Русские народные праздники как средство формирования культуры здоровья старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 13:13, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Выявить педагогические возможности традиционных народных праздников для формирования культуры здоровья у дошкльников.
3. Составить методические рекомендации по формированию культуры здоровья у старших дошкольников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста………………………………………………………..6
1. Проблема формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………6
2. Анализ программ для ДОУ в аспекте изучаемой проблемы……….14
3. Роль и место народных праздников в формировании культуры здоровья………………………………………………………………………16
Глава 2. Методика формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..20
2.1. Формирование культуры здоровья в процессе организации и проведении русских народных праздников………………………………………………21
2.2. Методические рекомендации по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

    Проблема  популяризации и формирования здорового  образа жизни приобретает в настоящее  время особую актуальность, так как  социально-экономические перестройки, глобальный экономический кризис, ухудшение  бытовых, экологических, гигиенических и психологических условий, демографической обстановки негативно сказывается на состоянии здоровья детского и взрослого населения [16].

    По  данным ВОЗ здоровье на 50% зависит  от условий и образа жизни людей; на 8% - от качества медицинских услуг; на 20% - от влияния внешней среды и на 20% – от генетической наследственности. Главный резерв сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста – это формирование культуры здорового образа жизни.

    Термин  «культура здоровья» и его  характеристика рассматривается различными авторами неоднозначно. Этот термин был введен философом Климовой В.К. в 80-х годах, но само значение этого понятия не было представлено. Понятие «культура здоровья» в работах российских и иностранных ученых достаточно широко используется. Научные исследования по формированию культуры здоровья дошкольников в области педагогического, культурологического и валеологического образования и воспитания страдают фрагментарностью и не дают возможность представить целостную картину научных взглядов на эту проблему. Поэтому анализ существующих подходов к формированию культуры здоровья является актуальным.

    Так как понятие «культура здоровья»  представляет собой многоуровневое образование, охватывает почти все  стороны жизни человека и является важной составляющей его общей культуры, обусловленной материальной и духовной средой жизнедеятельности общества, то выделяют критерии культуры здоровья и методы изучения уровней культуры здоровья личности [9].

    О.А. Ахвердова и В.А. Магин [2] рассматривают феномен «культуры здоровья», как интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности, универсальности ее связей с окружающим миром и людьми, а также способности к творческой и активной жизнедеятельности. Авторы вводят понятие культуры здоровья, а также вводят критерии, по которым

судят о наличии культуры здоровья (табл.).

Универсальной методики изучения культуры здоровья в науке не разработано, поэтому  ученые предлагают использовать методы, позволяющие изучить каждый компонент в отдельности от этого интегративного образования. 
 

Критерии и показатели культуры здоровья личности

Структурные компоненты Критерии Показатели
Когнитивно-

мотивационный

Когнитивный 1. Понимание  сущности культуры здоровья.

2. Пополнение объема знаний о духовном, психофизическом и социальном здоровье личности.

3. Осознание  здоровья и культуры как общечеловеческих  ценностей

Мотивационный 1. Осознанное  проектирование жизненных устремлений,  определяющих modus Vivendi - образ жизни.

2. Валеологическое поведение, обуславливающее здоровый образ жизни

Эмоциональный Эмоциональный 1. Эмоциональная  устойчивость.

2. Преодоление  трудностей и психических состояний  на эмоционально-положительном фоне

Когнитивно-волевой Коммуникативно-

деятельностный

1. Наличие и  объем знаний по культуре общения.

2. Проявление  коммуникативной толерантности.

3. Поисковая  активность.

4. Удовлетворение  оптимального двигательного режима

Волевой 1. Стремление  к саморазвитию, самосовершенствованию  и самовоспитанию.

2. Волевая регуляция поведения, преодоление трудностей в достижении поставленных целей

 

Пробуя систематизировать  и оценить множество факторов, влияющих на культуру здоровья различные  авторы [1,9,10] вводят свои классификации и выделяют следующие принципы культуры здоровья:

Первый принцип - механизм «сохранения здоровья», проявляется  в социальной защищенности граждан, гарантирующих им относительное  материальное благополучие, медицинские  услуги, социальное обеспечение и  т.д.

Второй принцип - «повышение резервов здоровья», следует связывать с социальной активностью граждан, с правами граждан на свободное проявление своих биологических и социальных возможностей и

их воплощением  в жизнь.

Третий принцип - установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, поэтому в структуре валеологического обеспечения

жизнедеятельности особое значение приобретает педагогический или воспитательный компонент, сущность которого состоит в «обучении  здоровью с самого раннего возраста». Поэтому основным компонентом является здоровье подрастающего поколения и, прежде всего, здоровье детей, подростков, юношей и девушек в процессе их развития и взросления.

Такая оценка показывает насколько личность осознает здоровье и культуру как общечеловеческие ценности, свою связь с окружающим миром и людьми, свои действенно-волевые качества. Бароненко В.А [3], также считает, что культура здоровья – важнейшая составляющая общей системы

культуры, а Горащук  В.П. [6] рассматривает формирование культуры здоровья школьников как условие внутреннего духовного становления личности.

Содержание культуры здоровья включает в себя три компонента:

1) интеллектуальный - знания в области валеологии, организации здорового образа  жизни, сохранения и укрепления здоровья;

2) эмоционально-ценностный - активное положительное отношение  к своему здоровью, к организации  здорового образа жизни;

3) действенно-практический - применение валеологических знаний, умений и навыков в практике  организации здорового образа жизни.

Некоторые авторы вводят термин детерминанты культуры здоровья, подразумевая под ним множество  факторов, обуславливающих здоровье человека и классифицируют их по группам [1,2]:

• Биологические факторы (в частности, генетические).

• Физическая среда (факторы внешней среды).

• Социальная среда (среда, в которой растут дети, условия  жизни, начиная с раннего возраста, обучение здоровью).

• Индивидуальный образ жизни (исключение негативных воздействий, например, курения и  употребления алкоголя, адекватное питание, личная гигиена, физическая культура, режим труда и отдыха и др.).

• Служба здоровья (повышение мотивации здорового  поведения).

Другие авторы [9,10] предлагают оценивать различные составляющие культуры здоровья. Это:

• Физическая (физическая активность, физическое благополучие, физические ограничения, наличие или отсутствие вынужденного пребывания в постели).

• Психическая (психологическое благополучие, контроль поведенческих и или эмоциональных  реакций, познавательное функционирование, наличие

или отсутствие беспокойства / депрессии).

• Социальная (контакты с людьми, социальные ресурсы).

• Ролевая (ролевое  функционирование, т.е. свобода в  выполнении обычных ролей дома, на работе, в школе).

• Общее восприятие благополучия (самооценка текущего здоровья, перспектива культуры здоровья, боль: интенсивность, частота, длительность).

   Помимо медицинских и психологических аспектов здоровье человека и его образ жизни имеют и гуманитарный аспект. Низкий уровень культуры здоровья дошкольников способствует распространению вредных

привычек и  факторов риска для физического, нравственного и духовного здоровья.

    Рассматривая  культуру как один из факторов здоровья Семенов В.С. считает, что культурный человек не может позволить себе болеть; следовательно, высокий уровень заболеваемости населения (в особенности такими хроническими заболеваниями как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет и др.), рост числа лиц с избыточной массой тела, а также курящих, употребляющих алкоголь, является показателем низкого уровня их культуры. Брехман И.И. отмечает, что довольно часто люди, несмотря на общую грамотность болеют теми болезнями, для профилактики которых достаточно вести здоровый образ жизни, чтобы задействовать огромные резервы физического и психического здоровья, которыми они обладают для увеличения продолжительности активной и счастливой жизни подрастающего поколения [4].

    Анализ  теоретических исследований показал, что в научной литературе не сформировалось однозначного подхода в определении  основных понятий проблемы культуры здоровья: «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни». Анализ современных исследований позволил систематизировать и оценить факторы, влияющих на культуру здоровья, дифференцировать и охарактеризовать компоненты культуры здоровья.

    Раскрытие теоретико-методических основ культуры здоровья, его компонентного состава  и уровня знаний о навыках сохранения и укрепления здоровья даст возможность  для более глубокого осмысления сущности этого явления, выявлению  проблем, мешающих приобщению молодежи к здоровому образу жизни. 
 
 
 
 

    1.2 Анализ программ для ДОУ в аспекте изучаемой проблемы

    Здоровье  – это важное составляющее жизни  человека. И его нужно формировать  с детства. Поэтому в этой части мы рассмотрим, как в различных программах раскрыта тема культуры здоровья. И какое место здоровье занимает в образовании дошкольников.

    Все программы делятся на две части. Это комплексные и парциальные  программы. Мы будем в основном рассматривать  комплексные программы, и только одну парциальную. Мы провели анализ таких программ как: программа воспитания и обучения в детском саду Васильевой, «Радуга», «Детство», «Юный эколог», «Из детства в отрочество».

    В программе «Радуга», тема здоровья не занимает отдельной позиции. Но дети изучают строение тела человека. Так же им преподаются правила безопасности. Так детей обучают правилам обращения с огнем, правила поведения на природе. Детям рассказываются те правила и нормы, которые помогут сохранить здоровья ребенка.

    В программе Васильевой здоровью уделяется больше внимания. В программе прописаны такие общие задачи как: всемерное укрепление здоровья детей, совершенствование физического развития.

    А так же ряд частных задач:

    – воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;

    – воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей;

    – при кашле или чихании закрывать рот платком, отворачиваться в сторону [13].

Данные задачи усложняются в зависимости от возраста.

    Так же в данной программе большое  внимание уделяется оздоровительным процедурам. В них входит закаливание воздухом, солнцем и водой. Так же проведение утренней гимнастики и физических досугов.

    В программе «Детство» одной из основных задач является задача по укреплению здоровья, развитию двигательной и гигиенической культуры детей [7]. Так же в этой программе прописан ряд требований, которые помогут сохранить здоровье ребенка.

    По  этой программе дошкольники активно  приобщаются к нормам здорового  образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании [7]. Так же по данной программе предполагается знание детьми пословиц, поговорок, стихов о здоровье, гигиене.

Информация о работе Русские народные праздники как средство формирования культуры здоровья старших дошкольников