Роль семьи в воспитании и социализции детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения.
Объект исследования: детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения.

Работа состоит из  1 файл

роль семьи в воспитании и социализции детей с нарушением зрения (Автосохраненный).docx

— 133.33 Кб (Скачать документ)

  Как говорят  Солнцева, В.З. Денискина,  очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии такого ребенка. В работах многих исследователей подчеркивается идея взаимного влияния родителей и проблемного ребенка. С одной стороны, родительское отношение может вызвать различные вторичные нарушения у ребенка, а с другой - детская неполноценность приводит к различным искажениям родительского отношения [30].

  Семья, в которой родился ребёнок с нарушением зрения, находиться в условиях психотравматической ситуации. По данным исследования Т.П.Головиной, сообщение о наличии тяжелой зрительной патологии у ребенка вызывает у большинства матерей острые эмоциональные расстройства. В дальнейшем затяжной психический стресс приводит к возникновению различных психосоматических расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться, но даже усилиться: растут заботы, связанные с взрослением ребенка, растет тревога относительно его будущего.

 Роль родителей детей с нарушением в развитии трудно переоценить и тогда, когда он живет дома, и в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств ребенок находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представления.

  Общество и родители детей с тяжелыми зрительными нарушениями обязаны делать все возможное, чтобы не только удовлетворять их материальные потребности, но и окружить вниманием и заботой, способствовать их посильному приобщению к жизни [26].

  В.М. Сорокин, исследуя характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения, отмечает, что устойчивым компонентом отдаленных эмоциональных переживаний является экзистенциальный кризис, проявляющийся в остром чувстве несамореализованности. Исходным пунктом последнего является ощущение неполноты чувства материнства, его незавершенности и бесконечности (дети так и остаются детьми).

   Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат семьи, ни и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего ребенка. Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют как социальной адаптации его членов правильное отношение к их особому ребенку, сочувствие и желание оказать ему помощь. (Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина) [20].

    Проанализировав  работы ученых-тифлологов (М.И.Земцова, Н.Г.Морозова, О.М. Дьяченко, А.И.Кириллова, В.П. Ермаков, О.И.Егорова, Т.А.Круглова, И.С. Моргулис, Л.И.Солнцева, В.М.Сретенская, И.П.Чигринова А.М. Арнаутова, А.И.Зотов, А.Г.Литвак) делаем вывод, что необходимо целенаправленное тифлопедагогическое просвещение родителей ребенка с нарушением зрения, организацию постоянной консультативной помощи специалистов всем членам семьи.

  Таким образом, все вышеизложенное дает нам возможность сделать следующие выводы: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, у родителей меняется взгляд на мир. Отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Трудности, с которыми сталкивается семья, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей. Патогенное влияние данного события особо велико, так как оно имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов последствия. Сложности в контакте с ребенком, проблемы воспитания и обучения, невозможность самореализации в нем – все это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве. Особые нужды такого ребенка требуют дополнительных материальных затрат. Ситуация «особого» материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных потребностей членов семьи ложится на плечи отца. Также искажается функция первичного социального контроля, растягиваясь на неопределенное время. Вырастая, дети не обладают в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение.

 

Выводы по I главе.

 

  Таким образом, все вышеизложенное дает нам возможность сделать следующие выводы: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, у родителей меняется взгляд на мир. Отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Трудности, с которыми сталкивается семья, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей. Патогенное влияние данного события особо велико, так как оно имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов последствия. Сложности в контакте с ребенком, проблемы воспитания и обучения, невозможность самореализации в нем – все это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве. Особые нужды такого ребенка требуют дополнительных материальных затрат. Ситуация «особого» материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных потребностей членов семьи ложится на плечи отца. Также искажается функция первичного социального контроля, растягиваясь на неопределенное время. Вырастая, дети не обладают в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение.

 

II. Экспериментальное изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с нарушением зрения

 

2.1.Организация и проведение экспериментального  исследования.

 

  Для изучения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушением зрения, нами было проведено исследование, направленное на выявление данных особенностей.

Целью нашего исследования является изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих  детей дошкольного возраста с  нарушением зрения.

В основу проведения нижеописанных  методик были положены следующие  параметры изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих  детей дошкольного возраста с  нарушением зрения:

- выявление родительского  отношения к детям;

- выявление отношения  ребёнка к родителям;

- выявление особенностей  внутрисемейных отношений.

Для проведения нашего эксперимента, мы выделил 2 этапа:

1 этап – подготовительный, включал в себя изучение медико-психолого  - педагогической документации, сбор  анамнестических данных. Были изучены  медицинские документы, определены  причины нарушения зрения, диагнозы  детей.

2 этап – основной, включал  в себя экспериментальное исследование  детско-родительских отношений в  семьях, воспитывающих дошкольников  с нарушением зрения с помощью  специально подобранных модифицированных  нами методик, таких как: «Тест-опросник  родительского отношения к детям» (А.Л. Варга, В.В. Столина), методики  «Незаконченные предложения» (С.Р.  Пантелеев), «Рисунок семьи» (А.И.  Захаров).

Для проведения исследования были выбраны 10 семей, воспитывающие  детей дошкольного возраста: 5 семей–   контрольная группа (семьи воспитывающие детей дошкольного возраста с нормальным развитием) и 5 семей – экспериментальная группа (семьи воспитывающие детей дошкольного возраста с нарушением зрения).

База исследования – ГКУ СО «Калачевский центр социальной помощи семье и детям».

 

Дети с нарушениями  зрения, принявшие участие в эксперименте.

 

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Диагноз

Острота зрения

1

Варвара Н.

смешанный астигматизм средней  степени

O.D 0,8

O.S.0,8

2

Софья П.

сложный гиперметропический астигматизм

O.D 0,7

O.S.0,7

3

Саша Д.

сотружественное сходящееся косоглазие обоих глаз. Амблиопия

O.D 0,9

O.S.0,9

4

Владлена Х.

расходящееся косоглазие обоих глаз

O.D 0,6

O.S.0,8

5

Наум О.

врожденная миопия высокой  степени обоих глаз

O.D 0,6

O.S. 0,6


 

 

Методика №1. «Тест-опросник родительского отношения к детям» (А.Л. Варга, В.В. Столина).

Цель: выявить родительское отношение к детям.

Оборудование: текст опросник, бланк для регистрации ответов родителей, ключ к опроснику (см. Приложение 1).

Процедура проведения: Родителям предлагается текст опросника, в котором нужно ответить на 61 вопрос. Варианты ответов: 1) Да; 2) Нет. Текст методики зачитывается экспериментатором или предъявляется списком на заранее приготовленных бланках. (см. Приложение 2)

Обработка данных:

5 баллов – высокий  показатель, родители отвечают на  вопросы полностью, достаточно  полно отражают в ответах свои  переживания;

4 балла – показатель  выше среднего, родители отвечают  на вопросы недостаточно полно;

3 балла – показатель  средний, родители затрудняются  в ответе на некоторые вопросы;

2 балла – показатель  слабый, родители отвечают на  вопросы не полно;

1 балл – показатель  низкий, родители отказываются отвечать  на вопросы.

Оценка результатов:

4-5 баллов - высокий уровень  развития детско-родительских отношений,

2-3 балла - средний уровень  развития детско-родительских отношений,

0-1 балла - низкий уровень  развития детско-родительских отношений[7].

Методика №2. «Незаконченные предложения» (С.Р. Пантелеев).

Цель: выявить родительское отношение к детям.

Оборудование: бланки с незаконченными предложениями (Приложение №2).

Процедура проведения: В соответствии с техникой методики «Незаконченные предложения» испытуемому предлагается закончить предъявляемые ему предложения, составленные таким образом, что допускается практически неограниченное разнообразие возможностей их завершения. Полученные фразы рассматриваются как отражение значимых, актуальных для личности переживаний (см. приложение 3).

Обработка данных:

5 баллов – высокий  показатель, родители отвечают на  вопросы полностью, достаточно  полно отражают в ответах свои  переживания;

4 балла – показатель  выше среднего, родители отвечают  на вопросы недостаточно полно,  на некоторые ответы затрудняются  ответить;

3 балла – показатель  средний, родители отвечают на  вопросы неполно, затрудняются  в ответе на некоторые вопросы;

2 балла – показатель  низкий, родители отвечают на  вопросы не полно;

1 балл – показатель  очень низкий, родители отказываются  отвечать на вопросы.

Оценка результатов:

4-5 баллов - высокий уровень  развития детско-родительских отношений,

2-3 балла - средний уровень  развития детско-родительских отношений,

    1. балла - низкий уровень развития детско-родительских отношений.

 

Методика №3. «Рисунок семьи» (А.И. Захаров)

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Оборудование: черный фломастер, бумага; рисунок семьи.

Процедура проведения: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать», следует лишь ещё раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длиться 30 минут. При групповом выполнении текста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут (см. приложение 5, 6).

Обработка данных:

5 баллов – высокий  показатель, ребёнок соблюдает последовательность  рисования, отвечает на все  вопросы, эмоционален, справляется  с заданием за 30 минут;

4 балла – показатель  выше среднего, отвечает на вопросы  недостаточно полно, не рисует  всех членов семьи, справляется  с заданием за 35-40 минут;

3 балла – показатель  средний, затрудняется ответить  на некоторые вопросы, справляется  с заданием за 40-45 минут;

2 балла – показатель  низкий, на вопросы отвечает не  полно, стирает некоторые детали  рисунка, время работы над заданием 50 минут;

1 балл – показатель  очень низкий, ребёнок не отвечает  на вопросы и отказывается  рисовать, не справился с заданием  за время большее, чем 60 мин.

Оценка результатов:

4-5 баллов - высокий уровень  развития детско-родительских отношений,

2-3 балла - средний уровень  развития детско-родительских отношений,

0-1                балла - низкий уровень развития детско-родительских отношений[8].

Итоговая оценка результатов  исследования предполагает как количественное, так и качественное их обобщение. Количественное обобщение позволило  нам выделить 3 уровня, суммарный  показатель которых равнялся следующим:

- от 15 до 20 баллов – достаточный уровень развития детско-родительских отношений;

- от 10 до 15 баллов – средний уровень развития детско-родительских отношений;

- менее 10 баллов – низкий уровень развития детско-родительских отношений;

Качественная оценка результатов  исследования особенностей детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих  дошкольников с нарушением зрения, предполагает, по нашему мнению, выделение  трёх основных уровней его развития:

Достаточный уровень развития детско-родительских отношений, родители и дети достаточно понимают друг друга, диагноз ребенка не имеет существенного влияния на их взаимоотношения.

Средний уровень развития детско-родительских отношений, родители и дети недостаточно глубоко и полно понимают друг друга, диагноз ребенка имеет существенное влияния на их взаимоотношения в определенные моменты.

Информация о работе Роль семьи в воспитании и социализции детей с нарушением зрения