Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:11, контрольная работа
На проводившихся в 1992 - 1996 гг. в Вашингтоне, Амстердаме, Гонконге всемирных конгрессах Международной ассоциации школ социальной работы в качестве приоритетной сферы деятельности социальных педагогов были обозначены семья, община, и семейно - соседская общность. Однако, понятие «семья» до сих пор не имеет единого толкования в литературе. Мы опираемся на одну из многих формулировок, которая определяет семью как общность (двух или более), в которую они объединяются на основе юридически оформленного брака и разделяют между собой общее жизненное пространство и определенные обязанности, выполняя при этом разнообразные функции - генеративную, рекреативную, коммуникативную, регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и др.
Введение……………………………………………………………….
Семья как понятие и ее основные характеристики………………..
Типология семьи………………………………………………………
Основные социальные функции семьи……………………………..
Основные проблемы семьи………………………………………….
Социальная защита семьи…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………….
Содержание
I. |
Семья как объект социально-педагогической деятельности…….. |
2 |
Введение………………………………………………………… |
2 | |
Семья как понятие и ее основные характеристики……………….. |
3 | |
Типология семьи……………………………………………………… |
4 | |
Основные социальные функции семьи…………………………….. |
15 | |
Основные проблемы семьи…………………………………………. |
19 | |
Социальная защита семьи……………………………………………. |
22 | |
Заключение…………………………………………………… |
25 | |
II. |
Практическая часть……………………………… |
26 |
Список литературы………………………………… |
37 |
Семья как объект социально-педагогической деятельности.
Введение.
На проводившихся в 1992 - 1996 гг. в Вашингтоне, Амстердаме, Гонконге всемирных конгрессах Международной ассоциации школ социальной работы в качестве приоритетной сферы деятельности социальных педагогов были обозначены семья, община, и семейно - соседская общность. Однако, понятие «семья» до сих пор не имеет единого толкования в литературе. Мы опираемся на одну из многих формулировок, которая определяет семью как общность (двух или более), в которую они объединяются на основе юридически оформленного брака и разделяют между собой общее жизненное пространство и определенные обязанности, выполняя при этом разнообразные функции - генеративную, рекреативную, коммуникативную, регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и др.
Общеизвестны особая роль и место семьи в обществе. Свои специфические особенности присущи каждой семье. В любой семье они отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, как нигде, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них.
Необходимость познания закономерностей образования и функционирования психологических механизмов взаимодействия семьи, и социальной работы, предполагает более пристальное внимание социальных работников к проблемам семьи, обстоятельное ее социально-психологическое изучение и учет на практике.
Семью можно рассматривать с разных позиций, но главным простым определяющим для нас является то, что сама семья выделилась как историческая определенная малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (А.Г. Харчев). Как малая социальная группа семья:
реализует естественные (витальные) потребности своих членов;
создает условия для непосредственных контактов;
не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений на вертикали;
социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.
И она, по-видимому, всегда будет важнейшей первичной социальной средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, которую не смогут заменить общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, "эмоционального тыла", поддержки, безусловного, безоценочного приятия. Семья также отвечает за социальное воспроизводство населения и за воссоздание определенного образа его жизни. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно взаимодействует с определенной социальной средой и от нее зависит. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни, но вместе с тем сама семья влияет на жизнь общества.
Мы ознакомились
лишь с некоторыми характеристиками
семьи, но для социально-педагогической
деятельности имеют место и другие
важные аспекты данного понятия,
которые будут описаны в
В современной
психолого-педагогической литературе
встречаются различные
по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, малодетная, многодетная;
по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая, материнская, семья повторного брака;
по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без них, с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками, прочие семьи;
по структуре лидерства в семье: эгалитарная (демократическая) и традиционная (авторитарная);
по семейному быту, семейному укладу: семья - "отдушина", семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба и семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
по однородности социального состава в зависимости от нации, уровня образования, профессии и т.д.: социально-гомогенная (однородная) и гетерогенная (неоднородная);
по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;
по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
по географическому признаку:
городская, сельская, отдаленная семья
(проживающая в
по типу потребительского поведения: семья с "физиологическим" типом потребления, семья с "интеллектуальным" типом потребления, семья с промежуточным типом потребления;
по особым условиям семейной жизни: студенческая, "дистантная", "внебрачная";
по характеру проведения досуга: открытая и закрытая (ориентированная на внутридомашний досуг);
по социальной мобильности: реактивная, семья средней активности и активная;
по степени кооперации совместной деятельности: традиционная, коллективистская и индивидуалистическая;
по состоянию психического здоровья: здоровая семья, невротическая, виктимогенная.
Остановимся подробнее на некоторых типах семей:
Молодая семья - это семья на начальной стадии её развития, на стадии реализации супружеского выбора. В ней проявляются обычный феномен открытия другого человека и "притирка" характеров, т.е. изменение всего образа жизни. Существует три основных типа молодых семей:
Первый тип - традиционный. Семьи такого типа характеризуются ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную семью. Лидером в семье, по крайней мере, формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере её деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможно даже временный уход в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый.
Второй тип - супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства - демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.
Третий тип - молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим.
Семья среднего супружеского возраста. Представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Большинство родителей убеждаются на собственном опыте, что воспитывают не только слова, но и образ жизни, поступки. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они, прежде всего, должны сами обладать им. Одной из проблем семей среднего супружеского возраста являются однообразие, скука, рутина семейной жизни. К данному периоду многие ранее сложные вопросы семейной жизни уже решены, супруги чувствуют себя спокойно, их активность снизилась. Повысить её могут (и должны) сами супруги постановкой перед семьей новых, все более усложняющихся целей и задач, выделением связанных с ними ближайших и отдаленных перспектив.
Пожилая семья - это зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. Это период, когда супруги выходят на пенсию. Возникает ряд объективных условий для решения тех или иных проблем в жизни семьи, когда она должна адаптироваться к новым условиям (смена образа жизни, социального статуса, режима работы и социальной среды и т.д.). Этот период характерен для одних семей активизацией трудовой деятельности, как дома, так и в социуме (появление внуков и участие в их воспитании, участие в общественной работе), а для других - забвением и самореализацией в обретенном микроокружении преимущественно из своих старых знакомых и друзей. В этот период у многих людей появляются проблемы со здоровьем.
Жизнедеятельность пожилой семьи с точки зрения ее организации довольно сложна. Особенно проблематично, если она проживает отдельно после ухода детей, с характерной для нее затяжной адаптацией, как к микроокружению, так и к социальной среде в целом: выраженная поляризованность настроений и категоричность суждений - от крайне упаднических до эгоцентрических. Среди многих приобретенных за последние годы одинокой жизни супругами психогенных отклонений наиболее выражено "расширение сферы родительских чувств".
Бездетная или инфертильная семья - считается, если в течение десяти лет супружеской жизни нет детей. В нашей стране таких семей около 16% (во всем мире их не более 30%). Обычно бездетными бывают поздние браки. Всего лишь 1% всех семей не хотят вообще иметь детей (даже если они могут их иметь).
Социально-психологические опросы показывают, что дело чаще не в нежелании супругов иметь детей, а в невозможности их содержать. Каждая третья бездетная семья (в свою очередь она является и проблемной) распадается, чаще всего по инициативе мужа. Однако среди разведенных только незначительная часть супругов называет в качестве причины развода бездетность. Основной причиной разводов является диссонанс взаимоотношений. Эти семьи чаще проживают с родителями одного из супругов. Нравственно-психологическая атмосфера и условия жизни бездетных семей больше способствуют самовыражению, проявлению способностей личностных качеств супругов и качеств не только положительных.
Многодетная
семья - к этой категории относят
семьи, имеющие 3-х, а в ряде регионов
России - 4-х детей. Эти семьи отличаются
большой сплоченностью. Разводы
в них довольно редки и происходят
в основном из-за несостоятельности
мужей в воспитании детей и
невыполнения ими других семейно-бытовых
обязанностей. В семьях складывается
разновозрастный детский
Однако в наших условиях,
как свидетельствует
Малодетная семья - это довольно распространенная категория семей, состоящих обычно из мужа, жены и двух или чаще всего одного ребенка. Семьи с одним ребенком отмечают еще как однодетные семьи. В таких семья благоприятная возможность формирования у детей и родителей социально-психологических качеств (привязанность, сплоченность, лидерство), но в то же время специалисты отмечают в однодетной семье отрицательную сторону социально-психологического свойства, связанную с воспитанием единственного ребенка. У него ограниченные возможности общения со сверстниками, а потому хуже условия для развития эмоциональных качеств.
Характерной особенностью жизни является содержание ее предметно-практической деятельности, основу которой составляют действия по реализации индивидуальных потребностей членов в семье. В большей мере это выражается стремлением утвердиться в профессиональной, учебной (педагогической) или воспитательной сферах. Нередко доминантой являются потребности одного из супругов, и их реализации подчиняется вся жизнь семьи. Круг общения, как правило, ограничен родственниками и коллегами по профессиональной деятельности, нередко нужными людьми. Инициатива лидерства в семье принадлежит тому из супругов, кому больше приходится заниматься ребенком и домашними делами семьи. За последние годы значительно снизился уровень благосостояния этих семей.
Сложная семья - это семья, состоящая из полных семей нескольких поколений, семей из двух и более брачных пар, т.е. из родителей супругов, самих супругов и их детей, В настоящее время таких семей становится все меньше, и их число составляет всего 2-3%. Чаще встречаются такие ее разновидности: один или оба родителя кого-либо из супругов, супружеская пара и молодая семья. Причем удельный вес молодых пар, проживающих в таких семьях, составляет 75-80%, а число семей среднего возраста в сложных семьях не превышает 20%. Следует отметить, что продолжительность существования сложной семьи невысока, т.к со временем молодая семья или старшее поколение выбывают из нее по различным причинам. Важнейшими особенностями жизнедеятельности сложной семьи являются, как правило, устойчивые межличностные отношения, хорошо налаженный быт, наиболее благоприятные условия для молодых супругов в воспитании детей и реализации семейных целей и установок (есть бабушка и дедушка). В этих семьях складывается своеобразная нравственно-психологическая атмосфера. Однако в сложной семье не все так однозначно. Много разнообразных проблем таит в себе межпоколенное общение, выбор целесообразных способов воспитания ребенка, ведение домашнего хозяйства и т.п. Нередко проблемы такой этиологии переходят на область супружеских взаимоотношений и создают условия для распада молодой семьи.
Информация о работе Семья как объект социально-педагогической деятельности