Семья как объект социально-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:11, контрольная работа

Описание

На проводившихся в 1992 - 1996 гг. в Вашингтоне, Амстердаме, Гонконге всемирных конгрессах Международной ассоциации школ социальной работы в качестве приоритетной сферы деятельности социальных педагогов были обозначены семья, община, и семейно - соседская общность. Однако, понятие «семья» до сих пор не имеет единого толкования в литературе. Мы опираемся на одну из многих формулировок, которая определяет семью как общность (двух или более), в которую они объединяются на основе юридически оформленного брака и разделяют между собой общее жизненное пространство и определенные обязанности, выполняя при этом разнообразные функции - генеративную, рекреативную, коммуникативную, регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Семья как понятие и ее основные характеристики………………..
Типология семьи………………………………………………………
Основные социальные функции семьи……………………………..
Основные проблемы семьи………………………………………….
Социальная защита семьи…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

КР СОЦ ПЕДАГОГИКА.docx

— 69.17 Кб (Скачать документ)

 

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Семья выступает как хозяйственно-бытовая  общность, внутри которой происходит удовлетворение многообразных человеческих потребностей. В этом процессе формируются  и внутрисемейные отношения, содержание которых в значительной мере определяется видом хозяйственной деятельности (сферой "домашних дел"). Сюда входят:

а) организация питания  в семье;

б) приобретение и содержание домашнего имущества, одежды;

в) благоустройство жилища, создание уюта;

г) организация жизни и  быта семьи;

д) создание и расходование бюджета семьи.

Рекреативная  и психотерапевтическая функция  семьи объясняется тем, что физические и психические силы, потраченные  человеком в трудовом процессе, лучше  всего могут быть восстановлены, воссозданы в семье. Кроме того, выражение "мой дом - моя крепость" убедительно  подтверждает мысль, что здоровая семья - наиболее надежная опора, наилучшее  убежище, где человек может укрыться от неприятностей окружающего мира.

Супруги могут  быть разными по характеру и темпераменту, но настроение, которое переживает один, другому должно быть понятно. Важную роль при этом играет эмоциональная  поддержка, включающая степень доверительности  и самораскрытия, обращения к  другому человеку как к доверенному  лицу. Причем, как ни странно, чаще в  такой поддержке нуждаются мужчины. Это объясняется тем, что жены обеспечивают более прочную эмоциональную поддержку, чем мужья.

Коммуникативная функция. Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым (особенно пожилым людям). На развитие интеллектуального  общения в семье значительное влияние оказывает уровень образования  супругов и необходимость постоянного  самосовершенствования, в том числе  в области музыки, культуры, искусства, литературы, педагогики, психологии, техники  и т.п.

Таковы основные функции семьи. Крепость семейного  коллектива определяют факторы семейной связи. К ним относятся:

эмоциональная близость;

совместное проживание с  его последствиями:

а) совместное ведение хозяйства;

б) совместное воспитание детей;

юридическая фиксация брака.

Если какой-то из этих факторов разрушается, то говорят  о дезорганизованной семье. И первой, как правило, гибнет самая тонкая, деликатная и хрупкая связь - эмоциональная близость. Специалисты называют это эмоциональным разводом. Если процессы дезорганизации семьи продолжаются, то жертвой становится вторая ступень - интимные отношения. Наступает физический развод. По-прежнему сохраняется совместное ведение хозяйства и воспитание детей. Следующей стадией дезорганизации семьи может послужить так называемый пробный развод, или разъезд. Это фактически распад семьи, который чаще всего не приводит к восстановлению нормальных супружеских отношений. И, наконец, юридический развод, который чаще всего фиксирует свершившийся факт распада семьи, но не прекращает взаимные проблемы и отношения супругов, прежде всего по поводу детей.

Основные проблемы семьи

 

В качестве наиболее актуальных проблем современной семьи можно назвать следующие.

Жилищная  проблема. С переходом к формированию рынка жилья приобрести его самостоятельно, с помощью родителей или предприятия  может лишь незначительное меньшинство  молодоженов.

Кроме того, существует прямая корреляция между ухудшением жилищных условий и обострением  семейных конфликтов. Чем хуже жилищные условия, тем труднее найти приемлемый вариант разрешения конфликта.

Финансово-экономические  проблемы испытывают почти все население, особенно сказываются на малоимущих, многодетных семьях, на семьях с  детьми. Государство стремится оказать  возможную помощь в содержании и  воспитании детей. Однако, во-первых, централизованных средств недостаточно, во-вторых, имеющиеся  средства не всегда используются рационально. Так, выдача денег матерям, дети которых  не посещают детские учреждения, ложится  бременем на бюджет, но не решает социальных проблем матерей. Средства, потраченные  на поддержание сети детских дошкольных учреждений, на защиту рабочих мест, принесли бы гораздо больше пользы, чем раздача пособий. Кроме того, централизованных бюджетных средств  недостаточно, поэтому очень важна  деятельность местных органов власти, которые изыскивают за счет внутренних ресурсов возможность оказать помощь семьям, проживающим на их территории.

Проблема  занятости и безработицы, с одной  стороны, и проблема женской занятости  и двойной загруженности, с другой. Двойная загруженность женщин, т.е. их участие в общественном труде  и преимущественное исполнение ими  обязанностей по бытовому обслуживанию дома и семьи - это проблема, которую  осознали и начали изучать достаточно давно. Женская безработица - это  путь разрешения проблемы двойной женской занятости. Общеизвестно отрицательное воздействие безработицы на здоровье и социально-психическое самочувствие людей. В идеале женщина должна иметь право выбирать программу развития по линии карьерного самоосуществления, либо по линии чисто семейных обязанностей, либо того и другого одновременно. А общество должно создавать ей возможности для продвижения и для сочетания семейных и деловых обязанностей.

Проблема  планирования семьи. Сегодня социально-экономические  условия кардинально изменились, и установка на многодетность  уходит в прошлое. Многодетные семьи  встречаются чаще в сельской местности. Между тем в этой важной и деликатной проблеме человечество выработало целый  комплекс мер, которые позволяют  супругам (прежде всего женщине) самим  решать, когда и сколько детей  они хотят иметь. Обеспечение  возможностей для планирования семьи - одна из первейших предпосылок  для формирования цивилизованного  общества.

Внутрисемейная  жестокость. Большинство убийств  в нашей стране (не считая жертв  военных и межнациональных конфликтов) происходит на бытовой почве. Увеличивается  количество поступивших в больницы детей, ставших жертвами жестокого  обращения со стороны родителей. Детские травматологи отмечают также  возросшую жестокость, иногда изуверство со стороны избивавших. Возрастает число детей, которые бегут из дома, не в силах вынести жестокого обращения родителей. Растет число социальных сирот - т.е. детей, попавших на попечение государства при живых родителях или хотя бы одном из них. Осознанные миром проблемы инициируют серьезные исследовательские и технологические программы, направленные на предупреждение семейной агрессии и помощь ее жертвам. Создаются временные приюты для жертв жестокого обращения со стороны мужей, избиваемым оказывается юридическая помощь. Но практика показывает, что женщине не так просто покинуть жестокого супруга - здесь и неодобрительная реакция общественного мнения, и финансовая зависимость от мужа, и опасение за будущность свою и детей.

Перечень  проблем современной семьи можно  было бы продолжить. В практике социально-педагогической работы с семьей важно выделить как  общие социальные проблемы, характерные  для большинства семей данного  общества, так и частные проблемы конкретной семьи. Следует, однако, помнить, что не социальный педагог разрешает  семейные проблемы клиентов, а семья, с помощью социального педагога, осознает свои проблемы и находит  в себе силы разрешать их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная защита семьи

 

Определяющее  значение в обеспечении жизнедеятельности  семей имеет государственная  экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость  населения в сферах общественного  труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

Денежные  выплаты семье на детей и в  связи с рождением, содержанием  и воспитанием детей (пособия  и пенсии).

Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и  другие льготы семьям с детьми, родителями и детям.

Бесплатные  выдачи семье и детям (детское  питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).

Социальное  обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.).

В России все  больше людей нуждаются в помощи государства. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями  грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального  сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи  с этим основными задачами социальной защиты являются:

Реализация  установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области  пенсионного обеспечения, социального  обслуживания, материальной поддержки  семей с детьми и др.

Адаптация системы  социальной зашиты к изменяющимся социально-экономическим  условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению  социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников.

Совершенствование организации социальной зашиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода  к различным категориям населения  и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной  с конкретными потребностями  получателя.

Широкое использование  активных форм социальной поддержки  населения (социальная и психологическая  реабилитация, и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.).

Основными принципами социальной работы с семьей являются:

приоритет прав и интересов  ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

обоснованное использование  власти и контроля;

учет неблагоприятных  факторов в семье, подход с позиции  риска и т.д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет  совершенствование соответствующей  нормативно-правовой базы. Разработаны  и приняты следующие законы: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций", "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров", "О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц", "О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их право и др.

В работе с  семьями разного типа наиболее полно  раскрываются профессиональные качества социального работника как социального  педагога. Реальная помощь семье может  быть оказана только при сочетании  социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать  клиента (семью) на самопомощь, а также  осуществлять первичную психологическую  поддержку клиента. Для этого  ему необходимы знания психологических  особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических  возможностей по устранению возникающих  у них проблем, умение оценить  уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник также должен привлекать средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной  и гуманитарной помощи, но и учить  членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В мировой  практике социальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй как самостоятельный вид обеспечивающей деятельности.

Практика  становления профессии «социальный  работник» показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий  семей в социализации подрастающего  поколения, а также на возможности  семьи реально использовать накапливающийся  научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.

Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения.

Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического  обеспечения социальной работы с  семьёй в интересах повышения  эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени актуальный как в теоретическом, так и в практическом плане.

В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентирована  не только на решение данных проблем  семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно  значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

 

Практическая  часть.

  1. Приведите определения категории «воспитание», данные различными авторами в учебниках педагогики, справочной литературе. Какое определение, на Ваш взгляд, наиболее полно отражает суть этого явления (воспитания)?

 

БЕЗРУКОВА В.С.

Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим, обеспечивающий развитие человека.

ХАРЛАМОВ И.Ф.

Воспитание в широком смысле – овладение всей совокупностью общественного опыта: ЗУН, способами творческой деятельности, социальными отношениями.

Воспитание в узком смысле –  формирование идеальных социальных, нравственных и эстетических отношений.

БАБАНСКИЙ Ю.К.

Воспитание в широком смысле – есть процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.

Воспитание в специальном педагогическом смысле – есть процесс и результат  целенаправленного влияния на развитие личности.

ИЛЬИНА Т.А.

Воспитание в широком смысле охватывает действие всех сил общества.

Информация о работе Семья как объект социально-педагогической деятельности