых 8 тактов (ходить четвертями).

 

Упражнение 3. Парашкев-Хаджиев, Прелюдия XII.

 

Дети стоят по кругу  и рассчитываются по порядку номеров. Перекатывают (без музыки) мяч от соседа к соседу по номерам и запоминают, кому они катают мяч. Затем все дети меняются местами по желанию и опять образуют круг. Под музыку перекатывают мяч по номерам в должном направлении, в зависимости от того, куда попали номера (2 такта) и каждый раз поймавший мяч бросает его себе вверх и ловит, говоря: «бросай» и «лови» (2 такта). 4 такта вступления в музыке каждый раз будет перерывом в движении.

 

Примеры упражнений, воспитывающих  чувство музыкального ритма.

 

Упражнение 1. М.Глинка, Полька. Дети стоят по кругу. Говорят под музыку следующие слова, делая соответствующие движения: «Сделай ручкой хлоп, хлоп (2-й такт), сделай ножкой топ, топ (4-й такт), сделай ручкой хлоп, хлоп (6-й такт), сделай ножкой топ, топ (8-й такт.» Во второй части музыки берутся за руки и скачут боковым голопом, по кругу вправо (8 тактов). При повторении упражнения - влево.

 

Упражнение 2. Мелодия  народной песни «По улице мостовой»  Дети стоят по кругу парами лицом  друг к другу. Пары рассчитываются по порядку номеров. Все идут семью шагами к центру и семью назад. После этого первая пара бежит по кругу - один вправо, другой влево между парами, стоящими в кругу, и возвращаются на свое место (8 тактов). Все идут опять к центру и назад, потом бежит следующая пара и т.д. Во время бега пар остальные дети говорят под музыку: Побежали, побежали,

 

Как бы вы не опоздали,

 

Поскорее, гоп, гоп, гоп,

 

Прибежите, скажем - стоп!

 

Упражнение 3. Русская  песня «Полянка» Дети стоят по кругу. Рассчитываются на первый и второй. Первые поворачиваются лицом вправо, вторые влево. Образуя пары. У всех первых в руках мячи. Пары два раза перебрасывают мячи друг другу. Затем бегут 7 шагов по кругу вперед, и таким образом образуются новые пары, которые продолжают переброску мячей по два раза. Переходы повторяются, пока не встретятся первоначальные пары.

 

Пение с движениями.

 

Весёлый музыкант. Слова  Т. Волгиной, музыка А. Филипенко

 

Дети стоят в рассыпную  по залу.

 

«Я на скрипочке играю, ти-ли-ли, ти-ли-ли!» - поют и имитируют  игру скрипки.

 

«Пляшут зайки на лужайке, ти-ли-ли, да ти-ли-ли» - поют и ставят ножку на пятку поочередно.

 

«Заиграл на балалайке  тренди-брень, тренди-брень!» - дети имитируют  игру на балалайке.

 

«Пляшут зайки на лужайке  целый день, да целый день» - исполняют  любые плясовые движения.

 

«А теперь на барабане. Бум-бум-бум! Тра-та-там!» - имитируют  игру на барабане.

 

«В страхе зайки разбежались  по кустам, по кустам» - разбегаются  и садятся на стульчики.

 

Песенка с гармошкой. Слова 3. Петровой, музыка А. Островского

 

Дети стоят в кругу.

 

«Много зайчиков приходит и больших и маленьких» - поднимаются  на носочки, руки вверх, затем приседают  и встают.

 

«Покружиться в хороводе на лесных прогалинках» - дети берутся  за руки и идут вправо по кругу.

Информация о работе Роль музыки в процессе формирования речи детей младших дошкольников с ОНР 3 степени