Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 13:13, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Выявить педагогические возможности традиционных народных праздников для формирования культуры здоровья у дошкльников.
3. Составить методические рекомендации по формированию культуры здоровья у старших дошкольников.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста………………………………………………………..6
1. Проблема формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………6
2. Анализ программ для ДОУ в аспекте изучаемой проблемы……….14
3. Роль и место народных праздников в формировании культуры здоровья………………………………………………………………………16
Глава 2. Методика формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..20
2.1. Формирование культуры здоровья в процессе организации и проведении русских народных праздников………………………………………………21
2.2. Методические рекомендации по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………………..31
При организации праздников должны быть учтены меры безопасности. Так же воспитателями должна быть разработана программа, которая способствует физическому развитию. Вся организация праздника и предварительная работа должны подчинятся одной цели – укрепить здоровье детей.
В процессе воспитания здорового образа жизни у детей, наряду, с праздниками, в ходе которых также решаются задачи по закреплению словаря, в обязательном порядке необходима предварительная работа, которая ведется в свободное от занятий время с опережением данного праздника на одну неделю.
Как во время проведения праздника, так и в ходе предварительной работы используется наглядность для более эффективного восприятия ребенком поданного материала.
Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ходе работы, педагог в обязательном порядке должен также заботится и о здоровье самого ребенка.
Рассмотрим конспект
проведения праздника «Широкая Масленица».
2.2. Методические рекомендации по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста
В детском саду должны выполнятся следующие задачи:
1. Сохранение и
укрепление здоровья детей на основе использования
доступных для детского сада средств физического
воспитания, оптимизации двигательной
деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей
в процессе получения знаний о здоровом
образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического
коллектива и самих детей в укреплении
их здоровья, развитии творческого потенциала.
Формирование культуры здоровья в основном происходит на занятиях.
Организация работы с детьми строится с учетом следующих методических требований:
1. Структура занятий:
Продолжительность занятия: старшая и подготовительная к школе группа – 25-30 минут.
Продолжительность каждого блока занятия может варьироваться в зависимости от физиологического и эмоционального состояния детей на данный момент.
2. Выполнение
санитарно-гигиенических
3. Учет психо-физиологических
и эмоционально-личностных
Занятия должны преследовать следующую цель – формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Данная цель
реализуется посредством
Дать детям
общее представление о
Помочь детям
в формировании привычек
Расширят
знания дошкольников о питании,
Формировать
положительные качества
Примером занятия по формированию культуры здоровья может являться
занятие "Страна волшебная - здоровье"
Программное содержание:
Дать детям
общее представление о
Воспитывать желание заботится о своем здоровье.
Развивать
воображение и умение
Методические приемы: беседа, игровой момент, вопросы к детям, использование наглядного материала, оздоровительная минутка
Материал: Картинки с изображением 2 гномов или куклы: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, с перевязанной рукой, неаккуратный; на каждого ребенка альбомный лист и карандаши.
Словарная работа: уточнить и закрепить слова: здоровье, здоровяк, редко болеющий.
Предварительная работа: привитие детям гигиенических навыков, беседа с детьми о пользе зарядки, чтение художественной и познавательной литературы по теме, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодня я хотела с вами поговорить на очень важную тему - о здоровье. Как вы думаете. Что такое здоровье? (суждения детей). Да, дети, некоторые из вас понимают. Что же такое здоровье, но не все знают, что же надо делать для того, чтобы быть здоровы. Вот сегодня на занятии мне и помогут два новых моих друга поведать вам о волшебной стране - здоровье. Они пришли к нам из чудесной страны сказок. Это гномы. Одного зовут Здоровяк, а другого – растяпа (обращает внимание детей на персонажей).
Посмотрите. Как вы думаете, кто из них Здоровяк, а кто Растяпа?
Ответы детей.
А почему вы так решили? Кто поделится своим мнением? (суждения детей)
Да, я согласна с вашим мнением. Крепких, сильных, редко болеющих детей называют здоровяками. Посмотрите, какой цвет лица у нашего Здоровяка. У него румяные щеки, крепкая стройная фигура, я думаю, что он занимается спортом, много гуляет на свежем воздухе, он соблюдает правила поведения на улице, не ест не мытые фрукты и овощи, не забывает делать зарядку. И он конечно знает, что полезно. А что вредно для здоровья.
Вы со мной согласны? Или кто-то думает по-другому? Поделитесь своим мнением, или добавьте, может я что-то упустила и не сказала о Здоровяке.
А как вы думаете, Растяпа ведет такой-же образ жизни или нет? А почему? Правильно, по нему видно, что он растяпа. Давайте с вами поможем стать ему таким, как Здоровяк. Итак, начинаем помогать Растяпе, но прежде всего мы должны сами показать ему пример. Я правильно говорю? Предлагает провести оздоровительную минутку.
Физ. минутка "Божья коровка"
Вокруг себя покружились, и в божьих коровок превратились (кружатся).
Божьи коровки, покажите ваши головки. Носики, ротики, крылышки - ручки, ножки, животики (показывают названные части тела).
Божьи коровки, поверните на право головки. Божьи коровки, поверните налево головки (повороты головой вправо, влево).
Ножками притопните, крылышками хлопните (топают ногами. Хлопают руками).
Друг к другу повернулись и мило улыбнулись (поворачиваются, улыбаются, садятся).
Воспитатель: Дети, какого человека мы называем здоровым?
Если человек болен. Ему нездоровится, то как он выглядит? (Ответы детей) Какие вы молодцы ребята! Что должен сделать Растяпа, чтобы быть красивым, сильным, умным, здоровым? (Ответы детей).
Итак, теперь гном и мы знаем, что здоровье – это сила и ум. Что здоровье – это волшебная страна, это красота, это то, что нужно беречь всегда, это самое большое богатство каждого человека. Здоровье – это когда ты весел, когда у тебя все получается, когда у тебя нет температуры и ты можешь ходить в садик, гулять на свежем воздухе, кататься с горки, когда у тебя ничего не болит. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Вы со мной согласны? Я думаю, что мы с вами помогли Растяпе и не хотелось бы, чтобы у него оставалось такое не красивое имя. Давайте с вами придумаем ему новое имя, но и внешний вид ему поменять тоже необходимо. Правда?
Сейчас каждый из вас придумает нового гнома, собственного и нарисует его. Это может быть гном – мальчик или гном – девочка. Придумайте его сами и нарисуйте, но уже опрятного, красивого, здорового (самостоятельная деятельность детей). Анализ занятия и рисунков.
Так же мы создали методические рекомендации при проведении праздников:
Заключение
Настоящее время
достаточно быстро характеризуется
изменениями природной и
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. В настоящее время во многих детских садах проводятся занятия по воспитанию здорового образа жизни в ходе кружковой работы, при оказании дополнительных образовательных услуг.
Актуальность
этой темы подтверждается тем, что идут
различные программные
Список используемой литературы.
1.Аллакаева Л. М. Педагогические основы 1. формирования культуры здоровья школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. М. Аллакаева М., 2003. - 234 с.
2. Ахвердова О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования. / О.А. Ахвердова, В.А. Магин // Теория и практика физической культуры – 2002. – № 9 – С. 12-18.
3. Бароненко В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья / В.А. Бароненко // Валеология – 2002. – № 3 – С.74-77.
4. Брехман И.И. Валелогия. Начало пути//Советская Россия. – 1980. 29 мая - №122.
5. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
6. Горащук В. П. Теоретические и методологические основы формирования культуры здоровья школьников. – Рукопись. Диссертация на соискание научной степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика и история педагогики.