Роль семьи в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и развитие личности .
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
• определить значение понятия «личность»
• конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка
• определить цели семейного воспитания;
• проследить влияние различных типов семейных взаимоотношений на развитие личности ребёнка;
• выявить типичные ошибки семейного воспитания

Содержание

Введение 3
Глава І. Теоретические основы……………………………………………..6
1.1. Человек, индивид, индивидуальность, личность 6
1.2. Развитие личности и факторы, влияющие на него 8
1.3. Семья и ее функции 14
1.4. Типология семьи 19
Глава І І. Роль семьи в развитии личности. ………………………………25
2.1. Семейное воспитание и его цели 25
2.2. Стили семейного воспитания 28
2.3. Типы семейных взаимоотношений
и методы воспитания детей в семье 30
2.4. Ошибки семейного воспитания 34
Заключение 37
Список использованной литературы: 40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ_Роль семьи в развитии личности.docx

— 80.08 Кб (Скачать документ)

 

Задачи  семейного воспитания состоят в  том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Наиболее  общими принципами семейного воспитания являются:

  • гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
  • открытость и доверительность отношений в семье;
  • оптимальность взаимоотношений в семье;
  • последовательность старших в своих требованиях;
  • оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы. [11, с.217]

Составными  компонентами содержания семейного  воспитания являются следующие направления  – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они  дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образование  подрастающих поколений.

Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких  качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.

2.2.  Стили семейного воспитания

Семейное  воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений  родителей с детьми, которые всегда имеют воспитательный характер. Изучение воспитательных, педагогических отношений  в семье имеет особое значение для предупреждения отклонений в  нравственном развитии школьников.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для  старших система приемов и  характер взаимодействия с младшими. В современной практике семейного воспитания выделяют три стиля отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

В ряде семей  это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. [7, с.52]

При таком  стиле воспитания взаимодействие между  старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой - может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.

Попустительский тип отношений А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается  в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем  проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать  ребенка родители не замечают, что  воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого умеющего «подыгрывать»  людям. Это, можно сказать, социально  опасный способ отношений с детьми.[10, с.370]

Демократический стиль характеризуется стремлением  старших установить теплые отношения  с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический  стили воспитания в чистом виде встречаются  не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или  другому полюсу. Кроме того, старшие  члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - демократична).

2.3.  Типы семейных взаимоотношений  
и методы воспитания детей в семье

На тип  воспитания значительное влияние оказывают  взаимоотношения и авторитет  родителей, их уровень образования  и культуры.

Семейные  взаимоотношения – субъективно  переживаемые взаимосвязи между  членами семьи, объективно проявляющиеся  в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и  общения. Они определяют эмоциональные  и деловые отношения в семье, ее микроклимат.

 

Выделяются  следующие типы семейных взаимоотношений :

  • диктат – доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи;
  • опека – чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений; она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, не приспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам;
  • мирное сосуществование – позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети – своей;
  • сотрудничество – взаимодействие родителей и детей на личностном уровне; при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). [8, с. 153]

Авторитет родителей – это высокая значимость и признание личных качеств и  жизненного опыта отца и матери в  глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и  выполнение детьми указаний или советов  родителей, осуществляемые первыми  ими не из страха перед ними или  материальной заинтересованности, а  признавая их справедливость и целесообразность.

 

Макаренко выделил родительские авторитеты, негативно сказывающиеся на воспитании ребенка:

  • авторитет подавления – повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;
  • авторитет расстояния – родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как начальники;
  • авторитет чванства – возвышение над окружающими, в связи со своим положением, в том числе и дома;
  • авторитет педантизма – большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к безукоризненному авторитету;
  • авторитет резонерства – бесконечные назидания и наставления ребенку;
  • авторитет, любви – стремление повседневно и повсеместно показывать свою любовь к ребенку и ожидание демонстрации любви ребенка к ним;
  • авторитет доброты – чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к ребенку;
  • авторитет дружбы – стремление создать с раннего возраста отношения с ребенком как с равным;
  • авторитет подкупа – послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.

Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, основан на примере жизни и  работы родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя свой характер.

 

Методы  воспитания детей в семье –  это способы, с помощью которых  осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и  поведение детей. Эти методы не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

  • влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности;
  • выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Методы  семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей  и неотделимы от них. Сколько родителей  – столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей  – мягкое внушение, у других –  угроза, окрик. Когда в семье отношения  с детьми близки, теплы, дружеские, главный  метод – поощрение. При отчужденных  отношениях, естественно, превалируют  строгость и наказание. Методы очень  зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, а поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.

Ведущая роль семейных отношений заключается  в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности  других компонентов воспитательного  потенциала семьи. Всякое серьезное  отклонение внутрисемейных отношений  от нормы означает ущербность, а  зачастую и кризис данной семьи, а  следовательно, ее воспитательных возможностей.

Внутрисемейные  отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности. Внутрисемейные отношения выступают в форме  межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических  механизмов становления личности. Потребность  в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной  высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми  ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в  различных областях жизни, познает  и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта  жизни в собственной деятельности.

 

2.4.  Ошибки семейного воспитания

В основе семейного воспитания лежит любовь к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутны родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви  к родителям.

 

Выделяют  несколько типов неправильного  семейного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность. Этот тип чаще всего  характерен для родителей, излишне  занятых своими делами и не уделяющих  должного внимания детям. Как привило, в таких семьях дети предоставлены  сами себе, часто попадают под влияние  негативных факторов социальной среды.

Гиперопека. При данном типе жизнь ребенка  находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с многочисленными запретами. В  результате этого ребенок постепенно становится нерешительным, безынициативным, неуверенным, в своих силах, не умеет  постоять за себя. Часто у детей, особенно у подростков, это выливается в бунт против родительского засилия, он могут принципиально нарушать запреты. Другой разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумир» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптируется.

Завышенный  уровень эмоциональной привязанности. У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста образования, ценностных ориентаций.

Может случиться  так, что цель воспитания ребенка  оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром  потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения  в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие  все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают  большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта  своей потребности, препятствуя  выходу эмоций и привязанностей ребенка  за пределы семейного круга.

Информация о работе Роль семьи в развитии личности