Роль семьи в воспитании и социализции детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения.
Объект исследования: детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения.

Работа состоит из  1 файл

роль семьи в воспитании и социализции детей с нарушением зрения (Автосохраненный).docx

— 133.33 Кб (Скачать документ)

Введение:

  Анализ тифлологической литературы по проблеме воспитания и социализации личности детей с нарушением зрения все чаще привлекает внимание ученых (М.И. Земцова, Н.Г.Морозова, О.М. Дьяченко, А.И.Кириллова, В.П. Ермаков, О.И.Егорова, Т.А.Круглова, И.С. Моргулис, Л.И.Солнцева, В.М.Сретенская, И.П.Чигринова А.М. Арнаутова, А.И.Зотов, А.Г.Литвак).И это не удивительно, ведь семья играет важную роль в жизни детей. На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи. Проблемы, особенности воспитания  и социализации детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка с нарушением зрения отводится не только школе (учителям, тифлопсихологам, тифлопедагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании и социализации. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания и социализации. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания и социализации ребенка с нарушением зрения. Вместе с тем, анализ тифлологической литературы по проблеме исследования показал ее недостаточную теоретическую и практическую  разработанность.

Все вышесказанное указывает на актуальность выбранной темы, «Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения».

Цель исследования: изучить особенности детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения.

Объект исследования:  детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения.

Предмет исследования: направления коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей со зрительными патологиями.

Задачи исследования:1. Проанализировать общую и специальную литературу по воспитанию и социализации детей с нарушением зрения и нормально видящих детей в семье.

2. Выявить особенности  семей воспитывающих детей с  нарушением зрения и семей, имеющих нормально видящего ребенка.

3. Сравнить результаты  диагностических исследований.

     База исследования: ГКУ СО «Калачевский центр социальной помощи семье и детям».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое  обоснование роли семьи в воспитании ребенка.

    1. Роль семьи в воспитании и социализации детей дошкольного возраста

 Социализация и  воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил.

  Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей,  созданных человечеством за всю  историю своего существования.  Ни одна нация, ни одна культурная  общность не обошлась без семьи.  В ее позитивном развитии, сохранении, уточнении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной  семье нуждается каждый человек  независимо от возраста[4].

     В современной науке  нет достаточно четкого определения  семьи, хотя попытки сделать  это предпринимались великими  мыслителями много веков назад  (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и  др.). Это понятие является объектом  изучения многих наук: философии  и социологии, юриспруденции и  права, педагогики и психологии.

   Семья – важнейший из  феноменов, сопровождающий человека  в течение всей его жизни.  Значительность ее влияния на  личность, ее сложность, многогранность  и проблемность обуславливают  большое количество различных  подходов к изучению семьи,  а также определений, встречающихся  в научной литературе.

  Согласно определению Пилиповского В.Я., семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [25].

   В истории человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, который, в свою очередь, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. 
    Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. 
    В исследованиях Т.А. Марковой систематизированы положения, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания. По ее мнению, эффективность воспитания в семье во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех членов семьи, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Наряду с этим семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого). 
   Исследователи (Урунтаева Г.А.,Афонькина Ю. А.) говорят, что ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я”. К сожалению, столкновение ребенка с «социумом» — нормами и правилами — проходящее в достаточно резкой форме без учета психической и эмоциональной подготовленности ребенка и тотальной загруженности новыми обучающими программами — происходит в тот самый момент, когда закладывается сама психическая структура ребенка [32]. 
   С точки зрения Ахвердова А.Г., МарьясисаЕ.Д., семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнит культурой. Таким образом, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье. 
Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско - детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе[2]. 
   Пилиповский В.Я., говорил, что главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей [25]. 
  Исследовав специальную литературу по данному вопросу, мы видим, что роль семьи на воспитание и социализацию дошкольников очень велика.  Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей.

   Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

   Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

 

    1. Особенности семейного воспитания ребенка с нарушением зрения.

 

  Как заключает анализ тифлологической литературы (А.Г. Литвак, Земцова М.И. и др.)    проблемам развития детей с нарушениями зрения в условиях семьи уделяется большое внимание. Они подчеркивают, что дошкольный и младший школьный возраст – это период, когда формируется «фундамент» личности ребёнка с нарушением зрения. Особенно важен этот период для ребёнка со зрительной патологией, так как познание окружающего мира необходимо осуществлять без зрительного контроля. Самостоятельно решить задачу он не может, а нуждается в систематической и постоянной помощи со стороны родителей. Они являются основными участниками педагогической реабилитации, особенно, если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Поэтому перед родителями стоит задача помочь ребенку в сложных условиях зрительной депривации раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в коллективе сверстников и, в перспективе, к самостоятельной жизни и полезной профессиональной деятельности. 
   У большинства родителей, в связи с рождением в семье ребенка с нарушением зрения, меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще.

   Между тем, Лурье Н. Б, говорит, что связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно поэтому последние можно рассматривать как один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации детей со зрительной патологией. Не всегда условия воспитания в семье бывают, благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в зрительном развитии является во сто крат более трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом, в котором он живет. Если дети с нарушением зрения, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семы и общества в целом [19].

   Жизнь семьи целиком посвящена ребёнку со зрительными патологиями. Родители, сотворившие из больного ребёнка кумира для себя, станут убедительно доказывать, что живут ради детей. Взрослому не хочется менять сложившийся стереотип взаимоотношений с ребёнком. Легче обращаться с ним как с больным, чем искать новые формы полноценного общения.

В такой атмосфере ребёнок  вырастет изнеженным, капризным, ипохондрически-настроенным. Следует подчеркнуть, что возрастные особенности детей создают опасность  закрепления последствия неправильного  воспитания. С другой стороны, в силу тех же особенностей, дети легче  перестраиваются, поддаются воспитательному  воздействию, более сензитивны в  плане развития, если определяющие воздействия адекватны возможностям и особенностям ребенка. [18].

  Противоречивость в отношениях с детьми со зрительными патологиями представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами: эффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность, с доминантностью, завышенными требованиями с родительской беспомощьностью. Противоречивость отражает невротические особенности личности родителей и заметно уменьшается по мере стабилизации внутреннего психического состояния и повышения уверенности в себе.

  Обстоятельством, затрудняющим функционирование семьи и ставящим ее членом перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям, является рождение и воспитание ребенка с различными отклонениями в развитии. Данная ситуация может характеризоваться как сверхсильный и хронический раздражитель. Родители такого ребенка испытывают множество трудностей различного характера. Помимо, так называемых, «нормативных стрессов» (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юститский), которые испытывают все семьи, здесь имеет место ряд специфических проблем, которые вызывают цепную реакцию неблагоприятных изменений в семье. Во-первых, родители, как правило, неподготовлены к такому трагическому для них событию, и, как следствие, ощущают свою беспомощность и исключительность. Во-вторых – оказываются затронутыми все остальные сферы жизни семьи.

Рождение  ребенка с нарушениями зрения, всегда является трагедией для семьи. В течение всего периода беременности родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждут появления на свет малыша. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию [35].

   Акцентируя внимание на спокойствии, терпеливости, справедливости и последовательности родителей в общении с детьми со зрительными патологиями, Саматова А. В. подчеркивает необходимость особого, индивидуального подхода к ребенку, учета его особенностей [27].

    Л.И. Солнцева, говорит что   качественные изменения, имеющие место в семьях имеющих ребенка с нарушением зрения, проявляются на нескольких уровнях.

  Психологический уровень.

  Рождение ребенка со зрительной патологией воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Все это, обусловливается многими причинами; психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка), комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, воздействием социума при контактах с семьей, воспитывающей такого ребенка.

Социальный уровень.

Семья, имеющая ребенка со зрительными патологиями становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния такого ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей [28].

  Многие ученые тифлологи  говорили, что рождение ребенка с нарушениями зрения оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями. Однако известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью, но бывают случаи, когда такие браки распадаются, что оказывает, безусловно, отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка.

  Детско-родительские отношения в семьях воспитывающих ребенка с нарушением зрения представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Не вызывает сомнения тот факт, что социальная адаптация такого ребенка зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Недостатки познавательной деятельности препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка со зрительной патологией с родителями, что затрудняет усвоения социального опыта, формирования способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей данной категории. Более того, отношения ребенка с нарушением зрения с окружающими Л.С.Выготский рассматривал как важнейший фактор развития его личности «ибо из коллективного поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают и складываются высшие психические функции» от исхода социальной компенсации, т. е. конечного формирования личности в целом, зависит степень эффективности и нормальности. Таким образом, роль семьи в воспитании и социализации ребенка с нарушением зрения достаточно велика [3].

Информация о работе Роль семьи в воспитании и социализции детей с нарушением зрения