Движения для изображения предметов
прямоугольной формы иные, чем
при изображении округлых предметов.
Если при изображении предметов
округлой формы движение плавное,
безостановочное, поворачивающееся
по кругу, то изображение прямоугольных
форм требует резкого изменения
направления движения, остановки
движения в углах. Эта остановка
осваивается детьми далеко не
сразу, поэтому, вначале углы
скругляются. Иногда дети, сделав
остановку на двух углах, остальные
два скругляют. В результате
заданная форма не получается,
изображение не соответствует
образовавшемуся представлению
о предмете. Облегчить детям овладение
своевременной остановкой движения
и изменением его направления
под углом поможет слово, регулирующее
и направляющее движение руки:
«Прямо – уголок, прямо – уголок»
и так далее. Или: «Вверх
– остановились, в сторону –
остановились…». Постепенно дети
овладевают этим формообразующим
движением и пользуются им
самостоятельно.
Детей 4 года жизни нужно постепенно
подводить к передаче предметов
одной формы, но разной величины.
Выполнение этой задачи в рисунке
требует выработки у детей
навыка регуляции движения руки
по размаху. В тех случаях,
когда надо изобразить большие
предметы, размах руки должен
быть большим, для рисования
мелких форм нужен меньший
размах. Постепенно дети овладевают
регуляцией движения и пользуются
ею сознательно. Зрительный контроль,
осуществляемый за движением,
помогает этому.
В
лепке передача различий по величине
связана с тем, какой комочек
глины будет отделен от общего
куска. При этом возможны исправления:
если, например, отделен слишком
большой комок, можно отщипнуть
еще глины и сделать его
поменьше. [9, с.25]
Для успешного освоения детьми
разницы в способах изображения
предметов овальной и круглой
формы полезно предлагать на
одном занятии предметы этих
двух форм, например, слепить яблоко
и лимон. Изображение лимона
– новая для детей задача, а
предметы круглой формы дети
лепили еще в предшествующей
группе. Вспомнив с детьми способ
изображения круглой формы, воспитатель
показывает способ лепки лимона,
соотнося различие форм предметов
с различием способов их изображения.
Вначале лучше выбирать для
изображения предметы, имеющие более
резкие различия – яблоко и
огурец, бусы круглые и овальные.
Движения рук при изображении
этих предметов различны и
дети быстрее улавливают разницу
между ними. После этого они
легче осваивают передачу менее
резких различий.
И в предшествующей группе
перед детьми ставилась задача
передавать различия по величине;
средний же группе это умение продолжает
совершенствоваться. Дети отражают разницу
не только между предметами (морковки
большие и маленькие), но и между частями
одного предмета (у неваляшки туловище
большое, голова поменьше, а руки еще меньше).
Эта задача решается и в рисовании, и в
лепке, и в аппликации.
Обучение в этой группе надо
начинать с закрепления тех
способов изображения, которыми
дети овладели в предшествующей
группе, добиваясь улучшения качества
изображения.
Перед
детьми средней группы можно ставить
задачу изображения не сложных сюжетов:
«Деревья осенью», «Наш участок зимой».
Иногда сюжет создается путем
повторения изображений одного и
того же предмета: несколько цыплят,
нарисованных на зеленом листе бумаги,
образуют картинку «Цыплята гуляют по
травке»; несколько наклеенных самолетов
дети называют «Парад». Такое повторение,
свойственное детям, дает возможность
лучше закреплять усвоенные способы
изображения.
На занятиях аппликации, давая
детям в готовом виде формы,
они составляют изображение предметов,
воспитатель имеет возможность
закреплять представления детей
о геометрических фигурах, учить
видеть их как основу предметов
и их частей. Именно в этом
виде деятельности дети начинают
осваивать передачу величины
предмета, их частей.
Мелкие части и детали изображения
дети могут сделать сами из
полоски бумаги, сложив ее на
доли нужного размера, а затем
разорвав по линии изгиба, например окна
и трубу дома, глаза, клюв и лапки птицы
и др. Такой способ самостоятельной изготовления
нужных деталей, когда дети еще не могут
резать ножницами, дает возможность лучше
почувствовать и воспринять форму, величину
частей предметов. Кроме того, это позволяет
дополнять изображение, делать его живее,
интереснее.
Иногда может быть использован
в аппликации и способ обрывания.
Так как при обрывании получается
неровный контур, то лучше всего
предлагать детям для изображения
предметы, не имеющие строгих
очертаний: траву, снег, листья, цветы
и т.д. применение этого способа
может содействовать созданию
выразительного образа; кроме того,
обрывание бумаги концами пальцев
способствует развитию мышц руки.
Когда дети получают ножницы
и под руководством воспитателя
учатся резать ими, они прежде
всего усваивают резание по прямой и получение
прямоугольной формы. Одновременно дети
узнают о преобразовании одной формы в
другую: разрезанный по диагонали квадрат
дает два треугольника, разрезанный пополам
круг образует два полукруга. Умение самостоятельно
получать новые формы значительно расширяет
возможности изображения. Обучая детей
этим действиям, нужно формировать подвижные
представления о формах предметов.
Готовые формы и вырезанные
детьми могут быть использованы
как для изображения нескольких
предметов, так и простых декоративных
композиций. Декоративные работы
способствуют развитию творчества
детей, уточнению представлений
о формах. Дети составляют узоры
на бумаге определенной формы
и решают задачу пространственного
размещения на ней элементов,
составляющих узор. При этом формируются
пространственные представления
детей: посредине, по сторонам,
вверху, внизу, выше, ниже и т.д.
Основным способом ознакомление
с предметом в целях формирования
представления о нем является,
как и в предыдущих группах,
обследование. Особенно тщательным
оно должно быть перед изображением
предметов, с формой которых
дети впервые знакомятся в
этой группе. Во всех случаях
дети принимают активное участие
в обследовании: двигают рукой
по предмету, отвечают на вопросы
воспитателя. Перед декоративной
аппликацией и декоративным рисованием
в этой группе вводится обследование
образца, в процессе которого
важно выделить, как расположен
узор, какие элементы входят в
него, каков узор по цвету. При
этом нужно активизировать речь
и действия детей, предоставлять
им возможность показывать на
образце и пояснять расположение
элементов узора, сочетание цветов
и так далее. [9, с.38]
Выполнение рисунка, лепки, аппликации
требует от детей 6-7 года жизни непрерывного
зрительного контроля и оценки сделанного.
Требования, предъявляемые детям, должны
быть посильными, но выполнение их обязательно
для всех. Воспитателю не следует мириться
с тем, что у детей что-то не выходит, не
получается. Необходимо выяснить причину
затруднения и добиться выполнения задания.
При этом, конечно, качество работы не
может быть у всех одинаковым. Основную
форму предметов дети передают еще обобщенно,
приближая ее к соответствующей простой
геометрической форме; характерный облик
предмета создается благодаря включению
в изображение некоторых существенных
деталей. Усвоив основное строение фигуры
человека, животных, дети могут изобразить
их в несложном движении. У человека движения
передаются изменением положения рук
и ног (всей руки и всей ноги в целом без
сгиба или со сгибом), как в народной игрушке.
У четвероногих животных движения изображаются
изменением положения передних и задних
ног (раздвиганием их), а также головы (поднимание
и опускание морды). Легче всего передать
это в лепке. Движение плавающих рыб, летающих
бабочек в рисунке и аппликации передается
изменением положения в пространстве
всего предмета в целом.
На занятии не следует ставить
одновременно несколько трудных
задач; если сложно строение
изображаемого предмета, то цвет
или вовсе не передается (лепка,
рисование без раскрашивания), или
передача его не должна создавать
у детей новых трудностей.
Дети 5-6 лет способны к более
самостоятельному использованию
тех знаний и умений, которые
ими усвоены. Воспитатель, учитывая
это, почти на каждом занятии
дает детям возможность что-либо
выполнить по-своему, дополнить что-либо
по своей инициативе.
В основе методики лежит дальнейшее
развитие восприятия путем обследования
объемных предметов. Во всех
возможных случаях это должны
быть натуральные предметы –
овощи, фрукты, ветви, цветы. После
наблюдения рыб, птиц, кроликов, бабочек,
собаки, кошки и других дополнительно
приходится использовать обследование
игрушки. Живое существо трудно
рассмотреть не только потому,
что оно движется, меняет положение,
но и потому, что оно возбуждает
у детей желание действовать
– погладить, покормить. Игрушку
же дети спокойно рассматривают,
ощупывают, называют ее части,
определяют форму и так далее.
Воспитатель руководит каждым
этапом, задавая детям вопросы,
вызывая их для обведения предмета
рукой. В особенности это необходимо
при изображении предметов, состоящих
из нескольких частей разной
формы и величины. Однако некоторые
признаки или свойства предмета
воспитатель выключает из обследования
и направляет внимание детей
на самостоятельное их определение,
а затем и передачу в изображении.
Так, обследовав постройку из
брусков, кубов и конусов, которую
дети воспроизводят в рисунке
или аппликации, воспитатель ничего
не говорит об окраске ее
частей. Но перед началом работы
он указывает: «Цвет должен быть как в
постройке, смотрите внимательно». В другом
случае при лепке зайца воспитатель после
его обследования предлагает детям самим
рассмотреть форму ушей зайца и постараться
передать ее точно. Дети находят сравнения:
«как совочек», «как ложечка», стараются
воспроизвести эту форму.
Дети усваивают, что начинать
изображение надо с самой крупной
части или с одной из главных
(основных): человека – с головы
и туловища, дерева – со ствола,
животных – с туловища и
головы и так далее. При выполнении
рисунка и аппликации дети
должны также знать, где и
как начинать, где расположить
первую часть, чтобы все остальные
оказались на месте. Тщательная
отработка всех перечисленных
моментов на занятиях с обследованием
облегчает детям самостоятельный
процесс изображения по представлению.
Они строят изображение часть
за частью, быстро и уверенно
и успевают отразить достаточно
богатое содержание. В противном
случае дети не успевают в
течение занятия закончить рисунок,
аппликацию или лепку и выразить
то, что задумали.
Изображение предмета на картине, в рисунке
воспринимается иначе, чем объемный предмет:
линия контура в рисунке не всегда соответствует
контуру реального предмета; большое значение
имеет также, какой стороной предмет обращен
к зрителям, и т.д. поэтому отбирать рисунки
для показа детям с целью ознакомления
с формой, строением, окраской предметов
надо очень продуманно.
В группе «Фантазеры» дети
осваивают особенности украшения
симметрично расположенным узором
квадрата, круга, полосы, шестиугольника.
Им дают куски бумаги той или иной формы,
изображающие платок, тарелку, коврик
и др., а также предметы, выполненные из
глины (тарелка, горшочек, стаканчик) или
склеенные из бумаги (обложка тетради,
пригласительный билет, коробка, корзинка,
фонарики и пр.).
Образцы также могут быть узорами,
нарисованными на бумаге той
или иной формы или украшающими
объемные вещи – керамику, одежду,
игрушку и пр.
При рассматривании узора необходимо
установить, из каких элементов он состоит,
где и как повторяются одинаковые или
однородные, на каких частях предмета
или плоской формы расположен узор (в середине,
по краю, по углам, по сторонам и т.д.), как
сочетаются в нем крупные или мелкие части,
различные цвета, сколько разных цветов
в узоре. Как и обследование предмета,
обследование узора следует проводить
в определенном порядке, приучив к этому
детей.
Детям можно дать для обследования
и воспроизведения в лепке
простейшие образцы народной
глиняной игрушки (русской, украинской,
белорусской и др.). дети усваивают
способы обобщенного изображения при
сохранении основного характера формы
и строения птиц, зверей, человеческой
фигуры.
В этой группе проводятся занятия
по замыслу детей. Они также
требуют руководства со стороны
воспитателя: в процессе работы
у детей возникает много случайных
ассоциаций, уводящих от первоначального
замысла. Важно помочь ребенку
довести до конца задуманное,
выявляя интересы и склонности
каждого. [9, с.51]
Заключение
После изучения психолого-педагогической
и учебно-методической литературы
по теме исследования мы видим
связь между сенсорным развитием
и изобразительной деятельностью
дошкольников. Изучение работ Сакулиной
Н.П., Крупской Н.К. и других педагогов,
методической литературы по теме исследования
позволило выявить связь между изобразительной
деятельностью и сенсорным развитием
ребенка-дошкольника.