Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 13:13, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Выявить педагогические возможности традиционных народных праздников для формирования культуры здоровья у дошкльников.
3. Составить методические рекомендации по формированию культуры здоровья у старших дошкольников.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста………………………………………………………..6
1. Проблема формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………6
2. Анализ программ для ДОУ в аспекте изучаемой проблемы……….14
3. Роль и место народных праздников в формировании культуры здоровья………………………………………………………………………16
Глава 2. Методика формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..20
2.1. Формирование культуры здоровья в процессе организации и проведении русских народных праздников………………………………………………21
2.2. Методические рекомендации по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………………..31
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хакасский
государственный университет
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра
педагогики и психологии профессионального
образования
Русские
народные праздники
как средство формирования
культуры здоровья старших
дошкольников
Курсовая работа по специальности
050703 –
Дошкольная педагогика и
Студент…………………………………………………………
Научный
руководитель ………………………………………..
Абакан 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основы формирования культуры здоровья
детей дошкольного возраста……………………………………………………….
Глава 2. Методика
формирования культуры здоровья у детей
старшего дошкольного возраста……………………………………………………….
2.1. Формирование культуры здоровья в процессе организации и проведении русских народных праздников………………………………………………21
2.2. Методические рекомендации по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...24
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………..31
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их готовности к школьному образованию и успешной жизни, в то время как статистические данные фиксируют снижение показателей здоровья детей в России. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается самоценность периода детства и право ребенка на счастье, необходимость охраны и укрепления здоровья детей. Проблемы дошкольного детства как особого периода жизни человека становятся в центре внимания педагогов, психологов, социологов (М.М. Безруких, Л.Б. Валова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Е.И. Герасимова, Н.П. Флегонтова, Т.В. Фуряева, Л.М. Шипицына и др.). В дошкольном детстве закладываются основы общей культуры личности, компонентом которой является культура здоровья. Ситуация в обществе требует от педагога нового уровня профессионализма как специалиста по развитию ребенка, инновационных взглядов на проблему здоровья и решительных действий, позволяющих создать прочный фундамент здоровья ребенка.
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека является одной из актуальных не только в России, но и во всем мире. Крупномасштабные изменения в ноосфере создают неблагоприятные условия для жизнедеятельности людей (И.Ю. Алексашина, Б. С. Гершунский, Э.Н. Гусинский, Л.П. Мордвинцева, Ю.Н. Турчанинова и др.). К ним относятся глобальные нравственно-экологический и экономический кризисы, стремительно растущая технологизация жизни, увеличивающийся поток информации, требующий самоосмысления, убыстряющийся темп: развития, а также усиливающаяся отчужденность социальных отношений. Возрастает влияние стрессогенного фактора урбанистического образа жизни. От человека в современном обществе требуется способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни и кризисным ситуациям, что требуют повышенных физических, психических и интеллектуальных усилий, ясной ценностной ориентации, а, следовательно, и высокого уровня здоровья. В исследованиях здоровье человека рассматривается как социально-педагогическая категория (И.И. Брехман, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, Н.М. Полетаева, В.П. Петленко и др.), как непреходящая ценность и интегральная характеристика целостности личности, имеющая медико-психологический и социально-педагогический аспекты. Сложность и многогранность задачи укрепления и сохранения здоровья детей требует появления педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, обязательной составляющей которой является культура здоровья (Л.И. Гришкина, В.Т. Лободин, Е.Г. Новолюдская, И.И. Новоселова, Н.М. Полетаева, С.М. Симоненко и др.). Акмеологический подход в образовании направлен на формирование личности, имеющей новую систему ценностных ориентации, включая здоровье как ценность и мотивацию здорового образа жизни. Дошкольный период детства как фундаментальный для последующего развития и самореализации человека обусловливает задачу поиска эффективных способов улучшения здоровья ребенка на этом возрастном этапе.
Здоровье предопределяется психофизиологическими особенностями ребенка, и в то же время зависит от образа жизни семьи как ближайшего социального окружения растущего человека, обусловлено условиями социальной среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность.
Остается актуальной задача разработки проблемы сотрудничества педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья детей при организации их жизнедеятельности как здоровьесозидающей, то есть организованной на основе принципов здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей дошкольников и направленной на укрепление их здоровья посредством подражания, взаимообучения и самоорганизации. Важно определить возможности традиционных русских народных праздников, разновозрастных групп, технологий коллективных творческих дел, игровой деятельности, ценностных ориентации на здоровье, здоровый образ жизни и здоровьесозидающую позицию личности.
Цель исследования: выявить влияние традиционных русских народных праздников на формирования культуры здоровья растущего ребенка на этапе дошкольного детства.
Предмет исследования: формирование культуры здоровья дошкольников, осуществляемое в процессе проведения русских народных праздников в старшей группе ДОУ.
Задачи исследования:
1.
Провести анализ психолого-
2. Выявить педагогические возможности традиционных народных праздников для формирования культуры здоровья у дошкльников.
3. Составить методические рекомендации по формированию культуры здоровья у старших дошкольников.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; анализ программ для ДОУ
Теоретическая значимость: в выявлении педагогических возможностей традиционных народных праздников как средства формирования культуры здоровья дошкольников (образцы здорового образа жизни, эмоциональность, массовость, нестандартность, креативность, связь с сезонными изменениями природы, духовность и т.д.).
Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из:
Введения;
2-х глав;
Заключения;
Списка
используемой литературы;
Глава 1. Теоретические основы исследования формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста
Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как «жизнь» и «смерть», в далёкой древности сформировалось и понятие «здоровье». Вначале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек — значит, не больной человек.
На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни
Современная
стратегия образования
Проблемы определения сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни связанны, отчасти, с неоднозначностью в
истолковании
сущности понятия «здоровье», являющегося
основной категорией в проблеме здоровый
образ жизни. Здоровье человека - это
очень сложный феномен
Здоровье — динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни [8, с 76].
Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.
Образ жизни — совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.
Здоровый образ жизни - способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие.
Это
социально и исторически
По мнению Г.М. Соловьева, культура здорового образа жизни личности — это социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое ее состояние, характеризующееся определенным уровнем знаний и интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентации, физической культуры, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания и интегрированных в практической жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье.
Укрепление здоровья — система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума [23].
В своем исследовании мы исходили из того, что культура здорового образа жизни представляет собой комплекс культурно-оздоровительных мер, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Формировать его целесообразно в дошкольном возрасте, так как именно на этом этапе закладывается фундамент здоровья; происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности; формируются движения, осанка, развиваются физические качества.
Здоровье определялось как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. С развитием общества и различных наук это понятие наполнялось новым содержанием, а определение «здоровый» стали соотносить с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием.
Анализ литературы показал, что значимость здоровья для человека отразилась и в формировании языка народа. Самое общеупотребительное приветствие «здравствуйте» означает не что иное, как пожелание здоровья.
На основе контент-анализа, социологической, психолого-педагогической литературы представлены научные подходы к определению сущности понятия «культура здоровья» и сопряженных с ним терминов. Анализ современных исследований позволил систематизировать и оценить факторы, влияющих на культуру здоровья, дифференцировать и охарактеризовать компоненты и принципы культуры здоровья.