Роль семьи в воспитании и социализции детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения.
Объект исследования: детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения.

Работа состоит из  1 файл

роль семьи в воспитании и социализции детей с нарушением зрения (Автосохраненный).docx

— 133.33 Кб (Скачать документ)

   Наряду с перечисленными формами взаимодействия с семьей существуют давно полюбившиеся, традиционные, но не ставшие от этого менее результативными формы работы с семьей: совместный с детьми театр, организация общих праздников, конкурсов, походов, экскурсий, индивидуальные и групповые консультации.

 

Выводы по II главе

 

  Изучение детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушением зрения по-прежнему остается одним из главных и актуальных направлений в теории и практики тифлопедагогики. Несмотря на появляющиеся в последние годы все новые и новые публикации этой проблематики, многие из аспектов данной проблемы остаются нерешенными или нераскрытыми. Детско-родительские отношения в семьях воспитывающих детей с нарушением зрения в этом отношении не являются исключением.

  В работе было рассмотрено формирование детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения. Нами были изучены данные отечественной тифлологической литературы по проблемам детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Именно детско-родительские отношения в семьях воспитывающих детей с нарушением зрения представляет собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Социальная адаптация такого ребенка напрямую зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению «нормальных» взаимоотношений родителей с ребенком с нарушением зрения, что затрудняет усвоение социального опыта формирования способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие.

   Таким образом, проблема детско-родительских взаимоотношений определяется сложностью объектной структуры, всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие в семье и его дальнейшее развитие.

   В работе было проведено экспериментальное исследование детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения. Для этого нами были выделены две группы семей – контрольная и экспериментальная. Детям и родителям были предложены методики, целью которых явилось выявить отношение родителей к детям, и детей к родителям. Анализируя полученные данные в ходе эксперимента, выделили ряд особенностей детско-родительских отношений семей воспитывающих детей с нарушением зрения:

- родители испытывают  нервно-психическую и физическую  нагрузку, усталость, напряжение, тревогу  и неуверенность в отношении  будущего ребенка;

- семейные взаимоотношения  нарушаются и искажаются;

- социальный статус семьи  снижается – возникающие проблемы  затрагивают не только внутрисемейные  отношения, но приводят к изменениям  в ее ближайшем окружении;

«особый психологический  конфликт» возникает в семье, как результат столкновения с  общественным мнением, не всегда адекватно  оцениваются усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.

Многие родители прилагают  огромные усилия, чтобы создать благоприятные  условия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

В результате взаимовлияния  индивидов в семье, она выступает  как персональная микросреда развития личности.

Таким образом, обработка  данных опроса родителей показала, что оценка взаимоотношений в  семьях, имеющих детей с нарушением зрения, отличается от таковой в семьях, где воспитывается нормально видящий ребенок. Сам факт существования подобных различий свидетельствует о наличии микросоциального компонента. При этом в семьях, имеющих детей с нарушением зрения, выявляются выраженные тенденции к так называемым симбиотическим отношениям, которые, с одной стороны, обеспечивают формирование индивидуально-психологических особенностей детей с нарушениями зрения. Можно полагать, что ведущим стресс-фактором в таких семьях являются угроза разрыва симбиоза или изменение устойчивых микросоциальных взаимоотношений. С этой точки зрения детская болезнь может рассматриваться как фактор, интегрирующий воспитательную неуверенность родителей, требования, предъявляемые ими к ребенку, и уровень удовлетворения его потребностей в целостную, сбалансированную и весьма устойчивую систему семейных взаимоотношений.

    Отсюда со всей очевидностью вытекает необходимость комплексного подхода к профилактике и коррекции нарушений зрения у детей, включающего в себя не только создание правильных гигиенических условий и режима зрительных нагрузок, но и формирование оптимального микросоциального климата в семье.

 

Список литературы:

  1. Антоненко В.В.; Третьяк А.М. Педагогика для всех.—М.;1981г.
  2. Ахвердов А.Г., Марьясис Е.Д. Уроки семейной жизни.—Ставрополь;1987г.
  3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. –М.;2002
  4. Бодалева А.А. Популярная психология для родителей—М.;1988г.
  5. Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения.// детский психолог. – 1993. - № 6
  6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2001.
  7. Витковская А.М. Особенности организации сенсорного воспитания // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А.И.Герцена.- М., 1997.
  8. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под. Ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Межд. образ.и психол. Колледж, 1995.
  9. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995
  10. В помощь родителям детей, имеющих нарушения зрения и слуха / авт.-сост. Т. А. Басилова, И. В. Саломатиина, О. А. Копыл ; ред. Г. П. Коваленко ; РГБС. – М., 2002.
  11. Григорьева Г.В. Особенности неречевого общения дошкольников с нарушением зрения. Дисс. … канд. психол. наук. - М., 2000.
  12. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: учеб.пособие для ВУЗов. М.: Владос, 2000 г.
  13. Земцова М.И и др. Дети с глубоким нарушением зрения. М., 2000 г.
  14. Кожанова Н.Е. Учителя и родители—партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа—2000,№7.
  15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.—М.;2000г.
  16. Ланкур-Лаферриер Д. Психоаналитическое исследование .—М.;1996г.
  17. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.,1990.
  18. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М., 1985.
  19. Лурье Н. Б. Некоторые особенности воспитания ребенка с глубокими нарушениями зрения в семье. – М., 2006.
  20. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Владос, 2004.
  21. . Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.:Академия, 2001.
  22. Немов Р.С. Психология. Том 1-М.: Владос, 2001.
  23. Озеров В. Д. Беседы с родителями незрячих детей : Практ. пособие. – М. : АРКТИ, 2007.
  24.  Солнцева Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош ; ред. Г. П. Коваленко ; РГБС. – 3-е изд. - М., 2003.
  25. Пилиповский В.Я. Помощь родителям в воспитании детей.—М.;1992г.
  26.  Подколзина Е. Н. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки у ребенка с нарушением зрения. - М.: РГБС , 2007
  27. Саматова А. В. Ранняя адаптация детей старшего дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения : из опыта работы Центра ран. интервенции при РГБС / А. В. Саматова, А. В. Селиверстова. - М. : РГБС , 2007.
  28. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис, 2000.
  29. Радугина А.А. Психология и педагогика.—М.;2002г. 2-ое издание
  30. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика .—М.;2001г.
  31. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой, В.Э. Денискиной. - М.: «Налоговый вестник», 2004.
  32. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания.—М.;1989г.
  33. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. / Под. ред. Г.А.Урунтаевой. -М.: «Просвещение»; Владос, 1995.
  34. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. - СПб., 2005. 
  35. Шаг за шагом : Развитие незрячего ребенка : Реф. пер. с англ. / сост. и пер. Г.С. Елфимова ; ред. Г.П. Коваленко ; РГБС. – М., 2005.
  36. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи--М.; 1992г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение №1

«Тест-опросник родительского  отношения к ребенку» (А.Л.Варга, В.В. Столина).

1. Я всегда сочувствую  своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом  знать все, что думает мой  ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение  моего ребенка значительно отклоняется  от нормы.

5. Нужно подольше держать  ребенка в стороне от реальных  жизненных проблем, если они  его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку  чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают  ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто  непонятен мне.

9. Я всегда стараюсь  помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда  издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду  по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего  не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что  дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто  совершает такие поступки, которые,  кроме презрения, ничего не  стоят.

15. Для своего возраста  мой ребенок немножко незрелый.

16.Мой ребенок ведет  себя плохо специально, чтобы  досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает  в себя все дурное как «губка».                    
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем 
старании.

19. Ребенка следует держать  в жестких рамках, тогда из  него 
вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья  моего ребенка приходят к нам.

21.Я принимаю участие  в своём ребёнке.                  
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется  успеха в жизни.

24. Когда в компании  знакомых говорят о детях, мне  немного 
стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне 
бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю  своего ребенка со сверстниками, они  
кажется мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием  провожу с ребенком все свое  свободное время.

28. Я часто жалею о  том, что мой ребенок растет  и взрослеет, и с нежностью  вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя  на враждебном отношении к  ребенку.

30. Я мечтаю о том,  чтобы мой ребенок достиг всего  того, что мне не удалось в  жизни.

31. Родители должны приспосабливаться  к ребенку, а не только требовать  этого от него.

32. Я стараюсь выполнять  все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных  решений следует учитывать мнение  ребенка.

34. Я очень интересуюсь  жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком  я часто могу признать, что  он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что  родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь  с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку  дружеские чувства.

39. Основная причина капризов  моего ребенка - эгоизм, упрямство  и лень.

40. Невозможно нормально  отдохнуть, если проводить отпуск  с ребенком.

41. Самое главное, чтобы  у ребенка было спокойное и  беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется,  что мой ребенок не способен  ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения  своего ребенка.

44. Мой ребенок может  вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения  своего ребенка.

46. Мой ребенок часто  раздражает меня.

47. Воспитание ребенка  - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер.

49. Я не доверяю своему  ребенку.

50. За строгое воспитание  дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется,  что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше  недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы  своего ребенка.

54. Мой ребенок не в  состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно  не так.

55. Мой ребенок вырастет  не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится  мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу  за состоянием здоровья моего  ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь  своим ребенком.

59. Ребенок не должен  иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения  о способностях моего ребенка  и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы  ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Тест опросник - 5 шкал(А.Л.Варга, В.В. Столина).

1. «Принятие-отвержение».  Шкала отражает интегральное  эмоциональное отношение к ребёнку. 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. «Кооперация» - социально  желательный образ родительского  отношения. 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

3. «Симбиоз» - шкала отражает  межличностную дистанцию общения  с ребёнком. 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. «Авторитарнаягиперсоциализация»  - отражает форму и направление  контроля за поведением ребёнка. 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия  и понимания ребёнка родителем. 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Экспериментатором учитывается  ответ «Да».

 

Приложение 3

Бланк регистрации  ответов родителей

 

1

11

21

31

41

51

61

2

12

22

32

42

52

 

3

13

23

33

43

53

 

4

14

24

34

44

54

 

5

15

25

35

45

55

 

6

16

26

36

46

56

 

7

17

27

37

47

57

 

8

18

28

38

48

58

 

9

19

29

39

49

59

 

10

20

30

40

50

60

 

Информация о работе Роль семьи в воспитании и социализции детей с нарушением зрения