Русские народные праздники как средство формирования культуры здоровья старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 13:13, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Выявить педагогические возможности традиционных народных праздников для формирования культуры здоровья у дошкльников.
3. Составить методические рекомендации по формированию культуры здоровья у старших дошкольников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста………………………………………………………..6
1. Проблема формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………6
2. Анализ программ для ДОУ в аспекте изучаемой проблемы……….14
3. Роль и место народных праздников в формировании культуры здоровья………………………………………………………………………16
Глава 2. Методика формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..20
2.1. Формирование культуры здоровья в процессе организации и проведении русских народных праздников………………………………………………21
2.2. Методические рекомендации по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

    При организации праздников должны быть учтены меры безопасности. Так же воспитателями  должна быть разработана программа, которая способствует физическому  развитию. Вся организация праздника и предварительная работа должны подчинятся одной цели – укрепить здоровье детей.

В процессе воспитания здорового образа жизни у детей, наряду, с праздниками, в ходе которых также решаются задачи по закреплению словаря, в обязательном порядке необходима предварительная работа, которая ведется в свободное от занятий время с опережением данного праздника на одну неделю.

Как во время  проведения праздника, так и в ходе предварительной работы используется наглядность для более эффективного восприятия ребенком поданного материала.

Решая задачи по формированию здорового образа жизни  у детей дошкольного возраста в ходе работы, педагог в обязательном порядке должен также заботится  и о здоровье самого ребенка.

Рассмотрим конспект проведения праздника «Широкая Масленица». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Методические рекомендации  по формированию  культуры здоровья  у детей старшего  дошкольного возраста 

В детском саду должны выполнятся следующие задачи:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе. 
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни. 
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Формирование  культуры здоровья в основном происходит на занятиях.

Организация работы с детьми строится с учетом следующих  методических требований:

1. Структура занятий:

  1. Организационный момент;
  2. Гимнастика;
  3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее;
  4. Познавательный блок;
  5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.
  6. Дидактическая или подвижная игра на закрепление;

Продолжительность занятия: старшая и подготовительная к школе группа – 25-30 минут.

Продолжительность каждого блока занятия может  варьироваться в зависимости  от физиологического и эмоционального состояния детей на данный момент.

2. Выполнение  санитарно-гигиенических требований:

  • Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении
  • Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
  • Дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения
  • Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее чем за 1 час до еды
  • Подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей
  • Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется мед. работниками

3. Учет психо-физиологических  и эмоционально-личностных особенностей  детей. 

  • Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста
  • Соответствие упражнений двигательным возможностям детей
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и др.)
  • Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности
  • Единство требований всех членов педагогического коллектива по отношению к каждому конкретному ребенку.

Занятия должны преследовать следующую цель – формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Данная цель реализуется посредством следующих задач:  

 Дать детям  общее представление о здоровье, как о ценности, расширить представления  детей о состоянии собственного  тела, узнать свой организм, научить  беречь свое здоровье и заботится  о нем.  

 Помочь детям  в формировании привычек здорового  образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков.  

 Расширят  знания дошкольников о питании,  его значимости, о взаимосвязи  здоровья и питания.  

 Формировать  положительные качества личности  ребенка, нравственного и культурного  поведения - мотивов укрепления здоровья.

Примером занятия  по формированию культуры здоровья может  являться

занятие  "Страна волшебная - здоровье"

Программное содержание:  

 Дать детям  общее представление о здоровье  как ценности, о которой необходимо  постоянно заботится.  

 Воспитывать  желание заботится о своем  здоровье.  

 Развивать  воображение и умение отображать  свой замысел в рисунке. 

Методические  приемы: беседа, игровой момент, вопросы к детям, использование наглядного материала, оздоровительная минутка

Материал: Картинки с изображением 2 гномов или куклы: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, с перевязанной рукой, неаккуратный; на каждого ребенка альбомный лист и карандаши.

Словарная работа: уточнить и закрепить слова: здоровье, здоровяк, редко болеющий.

Предварительная работа: привитие детям гигиенических навыков, беседа с детьми о пользе зарядки, чтение художественной и познавательной литературы по теме, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня я хотела с вами поговорить на очень важную тему - о здоровье. Как вы думаете. Что такое здоровье? (суждения детей). Да, дети, некоторые из вас понимают. Что же такое здоровье, но не все знают, что же надо делать для того, чтобы быть здоровы. Вот сегодня на занятии мне и помогут два новых моих друга поведать вам о волшебной стране - здоровье. Они пришли к нам из чудесной страны сказок. Это гномы. Одного зовут Здоровяк, а другого – растяпа (обращает внимание детей на персонажей).

Посмотрите. Как  вы думаете, кто из них Здоровяк, а кто Растяпа?

Ответы детей.

А почему вы так  решили? Кто поделится своим мнением? (суждения детей)

Да, я согласна с вашим мнением. Крепких, сильных, редко болеющих детей называют здоровяками. Посмотрите, какой цвет лица у нашего Здоровяка. У него румяные щеки, крепкая стройная фигура, я думаю, что он занимается спортом, много гуляет на свежем воздухе, он соблюдает правила поведения на улице, не ест не мытые фрукты и овощи, не забывает делать зарядку. И он конечно знает, что полезно. А что вредно для здоровья.

Вы со мной согласны? Или кто-то думает по-другому? Поделитесь своим мнением, или добавьте, может я что-то упустила и не сказала о Здоровяке.

А как вы думаете, Растяпа ведет такой-же образ жизни или нет? А почему? Правильно, по нему видно, что он растяпа. Давайте с вами поможем стать ему таким, как Здоровяк. Итак, начинаем помогать Растяпе, но прежде всего мы должны сами показать ему пример. Я правильно говорю? Предлагает провести оздоровительную минутку.

Физ. минутка "Божья коровка"  

Вокруг себя покружились, и в божьих коровок превратились (кружатся).

Божьи коровки, покажите ваши головки. Носики, ротики, крылышки - ручки, ножки, животики (показывают названные части тела).

Божьи коровки, поверните на право головки. Божьи коровки, поверните налево головки (повороты головой вправо, влево).

Ножками притопните, крылышками хлопните (топают ногами. Хлопают руками).

Друг к другу  повернулись и мило улыбнулись (поворачиваются, улыбаются, садятся).

Воспитатель: Дети, какого человека мы называем здоровым?

Если человек  болен. Ему нездоровится, то как он выглядит? (Ответы детей) Какие вы молодцы ребята! Что должен сделать Растяпа, чтобы быть красивым, сильным, умным, здоровым? (Ответы детей).

Итак, теперь гном и мы знаем, что здоровье – это сила и ум. Что здоровье – это волшебная страна, это красота, это то, что нужно беречь всегда, это самое большое богатство каждого человека. Здоровье – это когда ты весел, когда у тебя все получается, когда у тебя нет температуры и ты можешь ходить в садик, гулять на свежем воздухе, кататься с горки, когда у тебя ничего не болит. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Вы со мной согласны? Я думаю, что мы с вами помогли Растяпе и не хотелось бы, чтобы у него оставалось такое не красивое имя. Давайте с вами придумаем ему новое имя, но и внешний вид ему поменять тоже необходимо. Правда?

Сейчас каждый из вас придумает нового гнома, собственного и нарисует его. Это может быть гном – мальчик или гном – девочка. Придумайте его сами и нарисуйте, но уже опрятного, красивого, здорового (самостоятельная деятельность детей). Анализ занятия и рисунков.

Так же мы создали  методические рекомендации при проведении праздников:

  • Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
  • Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.
  • При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.
  • При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.
  • При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.
  • Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.
  • Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.
  • В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.
  • В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.
  • После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.
  • В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.
 
 

Заключение

Настоящее время  достаточно быстро характеризуется  изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".

Здоровье рассматривается  как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой  необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости  сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к  здоровому образу жизни. В настоящее время во многих детских садах проводятся занятия по воспитанию здорового образа жизни в ходе кружковой работы, при оказании дополнительных образовательных услуг.

Актуальность  этой темы подтверждается тем, что идут различные программные разработки, которые помогают сохранить здоровье ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы.

1.Аллакаева Л.  М. Педагогические основы 1. формирования  культуры здоровья школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. М. Аллакаева М., 2003. - 234 с.

2. Ахвердова О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования. / О.А. Ахвердова, В.А. Магин // Теория и практика физической культуры – 2002. – № 9 – С. 12-18.

3. Бароненко В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья / В.А. Бароненко // Валеология – 2002. – № 3 – С.74-77.

4. Брехман И.И. Валелогия. Начало пути//Советская Россия. – 1980. 29 мая - №122.

5. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990.

6. Горащук В. П. Теоретические и методологические основы формирования культуры здоровья школьников. – Рукопись. Диссертация на соискание научной степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика и история педагогики.

Информация о работе Русские народные праздники как средство формирования культуры здоровья старших дошкольников