Русские народные праздники как средство формирования культуры здоровья старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 13:13, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Выявить педагогические возможности традиционных народных праздников для формирования культуры здоровья у дошкльников.
3. Составить методические рекомендации по формированию культуры здоровья у старших дошкольников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста………………………………………………………..6
1. Проблема формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………6
2. Анализ программ для ДОУ в аспекте изучаемой проблемы……….14
3. Роль и место народных праздников в формировании культуры здоровья………………………………………………………………………16
Глава 2. Методика формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..20
2.1. Формирование культуры здоровья в процессе организации и проведении русских народных праздников………………………………………………21
2.2. Методические рекомендации по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

    В программе «Из детства в отрочество»(Т.Н.Доронова) одной из целей является формирование здоровья и развития детей путем профилактики и коррекции ранних отклонений, повышения устойчивости к стрессам и обеспечения созревания всех функциональных систем организма. По этой программе для каждого возрастного этапа в работе соблюдается принцип максимального использования своеобразия каждого отдельного периода детства и определяются задачи, требующие решения в условия семьи и детского сада по направлению «Здоровье» [22].

    По этому направлению идет работа по охране и укреплении физического и психического здоровья детей, их физическое развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами изучит и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику его дальнейшего оздоровления [22].

    Таким образом можно сделать вывод, что вопросам защиты здоровья в программах для ДОУ уделяется достаточное внимание. Практически, во всех программах есть главы посвященные здоровью детей. Лучше всего этот материал представлен в программах «Из детства в отрочество» и «Детство». Отсюда можно сделать вывод, что сохранение здоровья детей является одной из приоритетных задач. 

    1.3 Роль и место народных праздников в формировании культуры здоровья дошкольников

    Становление личности человека – сложный и  длительный процесс. Особое место в  этом процессе занимает дошкольное детство, которое А.Н. Леонтьев назвал периодом “первоначального сложения личности”. В этом возрасте начинают развиваться  первые “механизмы” поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, происходит усвоение первичных нравственных норм.

    Каждому человеку и каждому народу, чтобы  жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

    Прошлое, настоящее и будущее связаны  в личности каждого человека, в  творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются  эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

    “Русский  народ не должен терять своего нравственного  авторитета среди других народов  – авторитета, завоеванного русским  искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний” (Д.С. Лихачев)

    К концу дошкольного возраста у  детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в  окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить  обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать  соответствующую линию поведения.

    Праздник  в детском саду - особый день для  ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными  способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.

    Праздник  помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.

    Следуя  законам народной педагогики можно  сделать вывод, что народные праздники  составляют основу этой педагогики. Они  дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых), а также  родителей воспитанников ДОУ.

    Основной  целью и средством воспитания детей в детском саду в народной педагогике является общение, реализуемое  в трудовой, празднично-игровой, учебной  и других видах деятельности. Общение, особенно с взрослыми, внимание и  любовь близких помогают малышу усвоить определенные знания, умения и характер отношений.

    Все эти задачи, как эстетического, так  и нравственного воспитания нашли  свое отражение в одном из компонентов  народной культуры - народном празднике. Однако чтобы праздник не утратил своей новизны, яркости необходимо учитывать подготовительный период к празднику.

    А ведь вся наша культура всегда рождалась  в недрах религии и тысячелетиями  была с ней связана. Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров... На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье ни когда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.

    «Наконец, праздник - это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и использованием традиционных песен» (А.Н. Зимина).

    Народные  праздники, как совместная деятельность дошкольников оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание нравственного поведения.

    Основная  цель проведения праздников – приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с русскими народными праздниками. В плане прослеживается взаимосвязь работы руководителей музыкальной, изобразительной, театральной деятельности, логопеда, воспитателя по физической культуре. Музыкальный, словесный, игровой материал узкие специалисты отслеживали в разных видах деятельности.

    Весь  процесс воспитания посредством  народных праздников осуществлялся  в три этапа: подготовка к празднику, мероприятие (проведение), понимание (обсуждение после праздника).

    В ходе праздника идет овладение нравственными нормами поведения, пробуждает у дошкольника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми, укрепляет эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, воспитывает самоуважение, чувство собственного достоинства.

    Таким образом, осуществляя знакомство с  русскими народными праздниками  под руководством взрослого возможно: повысить уровень знания нравственных норм, воздействовать на воспитание нравственного  поведения.

    Народные праздники, способствующие приобщению детей к культурным традициям своего народа, являются эффективным средством воспитания нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.

    Русские народные праздники по своей природе  педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. «Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений» (Д.Фрезер, М. Мид).

    Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.

    Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно  обогащают ребенка, воспитывают  гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и  культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

    Русский народный праздник был всегда открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную, религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традициям прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создает богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений. Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Методика формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Формирование культуры  здоровья в процессе  организации и  проведении русских  народных праздников

      Большое и разностороннее влияние народных праздников на личность ребенка позволяет  использовать их как сильное педагогическое средство. Сам ребенок при этом испытывает удовольствие, радость.

При организации  праздника мы рекомендуем выполнять следующие методические рекомендации:

  • подготовку к празднику следует осуществлять постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, физкультурных, музыкальных и др.;
  • необходимо тщательно продумывать сочетание на празднике различных видов искусств;
  • подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной, утомляющей детей;
  • недопустимы случаи нарушения режима жизни дошкольников;
  • необходимо уделять внимание максимальной активности участия всех детей в народном празднике;
  • праздники можно проводить в первой или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания самого праздника;
  • по длительности и содержанию праздники не должны быть томительны для детей и перенасыщены;
  • в день праздника проводить занятия не следует;
  • после праздника в последующие дни по желанию детей можно повторить песни, хороводы, игры, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления;
  • все организационные вопросы по подготовке к проведению праздника обсуждаются заранее;
  • для подготовки и проведения праздников необходимо четкое перспективное планирование, ежемесячное включение народных праздников в педагогический процесс, что способствует развитию нравственных норм;
  • тематика и музыкальный репертуар народного праздника должны усложняться в связи с возрастными особенностями детей;
  • дети должны принимать посильное участие в подготовке народных праздников и развлечений.
  • праздник можно проводить в двух близких по возрасту группах;
  • все народные праздники и развлечения должны доставлять детям радость, создавать веселое настроение;
  • праздники должны обогащать жизнь детей радостными переживаниями;

   в ходе народного праздника и развлечений  необходимо развивать    творческую активность детей, их познавательные процессы.

  • большое внимание нужно уделять содержательности сценариев народных праздников, способствующих воспитанию культуры здоровья детей;

Перед праздником воспитатель проводит просветительские занятие на котором рассказывается история праздника, его цели. Таким образом дети получат не только удовольствие и положительные эмоции, но и обогатят знания о своей культуре.

Информация о работе Русские народные праздники как средство формирования культуры здоровья старших дошкольников