Семья как объект социально-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:11, контрольная работа

Описание

На проводившихся в 1992 - 1996 гг. в Вашингтоне, Амстердаме, Гонконге всемирных конгрессах Международной ассоциации школ социальной работы в качестве приоритетной сферы деятельности социальных педагогов были обозначены семья, община, и семейно - соседская общность. Однако, понятие «семья» до сих пор не имеет единого толкования в литературе. Мы опираемся на одну из многих формулировок, которая определяет семью как общность (двух или более), в которую они объединяются на основе юридически оформленного брака и разделяют между собой общее жизненное пространство и определенные обязанности, выполняя при этом разнообразные функции - генеративную, рекреативную, коммуникативную, регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Семья как понятие и ее основные характеристики………………..
Типология семьи………………………………………………………
Основные социальные функции семьи……………………………..
Основные проблемы семьи………………………………………….
Социальная защита семьи…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

КР СОЦ ПЕДАГОГИКА.docx

— 69.17 Кб (Скачать документ)

Воспитание в узком смысле –  синоним воспитательной работы.

Воспитательная работа – специально организуемая педагогами деятельность во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности.

ПОДЛАСЫЙ И.П.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В широком социальном смысле –  передача накопленного опыта от старших  поколений к младшим. Под опытом понимается известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического  развития духовное наследие человечества.

В широком педагогическом смысле –  специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью  формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со стороны  общественных институтов с целью  формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В узком педагогическом смысле –  процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

СЕЛИВАНОВ В.С.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»

Воспитание:

1) любой процесс, формальный  или неформальный, который помогает  развивать возможности людей,  включающие их знания, способности,  образцы поведения и ценности;

2) развивающий процесс,  обеспеченный школой или другими  учреждениями, который организован  главным образом для изучения  и учебы;

3) развитие, получаемое индивидом  посредством учений.

Э.ДЮРКГЕЙМ

«Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит».

 

Воспитание - процесс прерывный, так как, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем. Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, и в отечественной и в зарубежной педагогической литературе общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т. д.

На мой  взгляд, наиболее полно раскрывает смысл категории «воспитание» определение  Подласого И.П., который рассматривает данную категорию в разных смыслах. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Раскройте проблему определения объекта и  предмета педагогики.

 

Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.

Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них  формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма  и протекания физиологических процессов  занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности  и закономерности состояния детского организма при различных его  заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии – закономерности становления и развития психических  функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного  воздействия.

Педагогика  объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах  развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении  его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.

Педагогика  – это в широком смысле наука  о воспитании человека. Она изучает  закономерности успешной передачи социального  опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы  на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей  и задач, путей реализации законов  воспитания и методик обучения.

Конкретизируя данное определение педагогики, можно  сказать, что это наука о законах  и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого  саморазвития человека.

Педагогика  как область научных дисциплин  о воспитании и обучении, образовании  человека раскрывает закономерности педагогического  процесса, а также становления  и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии  природного, общественного и индивидуального  в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти  проблемы решаются в современной  педагогике на основе философских концепций  человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.

Предметом исследования педагогики является целостная система  воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его  возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей  педагогики, а также философии  педагогики.

А.С. Макаренко  – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль  о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают  объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной  из наук о человеке, педагогика изучает  целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это  объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика  в этом случае представляет собой  науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает  теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования  деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов  деятельности учащихся, а также стратегий  и способов их взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Расскажите  о видах социализации: возрастной, гендерной, профессиональной, семейной, политической и т.п.

 

В зависимости от содержания социального опыта в жизни человека выделяют различные виды социализации: бытовая, возрастная, профессиональная, гендерная, политическая и др. Первый  вид социализации в идеале человек проходит преимущественно в семье. Важнейшим институтом первичной социализации выступает семья. Перенимая в самом раннем возрасте способы поведения своих родителей, дети осваивают первые социальные роли, обретают первый опыт социальных взаимодействий. Исследования процесса первичной социализации показали, что на тип личности влияют состав семьи (полная или с одним родителем), характер взаимоотношений внутри нее, ценностные ориентации членов семьи и ожидания по отношению к ребенку.

Кроме этого, выделяют 3 основных этапа социализации личности, которые условно совпадают с этапами возрастного развития индивида:

Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

Вторичная социализация: профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной профессиональной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей. Происходит включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация к профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

Поздняя социализация связана с изменениями личности, происходящими в результате выхода человека на пенсию. Прекращение трудовой деятельности приводит к пересмотру ценностей, освоению новых видов поведения и деятельности

Целенаправленно профессиональная социализация начинается в профессиональном учебном заведении  и продолжается на рабочем месте. Однако база для профессиональной социализации закладывается раньше, что можно  считать начальной трудовой социализацией, основы которой формируются уже  в школе.

Из социологии и этнографии известно, что гендерные роли (набор ожидаемых образцов поведения для мужчины или женщины) распределяются в разных обществах не одинаково, а в зависимости от их экономического развития и общественного устройства. В обществах, часто называемых «первобытными» или даже «примитивными», существовала развитая система женских и мужских ролей, а также сложные обряды и традиции обозначения мужского и женского пола. Мужчины и женщины строго различались по своей одежде, украшениям, стилю раскраски тела и т.д. Современные исследования показывают, что любому из существовавших до сих пор человеческих обществ было присуще какое-то разделение труда между полами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции. Осознание себя как представителя определённого пола и овладение соответствующим ролевым поведением - важный фактор становления личности. Учёные называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. При этом следует учитывать, что семья - не однородная, а дифференцированная социальная группа. Это позволяет ребёнку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности. Являясь главными агентами половой социализации детей, родители несут на себе особую социокультурную и психологическую нагрузку «конструирования» в сознании ребёнка сексуальных установок на:

отсутствие страха перед  людьми противоположного пола;

возможность контактировать с людьми противоположного пола;

половую идентичность личности, соответствующую реальному восприятию своего собственного пола. Таким образом, набор желаемых черт для мальчиков и девочек, занятия и навыки, которым отводится центральное место в процессе образования и обучения, также будут различаться.

В процессе межличностного обмена усвоенные образцы других социальных ролей трансформируются в политические роли. Развившиеся в семье, школе, детских коллективах и молодежных ассоциациях, а также в ходе обучения будущей профессии ориентации трансформируются в индивидуальные ожидания, в соответствии с которыми должен вести себя авторитетный лидер в определенной политической системе. Одновременно с этим индивид усваивает правила организации и участия.

Политическая  социализация выступает как сложный, внутренне противоречивый процесс  обретения и утрачивания человеком  тех или иных политических качеств. С одной стороны, представляет собой  усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролей. С другой стороны, демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в формах политического  поведения и влияния на власть, электорального выбора, взаимодействия с властями, участия в политических партиях и движениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Владимир  Мономах о воспитании детей. Основные положения работы «Поучение детям».

 

"Поучение  детям" Владимира Мономаха -  памятник древнерусской литературы  и педагогической  мысли. Автор  - великий князь киевский, политический, и военный  деятель, писатель (1053-1125).

Произведение состоит  из трёх, первоначально самостоятельных  частей: собственно "Поучения", "Автобиографии" и письма ("Грамотицы") князю Олегу Святославичу, которые впоследствии были объединены автором. "Поучение" сохранилось в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи, год 1096. Но очевидно, что окончательный вариант был написан позднее, к концу жизни Владимира Мономаха.

Жанр поучений детям был широко распространён  в европейской культуре средневековья. Автор адресовал произведение своим  Детям и всем, кто захочет его  выслушать. Обращённый в первую очередь  к князьям и правителям текст  имел значение политического завещания; его сентенции Владимир Мономах  подкрепил обращением к опыту  собственной жизни. Он стремился  уберечь государство от княжеских  междоусобиц и, опираясь на авторитет  христианского  вероучения, пытался  силой морального убеждения повлиять на своих потомков и предостеречь их от гибельной политики.

Информация о работе Семья как объект социально-педагогической деятельности