Обучение изобразительной деятельности
в настоящее время невозможно
без формирования таких мыслительных
операций, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение. В процессе наблюдений,
при обследовании предметов и
их частей перед изображением
детей учат выделять форму
предметов и их частей, величину
и расположение частей в предмете,
цвет. Изображение разных по форме
предметов требует их сопоставления
и установления различий. Вместе
с тем дети учатся сравнивать
предметы, явления и выделять
в них общее, объединять предметы
по сходству.
Так по форме предметы окружающего
мира можно объединять в несколько
групп (предметы округлой формы,
прямоугольной и так далее.) На
основе сходства предметов по
форме возникает общность способов
изображения в рисунке, лепке.
Например, чтобы слепить яблоко,
ягоду, орешек, неваляшку или цыпленка
(предметы, имеющие круглую форму
или части круглой формы), нужно
раскатывать комочки глины кругообразными
движениями.
Под
руководством воспитателя дети постепенно
приобретают способность анализировать
предмет. Способность анализа развивается
от более общего и грубого различения
до более тонкого.
Познание предметов и их свойств,
приобретаемое действенным путем,
закрепляется в сознании. Качества
той или иной формы, величины,
цвет становятся не только
признаками отдельных, определенных
предметов, но и обобщаются
в понимании детей как присущие
многим предметам. Они узнают
и назовут их в любых предметах.
При проведении занятий по
изобразительной деятельности создаются
благоприятные условия для формирования
таких качеств личности, как пытливость,
инициатива, умственная активность
и самостоятельность. Непосредственное,
чувственное знакомство с предметами
и явлениями, их свойствами
и качествами составляет область
сенсорного воспитания. Успешное
овладение изобразительной деятельностью
требует осуществления сенсорного
воспитания и само содействует
этому воспитанию.
Впервые нарисовать – большое
счастье для трехлетнего малыша.
Радостная улыбка появляется
на лице старших дошкольников,
когда им удается вырезать
красивый хоровод. В процессе
лепки, рисунка, аппликации ребенок
вспоминает те явления и события,
которые хочет выразить, вновь
испытывает те чувства, которые
были им вызваны. Часто ребенок
дает определение, характеристику
тому предмету, который лепит
или рисует, выражая свою оценку,
свое отношение.
Таким образом, изобразительная
деятельность оказывает огромное
значение на сенсорное развитие
ребенка- дошкольника.
1.2.
Задачи и содержание сенсорного воспитания
для детей разных возрастных групп в процессе
изобразительной деятельности.
Для каждого возраста включаются
определенные задачи и содержание
по сенсорному воспитанию детей.
Они определены программой «Пралеска».
Сенсорное воспитание детей 2-3
лет на занятиях рисованием
и лепкой целесообразно начинать
с ощущения движений руки с
карандашом, действия с глиной
и переходить к организации
зрительного восприятия смятого
руками ребенка комка глины
и начерченных на бумаге штрихов.
Приковывают взор ребенка и
нанесенные им на бумагу красочные
пятна, поэтому детям данного
возраста следует дать для
рисования не только карандаши,
но и краски.
Предметно-изобразительный смысл
детские рисунки и лепка приобретают
благодаря оживлению имеющихся
у детей представлений, накопленного
сенсорного опыта; преднамеренного изображения
того или иного предмета еще не возникает.
Некоторые дети выражают в слове свои
желания что-либо вылепить или нарисовать,
но не в силах реализовать эти желания.
Существенный перелом в деятельности
наступает тогда, когда дети
овладевают произвольностью формообразующих
движений. Выделению формы как
основного признака содействует
аппликация из готовых форм
или выкладывания из них. Вместо
неровного и неоформленного комка
глины и мотков штрихов в
рисунке дети получают правильные
геометрические формы, которые
надо соотнести с предметами.
Сам по себе кружок для ребенка
– предмет, тем более что
он легко представляет его
себе как шарик, мячик. Чистая
геометрическая форма, лишенная
частных признаков конкретных
предметов, с самого начала
играет роль меры для всех
предметов круглой формы, имеющихся
в опыте ребенка. Однако дети
не воспринимают ее как абстрактную,
а лишь как наиболее простое
и ясное выражение формы того
или иного конкретного предмета.
Когда круглая форма выделена,
и дети ее узнают, можно учить
их освоению движений, образующих
круглую форму в лепке и
в рисунке.
Детей этой группы нужно научить
изображению несложных предметов
окружающего. Для этого необходимо,
чтобы сформировались ясные представления
о тех предметах, которые детям
предлагается изображать, а также,
чтобы они овладели некоторыми
формообразующими движениями и
свободно применяли их при
решении изобразительной задачи.
Программа по изобразительной
деятельности предусматривает обучение
детей изображению предметов
круглой формы, предметов, представляющих
различные сочетания прямых линий,
а также предметов, состоящих
из сочетания округлых форм
и прямых линий. Наконец надо
научить детей изображению предметов
прямоугольной формы, предметов,
состоящих из частей, включающих
прямоугольную и круглую форму
и сочетания прямых линий.
В соответствии с программными
задачами должно быть подобрано
предметное содержание занятий.
Оно должно быть близким
и понятным детям, интересным
для них. Лучше всего для
этой цели подходят игрушки
и предметы, окружающие детей
в их повседневной жизни.
Задача изображения различий
по величине может быть поставлена
только тогда, когда дети овладеют
формообразующим движением. С
этой целью можно предлагать
им изображение больших и маленьких
предметов круглой формы, например
вылепить ягодки и яблочки, мячи большие
и маленькие или нарисовать большие и
маленькие снежные комочки, елочные шарики
и др. Овладение детьми умением передавать
различие по величине дает им возможность
изображать предметы, состоящие из 2-3 частей
одинаковой формы, но различной величины.
Согласно программе дети учатся
различать и правильно называть
6 цветов: красный, желтый, синий,
зеленый, белый, черный. Дети усваивают
эти цвета постепенно, но для
рисования в большинстве случаев
воспитатель дает 2-3 краски на
выбор, а карандаши сразу шести
цветов. Лишь в некоторых случаях
цвет материала, который готовится
воспитателем, соответствует цвету
реального предмета: зеленый для
елочки, белый для снега, желтый
для цыпленка и т.д. В других
случаях дети выбирают цвет
по своему желанию.
Обследование предмета перед
началом изображения в этой
группе очень важно, так как
у детей еще очень мал жизненный
опыт, нет запаса представлений
о предметах, дети не умеют
выделять их свойства. Надо учить
детей восприятию предмета в
целом, а затем выделению тех
свойств, передача которых даст
возможность изобразить предмет
(форма, величина, цвет, а позднее
и строение предмета). На основе
восприятия у детей образуются
представления, которые и направляют
процесс изображения.
Так как вначале перед детьми
ставится задача – передать
в изображении форму предмета
и в некоторых случаях цвет,
то при обследовании надо учить
детей, прежде всего, выделять
форму. Маленьким детям это
дает не так просто. Воспитатель
при обследовании постоянно фиксирует
их внимание на форме. И спрашивает
он не просто: “Какой шарик?”,
а “Какой формы шарик?”
Чтобы
представления детей о предметах
были более отчетливыми и ясными,
важно так организовать обследование,
чтобы каждый ребенок подержал предмет
в руках.
Чтобы представления детей о
предметах были более отчетливыми
и ясными, важно так организовать
обследование, чтобы каждый ребенок
подержал предмет в руках. Особое
значение имеет это в лепке,
где дети создают изображение,
воздействуя на материал непосредственно
руками. Если нет возможности
сделать это на занятии, нужно
внести предмет до занятия
или накануне и проследить, чтобы
каждый ребенок познакомился
с ним.
Важную роль в процессе обследования
играет движение руки по предмету.
При показе предмета движущаяся
по предмету рука воспитателя
ведет за собой взор ребенка
и учит его прослеживать форму
предмета, обегать ее по контуру.
Кроме того, в этом возрасте
дети только начинают овладевать
способами изображения предметов,
поэтому очень важна связь
движений, включенных в восприятие
предмета, с движениями при выполнении
рисунка, лепки. Важно, чтобы
дети не только видели движение
руки воспитателя, но и сами
производили это движение. Рекомендуется
вызвать кого-нибудь, чтобы он обвел
рукой предмет, называя его форму. Воспитатель
следит за тем, как ребенок это делает,
и, если есть необходимость, берет руку
ребенка в свою и производит правильное
движение.
После этого целесообразно предложить
всем детям показать пальчиком
в воздухе ( если это рисование ),
какой например, круглый шарик, а затем
сделать рукой или кистью в воздухе нужное
движение, а перед лепкой показать, что
дети будут делать руками, чтобы скатать
шарик. Этим приемом можно пользоваться
тогда, когда дети уже изображали предмет
сходной формы. Если же предмет такой формы
дети изображают впервые, необходимо при
показе способа действия подчеркнуть:
«Чтобы нарисовать шарик нужно так вести
рукой». Или: Чтобы вылепить яблочко, нужно
катать комок глины вот так». Постепенно
дети будут овладевать не только восприятием
предметов, но и способами их изображения.
Детей нужно учить и действиям
с глиной, прежде всего формообразующим
движениям при лепке предметов
цилиндрической и округлой формы.
В лепке очень важна сила
давления на материал при движении
рук. Сначала дети или вовсе
не надавливают ладошками на
глину, или делают это очень
слабо, а иногда неравномерно:
то вдруг сильно сожмут комок,
то ослабят давление. В первом
случае движение не приводит
к образованию формы, во втором
форма искажается. Регулированию
давления на глину детей нужно
учить.
Овладение формообразующими движениями
в младшей группе является
той основой, на которой строится
формирование техники рисования,
лепки в последующих группах.
Отсутствие дифференцированного
подхода при обучении первоначальным
изобразительным движениям приводят
в дальнейшем к резкому отставанию
некоторых детей, в то время
как индивидуальный подход в
обучении технике изображения
уже на первых этапах способствует
успешному формированию технических
навыков и умений у всех
детей группы.
Большое значение для овладения
изображением и формообразующими
движениями имеет такая методика
занятий, при которой детям
предлагают слепить не одно
яблочко, а несколько, нарисовать
не одну баранку, а много,
не одного цыпленка, а двух-трех.
Изображение на одном листе
нескольких предметов позволяет
в то же время подвести детей
к передачи простого сюжета. [9, с.22-30]
-
знакомить детей с основными
цветами (красный, желтый, зеленый,
синий) и с цветами спектра;
помочь в освоении основных
цветов (называть и использовать
применительно к цвету изображения: зеленая
елочка, желтый цыпленок); содействовать
проявлению эмоциональных реакций на
яркие цвета красок;
-
помогать детям усваивать простейшие
элементы рисунка: мазок, линия
(прямая, замкнутая, ломаная), округлые
формы, основные формы, простая
композиция (в зависимости от
темы – середина листа бумаги
или весь лист);
-
содействовать обогащению представлений
детей о цвете, форме, величине
в процессе конструктивной деятельности.