Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:06, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения.
Объект исследования: детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения.
Низкий уровень развития детско-родительских отношений, родители и дети не понимают друг друга, диагноз ребенка имеет существенное и важное влияние на их взаимоотношения и служит препятствием для формирования адекватных детско-родительских отношений.
2.2 Сравнительный анализ экспериментальных данных.
Для изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих дошкольников с нарушением зрения нами было проведено диагностическое изучение семей контрольной и экспериментальной группы, результаты которого представлены в виде количественных и качественных показателей.
Рассмотрим более подробно
результаты исследования особенностей
детско-родительских отношений в
семьях воспитывающих детей
Проведение «Теста-опросника
родительского отношения к
Семьи с детьми без зрительных патологий
Семьи с детьми со зрительными патологиями
На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Проанализировав ответы родителей,
мы получили следующую картину
В экспериментальной группе к нейтральному уровню можно отнести 3 семьи. Оптимальные родительские отношения к ребёнку в данной группе наблюдаются всего в двух семьях.
В контрольной группе оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 5 семьях.
Проведение методики №2 «Незаконченные предложения», целью которой было выявить родительское отношение к детям. Показало нам, что родители контрольной группы имеют достаточно высокий уровень отношение к своим детям. Родители экспериментальной группы показали от высоко до среднего уровня отношение к детям. Результаты, полученные нами при проведении данной методики, отражены в диаграмме и таблице 2(см. приложение 3).
Семьи с детьми без зрительных патологий
Семьи с детьми со зрительными патологиями
Проведя эксперимент, мы видим, что на высоком уровне развития оказались все семьи контрольной группы и 2 семьи экспериментальной группы. На среднем уровне развития оказались 3 семьи экспериментальной группы.
Качественный анализ нам показал, что во всех семьях контрольной группы и 2 семьях экспериментальной группы – высокий уровень развития детско-родительских отношений. В таких семьях родители и дети достаточно хорошо понимают друг друга. Но в 3 семьях, где есть дети со зрительной патологией – средний уровень развития детско-родительских отношений. В таких семьях родители недостаточно глубоко и полно понимают своих детей, диагноз ребенка имеет существенное влияния на их взаимоотношения в определенные моменты.
Методика №3. «Рисунок семьи», которая была направлена на выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Дети контрольной группы показали высокий уровень внутрисемейных отношений. Дети экспериментальной группы также как и во всех предыдущих методиках показали различные результаты: от высокого уровня до низкого. Результаты представим в диаграмме и таблице 3(см. приложение 3).
Семьи с детьми без зрительных патологий
Семьи с детьми со зрительными патологиями
Итак, по данной методике качественный результат нам показал следующее: в контрольной группе все семьи расположились на высоком уровне развития. В экспериментальной группе 3 семьи высокий уровень развития и 2 семьи на среднем уровне развития.
Анализ рисунков показал, что из 5 семей воспитывающих ребенка с нарушением зрения можно отнести к среднему уровню развития детско-родительских отношений 2 семьи: чаще всего дети рисовали себя грустными, вдали от родителей; 3 семьи – высокий уровень развития детско-родительских отношений: на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей.
В контрольной группе все
семьи с высоким уровнем
В результате исследования каждая семья набрала определенное количество баллов, что и определило уровень развития детско-родительских отношений. Сводную таблицу по результатам исследования представим в виде таблицы 4 (см. приложение 3).
Таким образом, количественная оценка.
Контрольная группа:
- от 15 до 20 баллов – 5 семей (100%)
- от 10 до 15 баллов - нет;
- менее 10 баллов – нет.
Экспериментальная группа:
- от 15 до 20 баллов –3 семьи (60%)
- от 10 до 15 баллов – 1 семья (20%)
- менее 10 баллов – 1семья (20%)
В результате обследуемые семьи по выделенным нами уровням распределились следующим образом – качественная оценка:
Контрольная группа
Уровни |
Количество семей |
% |
Высокий |
5 |
100% |
Средний |
Нет |
0% |
Низкий |
Нет |
0% |
Экспериментальная группа
Уровни |
Количество семей |
% |
Высокий |
3 |
60 % |
Средний |
1 |
20% |
Низкий |
1 |
20% |
В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень развития детско-родительских отношений присутствует у 5 семей контрольной группы (100%) и 3 семей экспериментальной (60%). Члены этих семей либо не испытывали никаких затруднений при выполнении задания, либо испытывали, но совсем незначительные.
Средний уровень развития детско-родительских отношений был отмечен у 1 семьи экспериментальной группы (что составило (20 %). Затруднения, прежде всего, возникали у ребенка данной семьи. Он справлялся с заданиями частично. Трудности в силу дефекта возникли при выполнении задания «Рисунок семьи».
Низкий уровень развития детско-родительских отношений был выявлен только у 1 семьи экспериментальной группы (20%). В данной семье затруднения возникали и у родителей и у ребенка.
Таким образом, обработка данных показала, что оценка взаимоотношений в семьях, имеющих детей с нарушениями зрения, отличается от таковой в семьях, где воспитывается нормально видящий ребенок. Сам факт существования подобных различий свидетельствует о наличии микросоциального компонента. При этом в семьях, имеющих детей, со зрительными патологиями выявляются выраженные тенденции к так называемым симбиотическим отношениям, которые, с одной стороны, обеспечивают формирование индивидуально-психологических особенностей детей с нарушениями рефракции, с другой стороны, играют роль благоприятной почвы для возникновения нарушений зрения. Можно полагать, что ведущим стресс-фактором в таких семьях являются угроза разрыва симбиоза или изменение устойчивых микросоциальных взаимоотношений. С этой точки зрения зрительная патология может рассматриваться как фактор, интегрирующий воспитательную неуверенность родителей, требования, предъявляемые ими к ребенку, и уровень удовлетворения его потребностей в целостную, сбалансированную и весьма устойчивую систему семейных взаимоотношений.
Отсюда со всей очевидностью вытекает необходимость комплексного подхода к профилактике и коррекции зрительных нарушений у детей, включающего в себя не только создание правильных гигиенических условий и режима зрительных нагрузок, но и формирование оптимального микросоциального климата в семье.
2.3 Основные направления коррекционной работы.
Основные направления коррекционной работы семьям, воспитывающих детей со зрительными патологиями
Семья является ячейкой
общества. Роль семьи в воспитании
ребёнка с нарушенным зрением
огромна. Важно преодолеть
Неправильное взаимопонимание среди членов семьи может отрицательно сказываться на детях. Основным условием положительных влияний на детей является согласие, разумные взаимоотношения родителей и старших членов семьи (братьев, сестёр). Дети не должны быть свидетелями конфликтов и скандалов в семье. Нарушения и недостатки воспитания в семье является отрицательным психогигиеническим фактором риска.
Тифлологи - М.И. Земцова, Л.И. Плаксина, Л. Ю. Феоктистова выработали общие советы родителям детей с нарушениями зрения:
1. Ищите и изучайте информацию. Не стесняйтесь спрашивать у специалистов непонятные вам слова, термины.
Старайтесь найти
Не бойтесь задавать вопросы, поскольку, задавая их, вы учитесь лучше понимать то, что касается вашего ребёнка. Записывайте вопросы при встрече со специалистами и вопросы, возникающие в ходе разговора. Заведите дневник, в который заносите всю полученную информацию.
2. Не будьте робкими.
Многие родители чувствуют
3. Держите в курсе проблем вашего ребёнка ваших близких. Не скрывайте от них своих чувств, не замыкайтесь на проблемах вашего ребёнка, общайтесь с другими детьми, делитесь с друзьями. Живите сегодняшним днём. Сравнивайте успехи вашего ребёнка сегодня с успехами вчерашнего дня.
4. Не бойтесь проявлять
чувства. Многие родители, особенно
отцы, подавляют свои эмоции, так
как полагают, что выказывать
свои переживания – это
5. Научитесь справляться
с горечью и озлоблением. Это
вполне понятно, когда
6. Постарайтесь быть благодарным.
7. Придерживайтесь реальности.
Придерживаться реальности –
это принимать жизнь такой,
какая она есть, и осознавать,
что есть вещи, которые мы не
можем изменить, и есть вещи, которые
мы изменить можем. Ваша
8. Не забывайте о себе.
В сложных жизненных ситуациях
каждый человек ведёт себя
по-разному. Может быть, вам помогут
несколько общих советов:
9. Избегайте жалости. Жалость
к самому себе, жалость со стороны
других людей или жалость к
ребёнку делает беспомощным.
10. Не осуждайте. Бывает,
что некоторые родители
11. Помните, что это ваш ребёнок. Да, развитие вашего ребёнка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным или менее нуждающимся в вашей любви и заботе. Любите вашего ребёнка и радуйтесь ему.
12. Осознайте, что вы
не одиноки. Чувство
Информация о работе Роль семьи в воспитании и социализции детей с нарушением зрения