Роль семьи в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и развитие личности .
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
• определить значение понятия «личность»
• конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка
• определить цели семейного воспитания;
• проследить влияние различных типов семейных взаимоотношений на развитие личности ребёнка;
• выявить типичные ошибки семейного воспитания

Содержание

Введение 3
Глава І. Теоретические основы……………………………………………..6
1.1. Человек, индивид, индивидуальность, личность 6
1.2. Развитие личности и факторы, влияющие на него 8
1.3. Семья и ее функции 14
1.4. Типология семьи 19
Глава І І. Роль семьи в развитии личности. ………………………………25
2.1. Семейное воспитание и его цели 25
2.2. Стили семейного воспитания 28
2.3. Типы семейных взаимоотношений
и методы воспитания детей в семье 30
2.4. Ошибки семейного воспитания 34
Заключение 37
Список использованной литературы: 40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ_Роль семьи в развитии личности.docx

— 80.08 Кб (Скачать документ)

На формирование человеческой личности оказывают влияние  внешние и внутренние, биологические  и социальные факторы.

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним  факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком  социальном и педагогическом смысле.

Среда и  воспитание – это социальные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов  о соотношении биологических  и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.  
[11, с. 22]

Многие  психологи, биологи утверждают, что  развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми  генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств.

С точки  зрения биологически ориентированных направлений, развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Значит, определяющим фактором развития являются задатки – анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков. Вариантом этой позиции является взгляд на индивидуальное развитие (онтогенез) как на повторение всех стадий, которые прошел человек в процессе своей исторической эволюции (филогенезе): в онтогенезе в сжатом виде повторяется филогенез.

Но это  противоречит генетике, которая доказывает, что приобретаемые качества и жизненный опыт человека не фиксируются в его генном аппарате и поэтому не могут передаваться по наследству. Если бы это было иначе, тогда дети одной и той же национальности, как уже отмечено выше, независимо от социальных условий, усваивали бы язык только своей нации. Между тем они овладевают той речью, которая присуща их социальному и бытовому окружению. Значит, можно сказать, что в человеке нет врожденных социальных личностных свойств и качеств, как это пытаются утверждать биологизаторы. Его личностное развитие осуществляется по программе социальной. Следовательно, биологизаторская теория развития личности, согласно которой в «биологической программе» якобы фиксируются и сохраняются все те внешние влияния, которым подвергались предки человека и которые неумолимо определяют его поведение и развитие, неоднозначна.

Однако, указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, не следует полностью скидывать со счетов значимость биологической природы человека. Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности.

Аргументом, подтверждающим влияние биологической  природы на развитие личности, может  служить следующий пример: от рождения у некоторых людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т.д. Именно эти задатки позволяют людям интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование. [16, с. 47]

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Единства  в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают ученые всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Некоторые ученые  полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния наследственности, среды и воспитания.

Воспитание  – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы. [11, с. 26]

Русский ученый К.Д. Ушинский утверждал, что  личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование  личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и  обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, человек  изменяет и самого себя.

Выступая  в качестве внешнего фактора развития личности, воспитание может быть эффективным  только при условии, если оно будет  опираться на внутренние механизмы  личностного формирования учащихся и, развивая их потребностно-мотивационную  сферу, стимулировать их к активной работе над собой, к саморазвитию и самосовершенствованию.

Самовоспитание  начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществления этой цели обеспечивает развитие личности.

Если  человек достигает уровня развития, который позволяет считать его  носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую  деятельность, то такого человека называют личностью. Человек, как уже говорилось выше, не рождается личностью, а становится ею в процесс развития. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного  и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой.

 

    1. Семья и ее функции

Семья является предметом исследования многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать определение семьи  и ее функций. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой  являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической  деятельности.

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

Семья –  это основанная на браке или кровном  родстве малая группа, члены которой  связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между  супругами, родителями и детьми, детей  между собой, [4, с. 111].

В социологии дается следующее определение понятию  «семья»: семья – малая группа, основанная на родственных связях и  регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком  семьи является совместное ведение  домашнего хозяйства. (Ю.Г. Волков)

Семья –  это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают. [11, с. 216]

Формы семьи  варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают число супругов, которое может  иметь один человек, правила выбора брачных партнёров, роль главы семейства, права и обязанности родственников.

Семья являет собой персональную среду жизни  и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом  параметров конкретной семьи. Это следующие  параметры:

  1. Демографический. Структура семьи (большая, включающая других родственников, или  включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- или многодетная).
  2. Социально-культурный. Образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
  3. Социально-экономический. Имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
  4. Технико-гигиенический. Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». К ним  относятся:

  • Генеративная или репродуктивная функция. Общественная часть данной функции состоит в биологическом воспроизводстве общества, а индивидуальная в удовлетворении потребности в детях.
  • Функция первичной социализации детей или воспитательная функция. Данная функция обуславливается тем, что родившийся ребенок несет в себе только задатки, предпосылки, признаки «человека разумного». Для того чтобы ребенок постепенно входил в общество, чтобы его задатки проявились, необходимо общение и деятельность именно в семье как первичной социальной единице.
  • Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в российском обществе, вновь активизируют те стороны экономической и хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях.
  • Гедонистическая функция или функция здоровых сексуальных отношений. Она связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также важно, как потребности в еде, жилище и т.д. Поверхностное отношение к физической близости, нерегулярные отношения со случайными партерами вне семьи не только лишают физическую любовь ее психологического богатства и глубины, но и влекут за собой печальные криминальные или медицинские последствия.
  • Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и т.д. Здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не всегда дружелюбного внешнего мира.

 

    • Одной из важнейших функций  семьи является восстановление базового доверия к миру. На каждом этапе  жизни ребенка для установления эмоционального контакта семья должна выполнять определенные функции:

В младенческом возрасте – эмоциональные проявления матери, которая показывает малышу, что его любят, он желанный и необходимый. Эти проявления эмоций должны быть искренними, положительными и понятными. В результате, эмоции матери вовлекают ребенка в систему зависимости от нее, в положительные переживания. Именно в этот период у ребенка формируется позитивное отношение к миру. Отсутствие эмоционального сопереживания в период младенчества ведет к угасанию потребности в контакте.

В раннем возрасте – ребенок становиться активным, он растет и вместе с тем появляются запреты. Их цели различны, и в этот период задача взрослых не подавлять активность, а направлять ее в нужное русло. Запрет должен исходить из интересов развития малыша. Приоритеты должны быть понятны. В результате ребенок приобретает относительную самостоятельность. Но при подавлении ребенка немотивированными и неясными запретами – у малыша не вырабатывается навык автономного поведения, даже в плане самообслуживания.

В дошкольном возрасте – активно идет формирование самооценки и образа «Я», который начинает управлять поведением детей. Именно в этот момент появляются «неуправляемые дети» - у них есть инициатива и активность. И чем более авторитарен взрослый, тем более неуправляем ребенок. В этот период времени у ребенка активно формируется такое качество как инициативность – умение ставить перед собой задачу и работать над ее решением.

Во время  младшего школьного возраста – ребенок включается в новую систему отношений. Появляются другие критические оценки личности. Если до этого личность оценивалась по эмоциям, то в это время появляются объективные оценки в соответствии с учебными традициями. В это время родители перестраивают свое поведение в отношении с ребенком. И здесь нужно исходить из двух основных постулатов: «Ты мой, что бы с тобой не случилось, и я люблю тебя»; «А каков ты в действительности? Что ты умеешь делать?». В это время основная задача родителей – научить ребенка учиться.

Во время  подросткового возраста – нарушается целостность системы «Родитель – Ребенок». И взрослые должны так перестроить общение со своим ребенком, чтобы из позиции руководства и контроля перейти на равенство позиций, иначе процесс управления развитием станет невозможен. В это время воспитывается естественность восприятия ребенком ценностей, которые приняты в семье. Ребенку дается право критики. Главная задача родителей – обеспечить подростку возможность обретения автономии в определении ценностей, в собственной идентичности.

Информация о работе Роль семьи в развитии личности