Роль семьи в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и развитие личности .
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
• определить значение понятия «личность»
• конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка
• определить цели семейного воспитания;
• проследить влияние различных типов семейных взаимоотношений на развитие личности ребёнка;
• выявить типичные ошибки семейного воспитания

Содержание

Введение 3
Глава І. Теоретические основы……………………………………………..6
1.1. Человек, индивид, индивидуальность, личность 6
1.2. Развитие личности и факторы, влияющие на него 8
1.3. Семья и ее функции 14
1.4. Типология семьи 19
Глава І І. Роль семьи в развитии личности. ………………………………25
2.1. Семейное воспитание и его цели 25
2.2. Стили семейного воспитания 28
2.3. Типы семейных взаимоотношений
и методы воспитания детей в семье 30
2.4. Ошибки семейного воспитания 34
Заключение 37
Список использованной литературы: 40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ_Роль семьи в развитии личности.docx

— 80.08 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение 3

Глава І. Теоретические основы……………………………………………..6

1.1.  Человек, индивид, индивидуальность, личность 6

1.2.  Развитие личности и факторы, влияющие на него 8

1.3.  Семья и ее функции 14

1.4.  Типология семьи 19

 

Глава І І. Роль семьи в развитии личности. ………………………………25

 

2.1.  Семейное воспитание и его цели 25

2.2.  Стили семейного воспитания 28

2.3.  Типы семейных взаимоотношений  
и методы воспитания детей в семье 30

2.4.  Ошибки семейного воспитания 34

Заключение 37

Список использованной литературы: 40

 

 

 

Введение

Каждый  человек в современном социуме неразрывно связан с другими людьми, с обществом. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный и нравственный мир, его поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо или не надо себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает этические нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера, традиции вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

Семья представляет систему социального функционирования человека. В идеале она должна обеспечивать экономическую, социальную, физическую безопасность своим членам; проявлять заботу о младших, престарелых и больных; создать условия для их социализации и адаптации, объединяя всех чувством любви, общности.

В действительности мы видим кризис семьи, который проявляется в снижении ее педагогического потенциала, ухудшении качества и содержания семейного воспитания. Семья должна воздействовать на процесс социализации детей не только фактом своего существования, но и благоприятным морально-психологическим климатом семьи, что не всегда проявляется в современном мире.

Семьи бывают совершенно разными. В зависимости  от состава семьи, от отношений в  семье к ее членам и вообще к окружающим его людям у человека формируется собственное мировоззрение: формирует свои взгляды, свое отношение к окружающим. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Семья может  выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора  воспитания; никакой другой социальный институт не может потенциально принести столько пользы, а также нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Именно  в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным  примерам родителей, у которых слова расходятся с делом. Марк Фабий Квинтилиан, известный римский оратор и педагог, отмечал важность семейного воспитания и осуждал родителей за недооценку периода детства для становления личности взрослого человека. Он считал, что ребенок очень восприимчив, и в нем легко укореняется как все хорошее, так и дурное.

В связи  с особой воспитательной ролью семьи  возникает вопрос о том, как сделать  так, чтобы максимизировать положительное влияние семьи и минимизировать отрицательное на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Проблема  влияния семьи на становление  личности была и остается одной из важнейших проблем педагогики, социальной психологии и других наук. В данной работе попытаемся раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на развитие личности.

 

 

 

Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на развитие личности заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья личности – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации. 

Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и развитие личности .

Объект работы: семья как социально-психологическая категория. Предмет работы: процесс развития личности под влиянием семьи и семейных отношений.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  • определить значение понятия «личность»
  • конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка
  • определить цели семейного воспитания;
  • проследить влияние различных типов семейных взаимоотношений на развитие личности ребёнка;
  • выявить типичные ошибки семейного воспитания

Для решения  данных задач необходимо определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, сказать о традиционных ошибках семейного воспитания, их последствиях и способах их исправления.

 

Глава І. Теоретические основы

    1. Человек, индивид, индивидуальность, личность

Прежде  чем начать говорить о влиянии  семьи на воспитание и развитие личности, необходимо уточнить само понятие «личность». Начнем с того, что разведем, такие, казалось бы схожие, на первый взгляд, понятия как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». В чем различия между этими понятиями?

«Человек» – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного  
(Л.П. Крившенко).

Понятие «индивид» предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.

Человек как индивид представляет собой  природный организм, предстает в  своих природных, биологических  особенностях, это телесное бытие  человека, являющееся предпосылкой становления  психического.  Понятие «индивид»  выражает неделимость, целостность  и особенности конкретного субъекта, возникающие на ранних ступенях развития жизни. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Человек как индивид является продуктом филогенетического и  онтогенетического развития. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Тогда как  понятие «индивидуальность» обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, хотя не всякий индивид является индивидуальностью: для этого индивиду нужно стать личностью.

На вопрос, что такое личность, ученые отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личностью принято считать человеческий индивид  как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими  условиями жизни общества.

В социологии личность определяется как системное  качество индивида, определяемое его  включенностью в общественные отношения  и проявляющееся в совместной деятельности и общении; как субъект  социальных отношений и сознательной деятельности (Ю.Г. Волков).

Понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют  разные стороны, разные измерения духовной сущности человека.  
Индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность. Используя слово «личность», подчеркивают ее деятельную представленность в глазах других людей. Говоря об индивидуальности, имеют в виду качества самостоятельной самости. «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, - писал Б.Г. Ананьев, - то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности». Ю.М. Орлов считает, что «индивидуальность – это сверхличностное психическое образование, которое управляет поведением и мышлением человека в соответствии с высшими ценностями и снимает противоречие культуры и свободы человека», [7, с. 111].

Если  личность – это определенность позиции  человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение  собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей  жизни,  
[5].

Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», можно сделать вывод, что индивидом – рождаются, личностью – становятся, индивидуальность – отстаивают.

Превращение индивида в личность, обладающую чертами  социальности и индивидуальности, происходит не автоматически, а в результате довольно длительного периода становления, который требует определенных условий (питания, ухода, заботы, поддержки, наставничества и т.д.), и определяются воздействующими  на человека факторами.

    1. Развитие личности и факторы, влияющие на него

Неотъемлемыми свойствами человека являются динамичность и незавершенность. Эти характеристики его природы представляют интерес для различных наук, которые исследуют и закономерности процесса изменения вида Homo sapiens в целом, и особенности развития отдельного человека. В первом случае пользуются не столько термином «развитие», сколько терминами «эволюция» и «филогенез». Во втором – синонимами «развития» являются термины «онтогенез», «становление», и др.

Развитие отдельного человека (онтогенез) во многом повторяет историю вида.

Развитие  – это универсальное общее  свойство природы, общества и человека. В природе происходить постепенное  и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное  развитие.

Развитие  человека – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых  и неуправляемых факторов, [11].

В общем  развитии человека наблюдаются две  взаимосвязанные линии: биологическая и социальная. Развитие биологических задатков и свойств характеризует процесс функционального созревания и формирования человека и в дальнейшем. У него развивается скелет, мускулатура, а также внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит свое выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости. [16, с40]

Обобщая все выше сказанное, можно сделать  следующий вывод: биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем), биохимическими (состав крови, костей, мышц), физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями индивида.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера), духовными (нравственное становление, изменение сознания), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменения.

Развитие  человека (биологическое, социальное) – это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и  в нем самом. Показателями развития личности являются качественные изменения  в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат  развития – становление человека как биологического вида и социального существа.

Однако  его развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений  и прямолинейному поступательному  движению от низшего уровня организации  к высшему. Развитие человека связано с диалектическим переходом количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности. Это развитие идет неравномерно, каждый орган развивается в своем темпе, интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется, но изменения происходят на протяжении всей жизни человека.

Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под  влиянием каких факторов оно протекает. Анализ факторов развития начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии разработкой этой проблемы занимались П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк, С.П. Рубинштейн, А.Р. Луария и др.. Заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л. Термен, Э. Геккель, Ф. Мюллер, и. Шванцара и др. Каждый из них пытался дать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?

Информация о работе Роль семьи в развитии личности