Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:53, курсовая работа
Целью исследовательской работы является определение роли музыки в процессе формирования речи детей.
Объект исследования: дети с ОНР дошкольного возраста
Предмет исследования: процесс формирования речи детей посредством музыки.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы музыки в процессе формирования
речи детей ……………………………………………………………………... 5
Музыка – как средство всестороннего развития ребенка……. 5
Музыкальные занятия и их роль в коррекции ОНР …………. 8
Глава 2. Эмпирическое изучение особого влияния музыки в
процессе формирования речи детей с ОНР………………………………….. 12
Методы, цели, задачи формирования речи детей с ОНР
посредством музыки…………………………………………….. 12
Анализ коррекционно-развивающей работы с детьми с
ОНР посредством музыкально речевых игр и пения………… 17
Заключение…………………………………………………………………… 29
Биографический список…………………………………………………….. 31
Приложение
Для определения связи речи с движением и музыкальным ритмом детям предлагается:
1) упражнения на развития
дыхания, способствующие
Для определения развития голоса и артикуляции - пение вокализов: у, о, а, и, междометий, выражающих радость, боль, гнев, страх: "А! О! Ах! Ох! Ай-ай-ай!", звуки к/г, б/п, в/ф, д/т.
2) упражнения с речью,
связанные с координацией
3) Детям предлагают выразить мысль предложенную в тексте английской детской песенки в переводе С.Маршака "Шалтай-Болтай".
4) Для координации пения с движением можно использовать танцы с пением и хороводы. Например, танец-игра "К нам гости пришли" (слова М. Ивенсен, музыка А.Александрова).
5) К упражнениям на
развитие творчества относятся
дирижирование, двигательные
Для развития у детей с речевыми нарушениями основных движений хорошо использовать упражнения, регулирующие мышечный тонус и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, ориентировке в пространстве, навыков выразительных танцевальных движений.
Для контроля за развитием двигательных качеств - игровое упражнение «В походе» составители С.Руднева, Г.Соболева и др. под музыку «Марш. Бег» Ф.Найдененко. Под звуки марша дети идут в колонне за ведущим бодрым шагом по кругу друг за другом, с окончанием марша четко останавливаются. «На привале» дети играют, бегают в разных направлениях по залу, не толкаясь и заполняя все пространство (шаг на каждую четверть). После бега, под звуки марша, дети без суеты на ходу перестраиваются в колонну по росту за ведущим. К концу музыки колонна должна быть построена. С последним аккордом группа четко останавливается, приставляя ногу к ноге.
Во время упражнения обращается внимание на то, как дети ориентируются в пространстве, насколько четко и правильно выполняют перестроение, следят ли при выполнении заданий за осанкой.
В танцевальных движениях у детей вырабатываются навыки выразительных движений. Для определения навыков выразительных движений детям предлагается игровое упражнение «Зеркало» составитель Р.Борисова, которое проводится под русскую народную мелодию (обработка М.Раухвергера) «Ой, хмель, мой хмелёк». Дети по очереди исполняют разные танцевальные движения, остальные повторяют показанное движение.
Для развития мелкой моторики можно предложить детям музыкальную игру «Лиса играет колобком» составитель Н.Щербакова музыка М.Сатулиной. В этой игре дети-«лисички», подняв правой рукой небольшой мячик-«колобок», бегают врассыпную. «Колобок катится»- дети, стоя на месте, быстро перебирают мячик пальцами обеих рук. «Лиса играет колобком» - каждый ребенок играет мячом, используя движения по своему выбору. Это упражнение способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, ориентировки в пространстве. Важно обратить внимание детей на то, что «колобок» падать не должен, иначе он может укатиться от «лисы».
Для определения у детей музыкально ритмического чувства можно использовать следующие упражнения:
1) упражнение игра
«Запрещенное движение»
2) Постепенный подъем
рук вверх со счетом и
3) музыкально-ритмический диктант - прохлопать в ладоши, протопать ножками на месте, затем в движении, ритмический рисунок четных тактов вначале под музыку (Д. Кабалевский «Забавный случай»), а затем без музыкального сопровождения.
После проведенной диагностики детей по выше перечисленным направлениям, работу нужно продолжить по следующим разделам:
Общеразвивающие, коррекционные упражнения на пространственную ориентировку.
Упражнения на развитие слухового внимания и музыкально-ритмического чувства.
Ритмические упражнения со словом.
Игры-драматизации с музыкальным сопровождением, упражнения для развития творческой инициативы.
Содержанием занятий служат доступные детям дошкольного возраста разделы курса логоритмики. Сохраняется основной метод: внимательное слушание музыки, эмоциональное ее восприятие, анализ выразительных средств и отражение их в движении со словом.
Для работы можно использовать следующие музыкальные произведения: Русская народная песня «По малину в лес пойдем», «Ой, утушка луговая», «Ах, вы, сени», «Калинка»; русская народная попевка (обработка Ломовой) «Лиса»; А.Спадаевсккиа «Полька»; Д.Кабалевский «Забавный случай», «Марш», «Народный танец».
Упражнение на различение правой и левой руки. Дети, стоят в кругу, сдвинув пятки вместе и положив руки на пояс. С началом звучания музыки отводят правую руку в сторону и на «раз» 2-ого такта возвращают ее на место. Делают такие же движения левой рукой, затем снова правой и т.д. На вторую часть музыки выставляют вперед на носок правую ногу, возвращают ее на место, затем - левую вперед. Педагог негромко говорит «правая рука», «левая рука», «правая нога» и т.д. Затем вместо педагога проговаривает команды ведущий.
На следующем занятии к этому упражнению добавляется вводное «Марш. Бег» Ф.Надененко. Дети отмечают разный характер музыки (марш - маршируют, изменение темпа музыки - бегают врассыпную), их внимание обращается на то, что в музыке есть вступление, во время которого предлагается стоять на месте.
2 часть занятия - речевые упражнения без музыкального сопровождения или с музыкальным сопровождением.
На первом занятии детям предлагались упражнения без музыкального сопровождения. Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят:
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Затем переходят на нормальный шаг:
Чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Бежит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повез.
Ходьба в приседе
с одновременным
Плыли гусята - красные лапки,
Озером, озером - все по порядку.
Серые плыли, белые плыли.
Красными лапками воду мутили.
На другом занятии детям вниманию детей предлагается хоровод «К нам гости пришли» слова М.Ивенсен, музыка А Александровой.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют:
К нам гости пришли, дорогие пришли,
Выполняют движения руками «пекут пироги» и поют:
Мы не зря кисель сварили,
Пирогов напекли.
С малинкой пирог.
С капусткой пирог.
А который без начинки - самый вкусный пирог.
Круг открывается, образуется шеренга, дети, держась за руки, плечо к плечу идут вперед топочущим шагом со словами:
Наш детский сад
Дружбой славится,
Приходите в гости чаще,
Если нравится.
С концом музыки кланяются.
3 часть. Музыкально ритмические игры.
Используются упражнения для передачи ритмического рисунка мелодии. Музыка Д.Кабалевского «Забавный случай»[15] или Ф.Шуберта «Экосез» - ритмический диктант. Дети отхлопывают ритмический рисунок четных тактов вначале под музыку, затем без музыкального сопровождения.
4 часть. Упражнения для развития творческой инициативы. Тиличеева «Осень - рыжая лиса», русская народная песня «По малину в лес пойдем».
Программное содержание: Научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, двигаться по ориентирам, строить шеренги; использовать речевой материал для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения; согласование движения рук, ног, туловища с ритмом речи; развитие чувства ритма в движении и включение его в речь; стимулировать воображение и фантазию детей, обращая внимание на различный характер музыки, который по-разному должен быть, оформлен в движении. Регламент данного занятия:
часть - 5 минут.
часть - 10 минут
часть - 7 минут
часть - 10 минут
Итого - длительность занятия 30 - 33 минуты. В конце каждого занятия обязательно подводить итоги, выделить детей, не только тех, у кого хорошо получалось, но и тех, кто старался.
Таким же образом проводятся и другие занятия. Слушая музыку, рассматривая иллюстрации к ней, проводить беседы с детьми, выясняя их взгляды на прослушанное. Пусть дети пытаются рисовать музыку, описывать ее словами. Кроме этого в работе очень важно не упускать тему: ритмический рисунок и соотнесение движений с ритмом речи. Проговаривание стихотворных строк с движениями способствуют коррекции не только речи и движения, также
способствуют нормализации деятельности переферических отделов речевого аппарата.
Мы знаем, что на занятиях хуже всего обстоит дело с творчеством детей, импровизацией не только у детей, имеющих логопедические дефекты. Так как чтобы двигаться в соответствии с характером музыки и передавать в движениях не только ритмический рисунок, но и такие элементы музыкальной выразительности, как фразировку, динамику, темп, необходимо иметь определенный запас движений, которые заимствуются из физкультуры, сюжетной драматизации, танца, а у наших детей запас движений небольшой. Да к тому же дети часто скованы, стесняются и не могут выразительно показать даже знакомые движения.
Для развития танцевально-игрового творчества мы проводили досуги с играми, пением, инсценировками песен, создавать условия для самостоятельной музыкальной деятельности.
Например, для развития выразительности движений и самостоятельности игровых и танцевальных образов детям можно предложить песню на слова Е.Макшанцевой, музыка А.Филиппенко «Песенка о зверятах», которая очень нравится. Эту песенку дети с удовольствием инсценируют, изображая разных животных.
Пастушок проснулся поутру
Заиграл на дудке: Ту-ру-ру!
Пастушку мы будем помогать,
Пастушку мы будем подпевать!
На лугу коровка: «Му-му-му!»
Розовые свинки: «Хрю-хрю-хрю!»
А козел рогатый: «Ме-ме-ме!»
А баран б-о-д-а-т-ы-й: «Бе-бе-бе!»
Быстрые синички: «Цвики-цвик!»
Воробьи запели: «Чик-чирик!»
Замяукал котик: «Мяу! Мяу! Мяу!»
А собака лает: «Гав! Гав! Гав!»
Из леса кукушка - все: «Ку-ку! Ку-ку!»,
Петушок веселый спел: «Ку-ка-ре-ку!»
А в саду зеленом детвора
Распевает песни: «Та-ра-ра!».
Более сложное задание, с которым дети тоже справляются с удовольствием, но только после отработки движений со словом - игра «Никанориха» (русская народная песня).
В этой игре поставлена, более сложная задача - самостоятельно выполнить танцевальные движения под музыку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, сопровождая движение пением:
Никанориха гусей пасла,
Запустила в огород козла.
Никанориха ругается,
А козел-то упирается.
Далее под музыку «Камаринской» (такты 1-12) дети продолжают движение по кругу, но уже топающим шагом. На такты 13-24 переходят на пружинный бег, в рассыпную. С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и отойти от центра зала, освобождая место для того, кто остался без пары. Хором произносят слова:
Надо быстро пару брать,
Чтобы козликом не стать.
Проигравший ребенок танцует под музыку «Камаринской», а все остальные, помогая ему, прохлопывают ритмический рисунок.
Постепенное накапливание наблюдений над музыкально-выразительными средствами поможет детям почувствовать выразительность и образность, силу и меткость, красоту и богатство родного языка, а также подготовит их к осознанию специфики художественной литературы как искусства слова.
Логопед должен уметь распределить задания по трудности в соответствии с возможностями детей, чтобы вовлечь в работу всех. Он может рассчитывать на успех, если обладает необходимыми качествами – высоким уровнем языковой и музыкально-этической культуры, высоким уровнем культуры общения, организаторскими способностями, творческими способностями, доброжелательностью и сердечностью в сочетании с требовательностью к детям.