Сенсорное развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Содержание

Введение
Глава 1. Сенсорное развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности
1.1. Значение изобразительной деятельности для сенсорного развития ребенка
1.2. Задачи и содержание сенсорного воспитания для детей разных возрастных групп в процессе изобразительной деятельности
1.3. Педагогические условия сенсорного развития дошкольников посредством изобразительной деятельности
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 53.13 Кб (Скачать документ)

        СОДЕРЖАНИЕ 

        Введение
    
        2
        Глава 1. Сенсорное развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности

        1.1. Значение изобразительной деятельности  для сенсорного развития ребенка

    
        5
        1.2. Задачи и содержание сенсорного  воспитания для детей разных  возрастных групп в процессе изобразительной деятельности
    
        8
        1.3. Педагогические условия сенсорного  развития дошкольников посредством  изобразительной деятельности
    
        14
        Заключение
    
        21
        Литература
    
        23
 
     
     
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение 
     

          Сенсорное воспитание, направленное  на формирование полноценного  восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является  чувственный опыт. Успешность умственного,  физического, эстетического воспитания  в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития  детей, то есть от того, насколько  совершенно ребенок слышит, видит,  осязает окружающее.

          Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

        Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет  самостоятельное значение, так как  полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка  в детском саду, в школе, и для  многих видов труда. [1, с.3]

        Изобразительная деятельность дошкольников заключает  в себе большие потенциальные  возможности сенсорного развития ребенка. Однако эти возможности могут  быть реализованы лишь тогда, когда  дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с  возрастными особенностями. А если они будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к рисованию, лепке, и тогда их влияние на сенсорное  развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи  с этим перед нами стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния  на сенсорное воспитание ребенка, развитие его способностей и творческого  потенциала.[4,с.4]

          Дошкольный возраст-период первоначального  ознакомления с окружающей действительностью, и именно изобразительная деятельность является одним из средств сенсорного развития ребенка-дошкольника и предоставляет широкие возможности для решения задач сенсорного развития и воспитания дошкольников.

          Цель исследования: Изучить проблему  сенсорного воспитания дошкольников  в процессе изобразительной деятельности, обосновать ее значение для  сенсорного развития дошкольников.

        Задачи  исследования:

        - изучить психолого-педагогическую  и учебно-методическую литературу  по теме исследования;

        - выявить связь проявления сенсорного развития и изобразительной деятельностью дошкольников;

        - выявить проявление сенсорной  культуры дошкольников в процессе  изобразительной деятельности;

        - выявить уровень изобразительных  навыков и умений дошкольников, его зависимость от уровня  сенсорного развития детей;

        - составить методические рекомендации  по использованию изобразительной  деятельности для сенсорного  развития и воспитания дошкольников  в данной возрастной группе.

        Объект  исследования: - изобразительная деятельность дошкольников.

        Предмет исследования: - проявление сенсорной  культуры в процессе изобразительной  деятельности дошкольников.

        Гипотеза: В процессе изобразительной деятельности происходит сенсорное развитие детей, изобразительная деятельность при  условии правильно спланированной работы является важным средством сенсорного развития ребенка-дошкольника, значительно  влияет на формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста.

        Методы  исследования:

        - анализ психолого-педагогической  и учебно-методической литературы;

        - наблюдения;

        - анализ продуктов деятельности;

        - педагогический эксперимент.

        Таким образом, в процессе изобразительной  деятельности  создаются благоприятные  условия для сенсорного развития дошкольника.  
     
     
     
     
     
     

        Глава 1

        Сенсорное развитие дошкольников посредством изобразительной  деятельности 
     

        1.1.Значение изобразительной деятельности для сенсорного развития ребенка

          Рисование, лепка и аппликация  – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой  – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность –  одна из самых интересных для  детей дошкольного возраста. Ведь  не случайно ребенок, как писала  Надежда Константиновна Крупская, очень рано начинает стремиться, самым разнообразным образом  выразить полученные им впечатления:  движением, словом, мимикой. Надо  дать возможность ему, отмечала  она, расширить область выражения  складывающихся у него образов.  Надо дать ему материал: глину  для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим  материалом. Материальное выражение  сложившихся образов служит прекрасным  средством проверки и обогащения  их. Надо всячески поощрять детское  творчество, в какой форме оно  не выразилось.[5, с.71]

          Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность  передавать то, что им нравится, что вызывает у них интерес,  выражают свои чувства с помощью  цвета и композиции работы. А  это в свою очередь, создает  условия для сенсорного воспитания  и развития детей.

          Непосредственное, чувственное знакомство  с предметами и явлениями, с  их свойствами и качествами  составляет область сенсорного  воспитания. Формирование представлений  о предметах требует усвоение  знаний об их свойствах и  качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети  определяют и называют эти  свойства, сравнивают предметы, находят  сходство и различие, то есть  производят умственные действия. Таким образом, изобразительная  деятельность содействует сенсорному  воспитанию, развитию наглядно-образного  мышления.

          Ребенок в жизни сталкивается  с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи воспитателя. Воспитатель организует чувственный опыт ребенка, используя определенный общественный опыт.

          В процессе общественно-исторического  развития человечество систематизировало  все многообразие свойств и качеств предметов. Были выделены основные формы предметов, основные цвета и так далее. Овладение этими основными формами, цветами и так далее и их словесными обозначениями облегчают ребенку ориентировку в окружающем мире. Столкнувшись, например, с предметом той или иной формы, ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами, отметить сходство и различия: «Это как овал», «Это похоже на кубик» и так далее. Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов, их цвет и воспроизводить затем в рисунках. Так дети усваивают составную часть сенсорного воспитания – эталоны. Причем эта часть чрезвычайно существенна: овладение ее в значительной степени определяет общий успех в сенсорном воспитании детей. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание изобразительной деятельности дошкольников. И именно на занятиях по изобразительной деятельности дети через практическую деятельность осваивают сенсорные эталоны, сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия. А затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в самых различных ситуациях. [1, с.5]

           В массе своей младшие дошкольники,  как правило, не стремятся к  разнообразному цветовому решению  изображения и могут выполнить  весь рисунок одним цветом. Даже  напоминание педагога о том,  что в распоряжении ребенка  есть карандаши (краски) разного  цвета, не вызывает у детей  желания применять их. Такое явление  можно объяснить тем, что в  условиях целенаправленного обучения  внимание детей чаще обращается  на форму предметов, без активного  освоения которой изображение  получается неузнаваемым, цвет же  для них не выступает как  обязательное свойство предмета. Поэтому необходимо развивать  у детей восприятие цвета, чувство  цвета. Обогащение сенсорного  опыта позволяет сформировать  представление о цвете предметов  как их необходимом, а вместе  с тем в ряде случаев меняющемся  свойстве.  

          В детском саду ребенок обучается  рисованию, лепке, аппликации, конструированию.  Овладение знаниями и умениями  в этих областях требует постоянного  внимания к внешним свойствам  предметов, их учета и использования.  Так, для того чтобы получить  в рисунке сходство с изображаемым  предметом, ребенок должен достаточно  точно уловить особенности его  формы, цвета. Конструирование  требует исследования формы предмета, его строения. Ребенок выясняет  взаимоотношения частей в пространстве  и соотносит свойства образца  со свойствами имеющегося материала. 

          Задача изобразить тот или  иной предмет, явление, поставленная  перед ребенком им самим или  педагогом, активизирует его представление,  заставляет по-новому их осмыслять.  Рисование способствует обогащению  восприятия, представлений, памяти  детей новыми образами, которые  при изображении уточняются, обогащаются.  Сформировавшиеся представления  в процессе их воссоздания  дополняются новыми чертами. Увеличивается  в целом запас знаний об  окружающей жизни.

          Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией,  дети узнают различные материалы  (бумагу, краски, глину, мелки и  др. ), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают  навыки работы с этими материалами,  узнают орудия человеческой деятельности  -карандаш, кисть, ножницы - и усваивают способы действия с ними, а следовательно, обобщенный в них общественно-исторический опыт человечества. Запас знаний детей о вариативном использовании материалов и орудий расширяется.[4, с.17]

Информация о работе Сенсорное развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности