Роль семьи в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и развитие личности .
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
• определить значение понятия «личность»
• конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка
• определить цели семейного воспитания;
• проследить влияние различных типов семейных взаимоотношений на развитие личности ребёнка;
• выявить типичные ошибки семейного воспитания

Содержание

Введение 3
Глава І. Теоретические основы……………………………………………..6
1.1. Человек, индивид, индивидуальность, личность 6
1.2. Развитие личности и факторы, влияющие на него 8
1.3. Семья и ее функции 14
1.4. Типология семьи 19
Глава І І. Роль семьи в развитии личности. ………………………………25
2.1. Семейное воспитание и его цели 25
2.2. Стили семейного воспитания 28
2.3. Типы семейных взаимоотношений
и методы воспитания детей в семье 30
2.4. Ошибки семейного воспитания 34
Заключение 37
Список использованной литературы: 40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ_Роль семьи в развитии личности.docx

— 80.08 Кб (Скачать документ)

Самореализация  родителей за счет ребенка У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это не удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке.

Подобное  родительское поведение неосознанно  для самих родителей приобретает  элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»

Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему  задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности  ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Воспитание  как формирование единичных качеств. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества.

Под влияние  прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут  появляться так называемые сверхценные  идеи. Ими могут быть представления  о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок  был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын  или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми.

В тех  случаях, когда ценности родителей  начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями  развития ребенка, либо с присущими  ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

 

 

 

 

Заключение

Как уже  говорилось выше, специфика семейного воспитания состоит в том, что по природе своей оно основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявления нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Однако  эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать  как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна  мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок часто  вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства и лицемерия.

На характер воспитания ребенка в семье оказывают  влияние многочисленные факторы, каждый из которых несет в себе особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка, относят:

  • Субкультурные факторы: состав семьи; кровно-родственный фактор; жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей; морально-психологический климат семьи.
  • Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей: собственный опыт семейного воспитания; педагогическая культура родителей; уровень образования и личная культура членов семьи.
  • Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей: уход за ребенком; преобладающий тип семейного воспитания; умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка; приобщение к труду, самообслуживанию; типичные ошибки семейного воспитания.
  • «Детский» фактор: своеобразие ребенка; особенности детей в семье.

Характер  и интенсивность влияния семьи  на развитие и воспитание ребенка  изменяются в различные периоды  жизни: в дошкольном детстве семья  играет важную роль в реализации почти всех потребностей ребенка – материальных, духовных, познавательных. В младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии интеллектуальной сферы. В период отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабев в целом, сохраняет для взрослеющего человека большое значение в развитии его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

Негативные  последствия воспитания нередко  обусловливают типичные ошибки семейного  воспитания – действия (бездействия), которые осуществляют родители в  интересах воспитания ребенка. При  этом сами родители негативной роли «воспитательной  деятельности» не осознают или делают вид, что не осознают. К таким ошибкам  относятся:

  • недооценка роли личного примера родителей;
  • отсутствие единства требований в воспитательной деятельности родителей;
  • отстранение детей от посильного домашнего труда;
  • неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием;
  • применение физического наказания;
  • отсутствие такта в отношении с ребенком;
  • ссоры родителей в присутствии детей;
  • неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы);
  • переоценка родителями своих воспитательных возможностей;
  • неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, талантливый, необыкновенный») и т.п.

Наиболее  важным обстоятельством для психического и нравственного развития ребенка  является то, что общение в семье  строится на основе брачных и родственных  отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных связей. Они  характеризуются такими духовными  ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникшими в результате органичного  слияния биологического и социально-психологического начал в жизни человека. Им в  большей мере, чем другим, присущи  глубоко личный контакт, искренность, доверие, взаимное понимание, забота друг о друге. Совокупность этих отношений  между членами семьи, составляет нравственно-эмоциональную сторону  семейных отношений, а глубина и  насыщенность отношений этими ценностями - их нравственно-эмоциональную выразительность, которая не имеет себе аналога  и играет незаменимую роль в формировании личности.

Психологи отмечают, что уникальной характеристикой  внутрисемейных отношений - супружеских  и между родителями и детьми - является близость, представляющая исключительную воспитательную ценность. Прежде всего  потому, что неповторимые интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между  ними, что обусловливает эффективность  общения, его воспитательную силу.

Семья –  один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она  дает человеку представление о жизненных  целях и ценностях, о том, что  нужно знать и как следует  себя вести. Объяснения и наставления  родителей, их пример, весь уклад в  доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и  критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и  несправедливого.

 

Список  использованной литературы:

  1. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  2. Зубова Л.В. О природе агрессивности личности // Вестник. М., 2004. N5. – С. 27-32.
  3. Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник. М., 2002. N7. – С. 54-65.
  4. Клемантович И.П., Калмыков Г.А. Социальная педагогика. Учебно-методический комплекс. М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004.
  5. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2005.
  6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.
  7. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  8. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2.
  9. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
  10. Педагогика: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый: В 3-х кн. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Кн. 3.
  11. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред.  
    Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 .
  12. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
  13. Педагогика: учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007.
  14. Социология: Курс лекций: учеб. пособие / Ю.Г. Волков [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  15. Тащева А.И. Взаимоотношения детей в семье // Вестник. М., 2002. N8. – С. 78-82.
  16. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999.

 




Информация о работе Роль семьи в развитии личности