Не
исполнение (игнорирование) семьей какой-либо
из этих функций (а, как правило, неисполнение
одной функции влечет за собой
не исполнение и других функций), в
большинстве случаев приводит к
отклонениям в поведении детей
от общепринятой нормы.
Какую
бы сторону развития ребенка мы ни
взяли, всегда окажется, что решающую
роль в его эффективности на том
или ином возрастном этапе играет
семья.
Семья
обладает некомпенсируемыми возможностями
формирования личности и социальной
защиты ребенка. Ни один социальный институт,
ни одна организация не могут заменить
семью как воспитателя и защитника
ребенка, ибо она обладает наибольшей
стабильностью, широкой и естественной
сферой общения.
Подводя
итог всему вышесказанному, можно
сделать вывод о том, что семья
– важнейший институт социализации подрастающих
поколений, который представляет собой
персональную среду жизни и развития детей.
- Типология семьи
Для того
чтобы лучше понять воспитательный
потенциал семьи, необходимо знать
тип семьи. Типы семейных структур многообразны
и выделяются в зависимости от характера
супружества, особенностей родительства,
родства и др. Семьи различают по следующим
параметрам:
По семейному
стажу супругов. Здесь выделяют семьи:
- семья молодоженов. Это только
что рождённая семья, семья в медовый период,
который длится у разных людей разное
время. Типичным состоянием для такой
семьи является состояние эйфории: у них
ещё не развеялись радужные мечты, надежды,
планы, нередко оторванные от реальности.
- молодая семья – следующая
стадия (у одних через полгода-год, а у
других гораздо раньше, если медовый период
сокращается). Это семья, столкнувшаяся
с первыми, для них неожиданными препятствиями.
Здесь супруги вдруг на собственном опыте
открывают, что одной любви маловато. Появляются
первые размолвки, стремление изменить,
переделать его.
- семья, ждущая ребёнка. На эту
ступень поднимается молодая семья, ожидающая
первенца. В это время заметно меняется
супруга, неузнаваемым становится отец.
Заботливость молодого мужа по отношению
к жене не знает границ.
- семья среднего супружеского
возраста (от трёх до десяти лет совместного
проживания). Это наиболее опасный период
её жизни. Потому что именно в эти годы
появляются скука, однообразие, стереотипность
во взаимоотношениях супругов, разгораются
конфликты и на обозначенный период приходится
большинство разводов.
- семья старшего супружеского
возраста (10-20 лет). Морально-психологическое
благополучие супругов на этом этапе во
многом зависит от богатства их личностей,
взаимной уступчивости.
- пожилые супружеские пары.
Эта разновидность семей возникает после
вступления в брак их детей, появление
внуков.
По составу
семьи:
- неполная семья – когда в семье
есть лишь один родитель с детьми. Это
происходит или в результате смерти одного
из супругов, или в результате разводов,
но нередко и в результате внебрачного
рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой
женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях
отличаются большей самостоятельностью,
понятливостью и эмоциональностью.
- отдельная, простая семья (нуклеарная)
Её образуют супруги с детьми или без детей,
живущие отдельно от родителей. Они обладают
полной самостоятельностью и потому организуют
свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь
сложены наилучшие условия для самовыражения,
проявление способностей, личностных
качеств каждого из супругов.
- сложная семья (расширенная)
– состоит из представителей нескольких
поколений. В такой семье лучше налажен
быт, у молодых больше свободного времени,
реже случаются крупные ссоры. Вместе
с этим в подобных семьях нередко встаёт
вопрос о разводе, из-за вмешательств родителей,
старшего поколения в жизнь своих детей,
мелочной опёки над ними.
- большая семья, состоящая из
трёх и более супружеских пар (родительская
пара и несколько детей со своими семьями).
Но современному человеку, перегруженным
вынужденным общениям на производстве,
они мало подходят.
По типу
главенства в семье, различают две основные
разновидности:
- эгалитарная (равноправная)
семья. Более всего они распространены
в крупных городах. Распределение домашних
обязанностей здесь осуществляется демократично,
в зависимости от того, у кого та или иная
работа получается лучше. Борьбы за власть
не происходит, потому что супруги ориентированы
на интересы семьи и не стремятся командовать
друг другом.
- авторитарная семья, основанная
на беспрекословном повиновении одного
члена семьи другому. Семьи этого типа
довольно часто раздираются борьбой за
власть и оттого полны всевозможных конфликтов,
чаще всего мелких. Но среди них встречаются
и довольно мирные семьи, когда подчинённого
вполне устраивает его роль.
По однородности
социального состава:
- социально-гомогенные (однородные).
В этих семьях муж и жена, и их родители
принадлежат к одинаковым слоям общества.
Принадлежность к одному культурно-профессиональному
слою обеспечивает лучшее взаимопонимание
и между супругами, и между ними и родителями,
оттого атмосфера в таких семьях обычно
спокойная. Но эта же общность происхождения,
интересов, места работы не даёт людям
отключится в семье от производственных
проблем после трудового дня.
- социально гетерогенные (разнородные).
Супруги в них имеют неодинаковое образование,
различные профессии, общих интересов
производственного плана здесь обычно
гораздо меньше.
По характеру
взаимоотношений в семье Ю.П. Азаров делит
семьи на три типа: идеальная, средняя,
негативная. М.И. Буянов различает такие
типы семьи: гармоничная, распадающаяся,
распавшаяся, неполная.
[11, с. 219]
По типу
потребительского поведения:
- с физическим уклоном, где на
первом месте обычно стоят проблемы биологического
существования: пища, одежды занимают
все интересы членов семьи не от её
нищеты, а от уровня значимости для них
этих ценностей
- с интеллектуальным типом поведения
– эти семьи по материальной обеспеченности
могут совершенно не отличаться от первого
типа семьи, но их члены гораздо чаще предпочитают
иметь хорошую книгу, чем лакомое блюдо.
- смешанный тип семьи, в котором
гармонично сочетаются интересы, потребности
материальные и даже физиологические
с интересами духовными.
По особым
условиям семейной жизни:
- студенческая жизнь. Особенность
такой семьи – отсутствие жилья у молодых
супругов, хронический недостаток денег,
почти полная материальная зависимость
от родителей.
- дистантные семьи. Семья в значительной
мере номинальна, поскольку супруги большую
часть времени не живут вместе.
Выделяют
так же:
- благополучные, которые успешно
справляются со своими функциями, быстро
адаптируются к потребностям своего ребенка
и успешно решают задачи его воспитания
и развития.
- семьи группы риска, которые
характеризуются наличием некоторого
отклонения от норм, не позволяющего определить
их как благополучные, например не полная
семья, малообеспеченная семья и т.п. Они
справляются с задачами воспитания ребенка
с большим трудом.
- неблагополучные семьи. В них
наблюдается низкий социальный статус
в какой-либо из сфер жизнедеятельности
или в нескольких одновременно. Они не
справляются с возложенными на них функциями,
процесс семейного воспитания ребенка
протекает с большими трудностями, медленно
и мало результативно. [13, с. 323]
В отечественной
литературе существуют разные точки
зрения на проблему неблагополучных
семей, на то, что такое неблагополучная
семья и на то, какова должна быть
типология неблагополучных семей.
Классификация
неблагополучных семей: конфликтная, аморальная,
педагогически некомпетентная и асоциальная
семьи. Г.П. Бочкарева говорит о трех типах
неблагополучных семей:
- семья с неблагополучной эмоциональной
атмосферой, где родители не только равнодушны,
но и грубы, неуважительны по отношению
к своим детям, подавляют их волю;
- семья, в которой нет эмоциональных
контактов между ее членами, безразличие
к потребностям ребенка при внешней благополучности
отношений, когда ребенок стремится найти
эмоционально значимые отношения вне
семьи;
- семья с нездоровой нравственной
атмосферой, где ребенку прививаются социально
нежелательные потребности и интересы
и где он вовлекается в аморальный образ
жизни.
А вот
варианты З.В. Баерунаса:
- отсутствие сознательного
воспитательного воздействия на ребенка;
- высокий уровень подавления
и даже насилия в воспитании, исчерпывающий
себя, как правило, к подростковому возрасту;
- преувеличение из эгоистических
соображений самостоятельности ребенка;
- хаотичность в воспитании из-за
несогласия родителей.
В свою очередь
А.Е. Личко дает четыре неблагополучных
семейных типа:
- гиперопека различных степеней
– от желания быть соучастником всех проявлений
внутренней жизни детей (его мыслей, чувств,
поведения) до семейной тирании;
- гиперопека, нередко переходящая
в безнадзорность;
- ситуация, создающая «кумира»
семьи с постоянным вниманием к любому
побуждению ребенка и неумеренной похвалой
за весьма скромные успехи;
- ситуация, создающая «золушек»
в семье, что ведет к увеличению количества
черствых и жестоких подростков. [3, с. 58]
Невозможно
однозначно ответить на вопрос, какой
тип семьи, например в зависимости
от структуры родственных связей,
лучше подходит для решения задач
воспитания. В любой из них имеются
свои достоинства и недостатки, так,
в простой семье молодое поколение
привыкает к большей самостоятельности
и ответственности, в ней меньше
конфликтов между поколениями. Однако
в подобной семье быстро нарушается
связь между поколениями, теряются
семейные традиции, объединяющие взрослых
и детей, у старшего поколения
исчезает возможность общения со
своими внуками, снижается участие
в заботе об их воспитании. В сложной
семье также имеются позитивные
и негативные стороны. С одной
стороны, большая дружная семья,
включающая несколько поколений, создает
возможность для разностороннего
общения и взаимовлияния, облегчает
быт. С другой стороны, в вопросах
воспитания разные поколения могут
расходиться во взглядах, что нередко
вызывает бурные столкновения в семье,
создает драматические ситуации,
от которых, прежде всего, страдают дети.
Глава
І І. Роль семьи в развитии личности
2.1.
Семейное воспитание и его цели
Семейное
воспитание – общее название для
процессов воздействия на детей
со стороны родителей и других
членов семьи с целью достижения
желаемых результатов. Проблемы семейного
воспитания в той части, где они
соприкасаются со школой, изучаются
общей педагогикой, в остальных
аспектах – социальной.
Воспитание
детей – не только личное дело родителей,
в нем заинтересовано все общество.
Семейное воспитание – часть общественного
воспитания, но часть весьма существенная
и уникальная. Уникальность ее состоит
в том, что она закладывает
основу для руководства к действиям
и поведению в будущем, а также
в том, что семейное воспитание очень
результативно, так как осуществляется
непрерывно и одновременно охватывает
все стороны формирующееся личности.
Оно строится на основе устойчивых
контактов и эмоциональных отношений
детей и родителей между собой. Отношения
с любимыми, и любящими родителями отличаются
предельной доверительностью. Влияние
родителей на становление личности ребёнка
очень велико, прежде всего, потому, что
они первыми вступают с ним в общение.
Чем меньше ребёнок, тем более чувствителен
он к восприятию влияний окружающей среды.
Именно первые впечатления отличаются
большей стойкостью, закладывая основы
характера ребёнка, систему его отношений
к миру и людям. Природная подражательность
детей направляется в первую очередь на
самых близких.
Другой
особенностью семенного воспитания
является то, что семья представляет
собой разновозрастную социальную
группу: в ней есть представители
двух, трех, а иногда и четырех
поколений. А это значит, что в
семье различные ценностные ориентации,
разные критерии оценок жизненных явлений,
различные идеалы, мнения, убеждения.
Соответственно, существуют своеобразные
позиции воспитателей и воспитуемых.
Семейное
воспитание имеет также широкий
временной диапазон воздействия: оно
продолжается всю жизнь человека,
происходит в любое время суток,
в любое время года. [13, с. 327]
Таким образом,
семейное воспитание – более или
менее осознаваемые усилия по взращиванию
ребенка, предпринимаемые старшими
членами семьи, которые направлены
на то, чтобы младшие члены семьи
соответствовали имеющимся у старших
представлениям о том, каким должен быть
и стать ребенок, подросток, юноша, [4, с.
111].
Семейное
воспитание – это сложная и многогранная
система. На него влияют наследственность
и биологическое (природное) здоровье
детей и родителей, материально-экономическая
обеспеченность, социальное положение,
уклад жизни, количество членов семьи,
место проживание, отношение к ребенку.
Все это органично переплетается и в каждом
конкретном случае проявляется по-разному.
А так
же содержание, характер и результаты
семейного воспитания зависят от тех личностных
ресурсов, которые в ней имеются.
Одна
из важнейших характеристик –
отношение старших к младшим
и к их воспитанию как к своим
безусловным жизненным ценностям,
от чего зависит мера их участия
в воспитании. Имеющиеся в семье
личностные ресурсы могут дополняться
в определенные периоды привлечением
к воспитанию няни, репетиторов и
домашних учителей, гувернеров.
Личностные
ресурсы, в частности уровень
образования старших членов семьи,
их социальный статус, ценностные ориентации,
уровень притязаний и т.п., влияют
на цели и стиль семейного воспитания.
Цели
воспитания в семье могут быть
весьма различными по спектру, содержанию
и по характеру.
Цели семейного
воспитания включает в себя привитие младшим
гигиенических навыков, бытовых умений,
культуры общения, физическое, интеллектуальное,
экспрессивное, личностное развитие; культивирование
отдельных способностей (в каких-либо
видах спорта, искусства, отрасли знания);
подготовку к определенной профессии
или сфере деятельности.
По содержанию
цели могут быть сугубо инструментальными,
направленными на достижение конкретных
результатов, или дополняться определенными
духовно-ценностными составляющими. Характер
целей семейного воспитания не обязательно
соответствует общественно одобряемым
установкам (в семье, например, могут сознательно
культивировать индивидуализм, жесткость,
нетерпимость и т.п.).
[7, с.51-52]