Роль семьи в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и развитие личности .
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
• определить значение понятия «личность»
• конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка
• определить цели семейного воспитания;
• проследить влияние различных типов семейных взаимоотношений на развитие личности ребёнка;
• выявить типичные ошибки семейного воспитания

Содержание

Введение 3
Глава І. Теоретические основы……………………………………………..6
1.1. Человек, индивид, индивидуальность, личность 6
1.2. Развитие личности и факторы, влияющие на него 8
1.3. Семья и ее функции 14
1.4. Типология семьи 19
Глава І І. Роль семьи в развитии личности. ………………………………25
2.1. Семейное воспитание и его цели 25
2.2. Стили семейного воспитания 28
2.3. Типы семейных взаимоотношений
и методы воспитания детей в семье 30
2.4. Ошибки семейного воспитания 34
Заключение 37
Список использованной литературы: 40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ_Роль семьи в развитии личности.docx

— 80.08 Кб (Скачать документ)

Не  исполнение (игнорирование) семьей какой-либо из этих функций (а, как правило, неисполнение одной функции влечет за собой  не исполнение и других функций), в  большинстве случаев приводит к  отклонениям в поведении детей  от общепринятой нормы.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том  или ином возрастном этапе играет семья.

Семья обладает некомпенсируемыми возможностями  формирования личности и социальной защиты ребенка. Ни один социальный институт, ни одна организация не могут заменить семью как воспитателя и защитника  ребенка, ибо она обладает наибольшей стабильностью, широкой и естественной сферой общения.

Подводя итог всему вышесказанному, можно  сделать вывод о том, что семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений, который представляет собой персональную среду жизни и развития детей.

 

 

    1. Типология семьи

Для того чтобы лучше понять воспитательный потенциал семьи, необходимо знать  тип семьи. Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства, родства и др. Семьи различают по следующим параметрам:

По семейному  стажу супругов. Здесь выделяют семьи:

  • семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый период, который длится у разных людей разное время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от реальности.
  • молодая семья – следующая стадия (у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.
  • семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.
  • семья среднего супружеского возраста (от трёх до десяти лет совместного проживания). Это наиболее опасный период её жизни. Потому что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период приходится большинство разводов.
  • семья старшего супружеского возраста (10-20 лет). Морально-психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.
  • пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.

 

По составу  семьи:

  • неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большей самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.
  • отдельная, простая семья (нуклеарная) Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.
  • сложная семья (расширенная) – состоит из представителей нескольких поколений. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе, из-за вмешательств родителей, старшего поколения в жизнь своих детей, мелочной опёки над ними.
  • большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар (родительская пара и несколько детей со своими семьями). Но современному человеку, перегруженным вынужденным общениям на производстве, они мало подходят.

По типу главенства в семье, различают две основные разновидности:

  • эгалитарная (равноправная) семья. Более всего они распространены в крупных городах. Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командовать друг другом.
  • авторитарная семья, основанная на беспрекословном повиновении одного члена семьи другому. Семьи этого типа довольно часто раздираются борьбой за власть и оттого полны всевозможных конфликтов, чаще всего мелких. Но среди них встречаются и довольно мирные семьи, когда подчинённого вполне устраивает его роль.

 

По однородности социального состава:

  • социально-гомогенные (однородные). В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества. Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычно спокойная. Но эта же общность происхождения, интересов, места работы не даёт людям отключится в семье от производственных проблем после трудового дня.
  • социально гетерогенные (разнородные). Супруги в них имеют неодинаковое образование, различные профессии, общих интересов производственного плана здесь обычно гораздо меньше.

По характеру взаимоотношений в семье Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная. М.И. Буянов различает такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.  
[11, с. 219]

 

 

По типу потребительского поведения:

  • с физическим уклоном, где на первом месте обычно стоят проблемы биологического существования: пища, одежды занимают все интересы членов семьи  не от её нищеты, а от уровня значимости для них этих ценностей
  • с интеллектуальным типом поведения – эти семьи по материальной обеспеченности могут совершенно не отличаться от первого типа семьи, но их члены гораздо чаще предпочитают иметь хорошую книгу, чем лакомое блюдо.
  • смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются интересы, потребности материальные и даже физиологические с интересами духовными.

По особым условиям семейной жизни:

  • студенческая жизнь. Особенность такой семьи – отсутствие жилья у молодых супругов, хронический недостаток денег, почти полная материальная зависимость от родителей.
  • дистантные семьи. Семья в значительной мере номинальна, поскольку супруги большую часть времени не живут вместе.

Выделяют  так же:

  • благополучные, которые успешно справляются со своими функциями, быстро адаптируются к потребностям своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
  • семьи группы риска, которые характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например не полная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим трудом.
  • неблагополучные семьи. В них наблюдается низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно. Они не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно. [13, с. 323]

В отечественной  литературе существуют разные точки  зрения на проблему неблагополучных  семей, на то, что такое неблагополучная  семья и на то, какова должна быть типология неблагополучных семей.

 

Классификация неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная семьи. Г.П. Бочкарева говорит о трех типах неблагополучных семей:

  • семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю;
  • семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений, когда ребенок стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
  • семья с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы и где он вовлекается в аморальный образ жизни.

А вот  варианты З.В. Баерунаса:

  • отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;
  • высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;
  • преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка;
  • хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

В свою очередь  А.Е. Личко дает четыре неблагополучных  семейных типа:

  • гиперопека различных степеней – от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;
  • гиперопека, нередко переходящая в безнадзорность;
  • ситуация, создающая «кумира» семьи с постоянным вниманием к любому побуждению ребенка и неумеренной похвалой за весьма скромные успехи;
  • ситуация, создающая «золушек» в семье, что ведет к увеличению количества черствых и жестоких подростков. [3, с. 58]

Невозможно  однозначно ответить на вопрос, какой  тип семьи, например в зависимости  от структуры родственных связей, лучше подходит для решения задач  воспитания. В любой из них имеются  свои достоинства и недостатки, так, в простой семье молодое поколение  привыкает к большей самостоятельности  и ответственности, в ней меньше конфликтов между поколениями. Однако в подобной семье быстро нарушается связь между поколениями, теряются семейные традиции, объединяющие взрослых и детей, у старшего поколения  исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие  в заботе об их воспитании. В сложной  семье также имеются позитивные и негативные стороны. С одной  стороны, большая дружная семья, включающая несколько поколений, создает  возможность для разностороннего  общения и взаимовлияния, облегчает  быт. С другой стороны, в вопросах воспитания разные поколения могут  расходиться во взглядах, что нередко  вызывает бурные столкновения в семье, создает драматические ситуации, от которых, прежде всего, страдают дети.

 

 

 

 

Глава І І. Роль семьи в развитии личности

2.1.  Семейное воспитание и его цели

Семейное  воспитание – общее название для  процессов воздействия на детей  со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Проблемы семейного  воспитания в той части, где они  соприкасаются со школой, изучаются  общей педагогикой, в остальных  аспектах – социальной.

Воспитание  детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание – часть общественного  воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее состоит  в том, что она закладывает  основу для руководства к действиям  и поведению в будущем, а также  в том, что семейное воспитание очень  результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующееся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Отношения с любимыми, и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Влияние родителей на становление личности ребёнка очень велико, прежде всего, потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребёнок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребёнка, систему его отношений к миру и людям. Природная подражательность детей направляется в первую очередь на самых близких.

Другой  особенностью семенного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители  двух, трех, а иногда и четырех  поколений. А это значит, что в  семье различные ценностные ориентации, разные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, мнения, убеждения. Соответственно, существуют своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых.

Семейное  воспитание имеет также широкий  временной диапазон воздействия: оно  продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. [13, с. 327]

Таким образом, семейное воспитание – более или  менее осознаваемые усилия по взращиванию  ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи  соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша, [4, с. 111].

Семейное воспитание – это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживание, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

А так  же содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Одна  из важнейших характеристик –  отношение старших к младшим  и к их воспитанию как к своим  безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия  в воспитании. Имеющиеся в семье  личностные ресурсы могут дополняться  в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и  домашних учителей, гувернеров.

Личностные  ресурсы, в частности уровень  образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т.п., влияют на цели и стиль семейного воспитания.

Цели  воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.

Цели семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т.п.).  
[7, с.51-52]

Информация о работе Роль семьи в развитии личности